Доклад на тему Требования к современному уроку физической культуры в условиях введения ФГОС нового поколения
ДОКЛАД
на тему: «Требования к современному уроку физической культуры в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выполнил:
Учитель физической культуры
МБОУ НШ г. Ворсма
Баранов Михаил Николаевич
г. Ворсма
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;- отличаться мобильностью;- быть способным к сотрудничеству;- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.Главной задачей школы современности является развитие личности ученика, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, научить применять полученные знания в жизни.Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он актуален или, проще говоря, современен. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения: 1. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
2. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
3. вывод делают сами учащиеся;
4. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
5. время-сбережение и здоровье-сбережение;
6. в центре внимания урока — дети;
7. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
8. умение демонстрировать методическое искусство учителя;
9. планирование обратной связи;
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, главным деятелем Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», и т. п.
Представлены четыре вида УУД:
- личностные- познавательные- регулятивные - коммуникативные.
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Есть три составляющих для оценивания результативности:метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно содержанию общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные — через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты — через формирование универсальных учебных действий. УУД в широком смысле — это «умения учиться», т. е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры. Формирование УУД на уроках физической культуры направлено на:- самостоятельный поиск решения двигательной задачи;
- систематизацию полученных знаний и умений.
- поиск и формулирование цели;
анализ и оценку двигательных действий; Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий:
- информационно-коммуникационных технологий и др- активных методов;
- проектное обучение;
- проблемного обучения;
Содержание УДД на уроке физической культуры зависит от: - личности педагогов и особенности его работы.
- типа урока;
- поставленных задач физического воспитания;
- этапа обучения.
Так, на этапе начального разучивания необходимо создать представление обучающихся об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах: - видеоматериалы; - изображения, различные схемы;
- показ учителя или ученика.Можно предложить учащимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому элементу. Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники.
Для сравнения и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию.
На этапе углубленного изучения рекомендуется:
- создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия;
организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам.
Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.
В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.
На этапе совершенствования: - усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.
- создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями).
- самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
- выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей.
К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания с использованием учебников «Физическая культура».
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Учебники «Физическая культура» опираются на технологию проблемного диалога. Работая с учебником, обучающиеся учатся определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная со 2–3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.
В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают. Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учитель и его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.