Статья Применение модульной технологии на уроках русского языка

Самообразовательная программа.

Применение модульной технологии на уроках русского языка.

В процессе работы над данным проектом было разработано и проведено несколько уроков по русскому языку в 7 классе с применением модульной технологии. Необходимо сказать, что результат превзошел все ожидания. Учащиеся работали с удовольствием, подошли к выполнению заданий очень серьезно, очень строго оценивали собственную работу и работу товарищей, практически не пользовались эталоном, получили положительные оценки за контрольную работу.
Таким образом, можно сформулировать некоторые положительные стороны уроков с применением модульной технологии:
-максимальное количество времени ученик работает самостоятельно, учитель является лишь координатором учебной деятельности;
-мотивация учащихся достаточно высока, потому что, во-первых, данные методы и технологии являются новыми и, следовательно, более интересными и, во- вторых, учащихся всегда привлекают методы работы связанные с самоанализом, самопроверкой, взаимопроверкой и т. д;
-данная работа позволяет учащимся определить, насколько они усвоили тот или иной материал, ликвидировать все пробелы;
-велико воспитательное значение данных уроков (у учащихся воспитывается ответственность за принятое решение и т. д.);
-учащиеся овладевают рациональными способами отбора и получения информации, приемами учебной деятельности;
-каждый ученик работает в своем темпе, соответствующем его индивидуальным способностям, не зависит от темпа класса;
-учащиеся не боятся получить двойку, потому что имеют возможность исправить свои ошибки, воспользоваться помощью ученика, учителя или подсказкой.
Более подробно особенности деятельности учащихся излагались выше.
Исходя из всего сказанного, можно сказать, что уроки с применением модульной технологии являются психологически комфортными, и не случайно модульное обучение считают одной из здоровьесберегающих технологий. В наше время, когда информационный поток увеличивается, а психологические и физические нагрузки беспрерывно растут, это очень важно.


В модульном обучении есть и свои проблемы. Во- первых, необходимо сказать о том, что подготовка к этим урокам требует от учителя большого количества времени и умения владеть компьютером, потому что ученик работает с печатными текстами. Подготовка к подобному уроку – очень трудоемкий процесс. Во-вторых, необходимо постоянно следить за тем, чтобы формы учебной деятельности были разнообразными и не вызывали привыкания у учащихся. В – третьих, учеников нужно подготовить и научить подобному виду деятельности. Ребята, привыкшие к тому, что каждое их действие находится под контролем, порой теряются, когда приходится самим за себя отвечать. Они по привычке начинают нервничать, потому что боятся не успеть, принципиально не хотят пользоваться подсказками, занижают себе оценки, если приходится обращаться к эталону, вообще излишне критично относятся к себе.

В процессе работы над данной темой в течение года я попыталась использовать модульную технологию на детях разных возрастных групп: 5 класс, 7 класс и 9 класс. Мною были разработаны уроки русского языка по следующим темам:

1. Обобщение изученного по теме «Лексика». 5 класс.

2. Причастие как особая форма глагола. 7 класс.

3. Обобщение изученного материала по темам «Причастие и деепричастие». 7 класс.

4. Обобщение изученной темы «Глагол». 5 класс.

5. Сложноподчиненное предложение. 9 класс.

Проведенная работа позволяет сделать вывод, что лучше всего уроки с применением модульной технологии проводятся в 7-9-ых классах. Дети в этом возрасте уже обладают навыками самостоятельной работы, у них есть чувство ответственности за результаты своего труда. На уроках с применением модульной технологии учащиеся лучше усваивают материал, работают с удовольствием, меньше устают.
В 5 классе тоже необходимы подобные уроки, потому что таким образом проще всего приучить детей работать самостоятельно или в парах, помочь им овладеть навыками самопроверки, взаимопроверки, рефлексии.
Но приходится отметить, что в 5 классе уровень усвоения материала на модульных уроках несколько ниже, чем у детей других возрастных групп. Если приучить учащихся к работе по модульной технологии уже в 5 классе, то в дальнейшем такие уроки будут давать очень хороший результат.
Необходимо продолжить работу в данном направлении и применять модульную технологию не только на уроках русского языка.


15