Советы родителям по адаптации пятиклассников.
Советы педагога-психолога родителям
по адаптации пятиклассников
Основная цель моей публикации сориентировать Вас на главном:
1.Родителям необходимо знать основы психо-физиологическими изменениний пятиклассников.
(Подробно Вы можете прочитать информацию на любом психологическом сайте).
2. Самое главное – обратите Ваше внимание на то, как помочь преодолеть возрастные трудности этого возраста.
3.Мы взрослые должны правильно организовывать трудовую деятельность и общение ребенка данного возраста.
В первую очередь хочу поздравить Вас, дорогие родители, Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки.
Это сложный возраст, хоть и не такой острый, как подростковый, но младший подросток впервые встречается с множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться.
Психологический портрет – специфические особенности нашего пятиклассника.
1. Появление чувства взрослости:
стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность;
потребность в освобождении от опеки и контроля.
постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
2. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма:
импульсивность, частая и порой необъяснимая смена настроения, упрямство, агрессивность;
обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками;
потребность в постоянной поддержке и принятии.
3. Психологические изменения:
развитие теоретического мышления, логической памяти.
умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции
4.Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения:
-новая школа,
-новые учителя,
-новые одноклассники,
-новые предметы,
-новые требования и нормы поведения.
Конечно, пятикласснику, попавшему в такие условия, необходима наша помощь и повышенное внимание.
Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка:
Возрастает тревожность;
Снижается работоспособность;
Повышается робость или напортив «развязность»;
Проявление неорганизованности и забывчивости.
Иногда нарушается сон, аппетит
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше
Помощь родителей в период адаптации
Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника:
Первая задача – как научить трудиться, организовывать свой труд?
Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции.
Как заинтересовать ребенка предметом?
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите ребенка в секцию.
Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее будет заниматься.
Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные.
Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, необходимо формировать положительное отношение к школе.
Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается, не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.
Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что «2» можно исправить, задание выучить. Для этого - сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим занятиям.
Вторая задача – как научить общаться со сверстниками?
Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.
Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное познакомьтесь с его одноклассниками и организуйте общение ребят после школы.
Недопустимо запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
Надеюсь, эти советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде!
Ссылка на литературу:
Материал взят мной из интернэт . Автор- Лукьянова Ольга Александровна. (Мною переработано и добавлено)