Конспект урока литературы в 10 классе по теме Развенчание обывательской психологии в сказке Премудрый пискарь


Тема: Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».
Цели:
- систематизировать знания о средствах сатирического заострения образа;
- содействовать развитию навыка текстового анализа сатирического произведения;
- способствовать умению связывать образы и идеи классической литературы с современностью, помочь понять специфику юмора и сатиры;
- укрепить понятие «гражданская позиция», убедить в необходимости преодоления индивидуализма и ухода от активного участия в жизни в мир личных интересов.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности, урок творчества и развития речи.
Основной метод: стимулирование творческой деятельности.
Форма урока: творческая мастерская как часть коммуникативно-творческой работы.
Эпиграфы:
Живость боли и непрерывное ее
ощущение служит источником живых
образов.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Я люблю Россию до боли сердечной»
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Жил – дрожал, и умирал – дрожал.
Салтыков-Щедрин.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Мотивация
3. Актуализация опорных знаний
1. Тематика сказок.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы. Какие?
сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы;
выявление пороков общества
восхваление поведения и психологии интеллегенции
изображение жизни народных масс в царской России;
изображение благополучной жизни народа;
обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
2. Верно лиа) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. +б) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. +в) В сказках, умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках. +д) Весь сказочный цикл пронизывает стихия слез -е) Язык сказок в основном научный, с использованием публицистической -лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.ж) Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в. +
3. В  основе  сказок  С.-Щедрина  лежат  образы  птиц, рыб, животных  и  отточенная  народная  мудрость; содержание  народных  сказок  даёт  нам  представление  о  медведе, зайце, щуке, вороне  как  о  уже  сложившемся  характере. Каком? Установите соответствия Медведь    (глупый, неуклюжий)       Лиса    (коварная, хитрая)       Заяц    (боязливый, трусливый)       Щука    (хищная, прожорливая)       Волк    ( жадный, жестокий)       Осёл    (беспросветно  тупой)     
4. В  зависимости, какую  общественную  проблему  поднимает  автор, он  применяет  разные  формы  смеха. Какие? Дайте  определение  этим  понятиям:
Установите соответствияЮмор – ( смех  сочувственный, дружеский, добрый)Сатира – (такой  смех, в  котором  есть  доля  гнева; обличительный, суровый, порою  беспощадный).Сарказм – ( язвительный  смех, в  котором  звучит  ненависть  или  презрение).
5. Почему для своих сатирических обличений писатель избрал форму сказки? Обведите верное утверждение
1) Чтобы в пору реакции, чтобы обмануть цензурую
2) Простому народу сказка понятна и близка.
«Для детей изрядного возраста».
Кто же эти дети? Не те ли взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, кого надо воспитывать, кому надо открыть глаза на жизнь?
3). Ф-ма сказки отвечает задачам писателя, т.к. доступна неискушённому читателю, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность. В борьбе с цензурой Салтыков- Щедрин обращается к эзоповой речи.
4. Целеполагание
Работа с эпиграфами:
- Объясните смысл фраз С-Щедрина.
- Какой эпиграф лишний? А лишний ли? Из какого произведения взяты слова?
«Премудрый пискарь».
Цели: Попытаемся разобраться в замысле С.-Щ.
Определим его гражданскую позицию.
Ответим на вопрос: насколько актуально это произведение на сегодняшний день.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
«Премудрый пескарь» – это сказка. Пескарь – аллегорический персонаж. Сказка – это произведение, для которого характерны аллегория, фантастика. Следовательно, «пескарей» в жизни нет.
(или: «Премудрый пескарь» – это сказка, главный герой которой определенный человеческий тип.Может быть, это произведение актуально и сегодня.)
То есть, к концу урока мы постараемся прийти к выводу: так это или нет. Согласиться или опровергнуть это предположение.
5. Первичная проверка восприятия
-Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (письменно)
6. Анализ сказки.
1) Историческая справка. После удавшегося покушения народовольцев на паря Александра II (01.03.81) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях от крыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.
2) Работа над заглавием сказки
Как вы понимаете смысл заглавия? Словарная работа
Пескарь – маленькая речная рыбка из семейства карповых.
Пискарь (устар. назв.) – от сл. «писк».
Пескарь (совр.) – от сл. «песок».
Каково значение эпитета «премудрый»?(синонимы к слову «премудрый»: умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, (просторечные: башковитый, мозговитый, обладающий здравым умом) и антонимы к нему же: глупый, неумный, несообразительный, бестолковый.)Значит, автор называет пескаря «премудрым», но смысл в это слово вкладывает бесспорно иронический. «Премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.3) самостоятельная работа в паре
1) Какую проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? (Смысл жизни и назначение человека)2) Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? – Только ли здесь стремление обмануть цензуру? (Для усиления сатирического образа)– Что значит слово обыватель?  (В словаре Ушакова Обыватель – 1) постоянный житель какой-либо местности; 2) человек, лишённый общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами)
3) Какой завет оставляет своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба» Зачитать фрагмент)
– Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.
«Капитанская дочка» –  «береги честь смолоду»
«Мёртвые души» – «больше всего береги копейку»
«Горе от ума» –
Мне завещал отец, во-первых,угождать всем людям без изъятья:Хозяину, где доведётся жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге, который чистит платья,Швейцару, дворнику во избежанье зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была.
– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это призыв жить по законам чести и нравственности)
– В чём же суть этой морали «гляди в оба»? (Предостережение, устранение от жизненных опасностей, забота о себе, эгоизм)
4) Как следовал завету отца премудрый пискарь? (Зачитать фрагмент: «Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца… Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»)
5) К какой русской пословице близка обывательская мораль пискаря?(Моя хата с краю. А такая позиция была крайне ненавистна человеку, гражданину, писателю Салтыкову-Щед рину)
6) Зачитать фрагмент или прослушать аудиозапись «И прожил премудрый пискарь… процесс завершает».– К какой формуле сводится вся биография пискаря? (Жил – дрожал, и умирал – дрожал)
7) Какая жизненная программа раскрывается в словах автора, обращённых к умирающему пискарю? (Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему лишает человеческую жизнь всякого смысла. Писатель призывает: живи так, чтобы давать людям свет и тепло, и это сделает тебя счастливым).
8) Каков финал жизни пискаря?
9) Обратимся к названию сказки. Подберите синоним к слову премудрый. (Умный, толковый, разумный, рассудительный)
– В прямом или переносном смысле использует этот эпитет Салтыков-Щедрин? (В устах автора этот эпитет звучит насмешливо, язвительно, иронично)
10) В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте?(Подчеркнуть ничтожность существа, которое только и заботится о своей жизни)
Вывод:
Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла, ума, чести, совести.
4)Составление кластера-ассоциации

Салтыков-Щедрин в образе пискаря изображал определённый тип людей. –  Можно ли назвать человека, которому присущи такие качества, истинным гражданином?– «А что такое гражданин»? («Отечества достойный сын»)– Какими качествами должен обладать настоящий гражданин своей страны? Сделайте вывод.
5) Подчёркивая связь сказки с действительностью, Щедрин соединяет элементы фольклорной речи и современные понятия. Докажите это (по вариантам)
Фольклорные элементы и обороты речи Современные понятия
Жил-был пескарь Пескарь просвещённый, умеренно-либеральный
Мотив отеческих наставлений Жалованья он не получает и прислуги не держит
Ума палата была Моцион делал
Ни в сказке сказать, ни пером описать А во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него 200 тыс. выиграл
Во все лопатки – домой Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья
Ни жива ни мертва выглядывает Ни друзей у него, ни родных
На ус себе намотал Ни он к кому, ни к нему кто
Жизнь прожить – не то, что мутовку облизать В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девицами не гоняется
Думу думает Не чуждается общественности
Стал умом раскидывать Достойные граждане
Хлеб-соль водить Жизненный процесс завершает
Ни тепло ни холодно
Итог урока.-- Какие философские проблемы ставил и решал в этом пр-и автор?
Работа с эпиграфомВся жизнь пескаря уложится в формулу: «Жил – дрожал и умирал – дрожал». А положительные идеалы, иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря:
Какие были у него радости?
Кого он утешил?
Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?
Кто слышал о нём?
Кто об его существовании вспомнит?
– В чём смысл и назначение человеческой жизни? К каким идеалам он должен стремиться?-- Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? Образ мелкой жалкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, какнельзя лучше характеризует дрожащего обывателя: молчит, какрыба; нем, как рыба.^ РЕФЛЕКСИЯ.
Заполнить слепую схему
Сказка «Премудрый пескарь»
26288993810000
285749914478000Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека
Судьба пескаря
3429000152400021717001524000
Цель жизни:Черты:
беречь свою распостылуюглупость, трусость,
3200400114300001943100000жизнь беспомощность
Итог жизни:
«Жил дрожал и умирал – дрожал»
Сочинение-миниатюра «Злободневна ли сказка «Премудрый пескарь» сегодня?»

Прочитайте стихотворение поэта ХХ века А.Прокофьева и ответьте на вопрос: с какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
Премудрый карасик
Плывёшь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.
Который год?
Чуть-чуть не классик,
А всё сидишь, как на мели,
Плыви, плыви, злодей- карасик,
Чуть плавниками шевели!
Опять лениво заметался,
И что ты там не говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.
Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени
Ты на кроссворды перешёл.
Прошу тебя, карасик милый,
Ты не суди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь,
А ты не плачь!
И протолкни скорей беседу, И если хочешь, повтори –
О встрече с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!
Заключительное слово учителя. Опираясь на народную мудрость, используя богатствоНародной речи и образы, созданные народом, проникнутые чисто народным юмором, Салтыков-Щедрин создаёт произведения, цель которых – пробудить народ, воспитать его в бунтарском духе, призвать к воспитанию в себе высокой гражданственности и активной жизненной позиции. Великий сатирик стремился, чтобы «дети изрядного возраста» духовно возмужали.
Рабочая карта урока
Тема__________________________________________________________________________
Цели: попытаемся разобраться в______________________________________________________________
Определим________________________________________________________________________________.
Ответим на вопрос: насколько _______________________________________________________________.
Живость боли и непрерывное ее
ощущение служит источником живых
образов.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Я люблю Россию до боли сердечной»
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Жил – дрожал, и умирал – дрожал.
Салтыков-Щедрин.
1. «Проверим себя»
1. Тематика сказок.
В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы. Какие?
сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы;
выявление пороков общества
восхваление поведения и психологии интеллегенции
изображение жизни народных масс в царской России;
изображение благополучной жизни народа;
обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
2. Верно ли (+ или -)1) В сказках ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. 2) Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, построены на иносказаниях. 3) В сказках, умело сочетая достоверное с фантастическим, писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках. 4) Весь сказочный цикл пронизывает стихия слез 5) Язык сказок в основном научный, с использованием публицистической -лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.6) Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины ХIХ в.
3. В  основе  сказок  С.-Щедрина  лежат  образы  птиц, рыб, животных  и  отточенная  народная  мудрость; содержание  народных  сказок  даёт  нам  представление  о  медведе, зайце, щуке, вороне  как  о  уже  сложившемся  характере. Каком? Установите соответствия Медведь    (хищная, прожорливая)       Лиса     (коварная, хитрая)       Заяц    (беспросветно  тупой)       Щука    (глупый, неуклюжий)       Волк     ( жадный, жестокий)       Осёл    (боязливый, трусливый)     
4. В  зависимости, какую  общественную  проблему  поднимает  автор, он  применяет  разные  формы  смеха. Какие? Дайте  определение  этим  понятиям:
Установите соответствияЮмор – (язвительный  смех, в  котором  звучит  ненависть  или  презрение)Сатира – (такой  смех, в  котором  есть  доля  гнева; обличительный, суровый, порою  беспощадный).Сарказм – (смех  сочувственный, дружеский, добрый).
5. Почему для своих сатирических обличений писатель избрал форму сказки? Обведите верное утверждение
1) Чтобы в пору реакции, чтобы обмануть цензурую
2) Простому народу сказка понятна и близка.
3) Форма сказки отвечает задачам писателя, т.к. доступна неискушённому читателю, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность. В борьбе с цензурой Салтыков- Щедрин обращается к эзоповой речи.
2. Гипотеза
«Премудрый пескарь» – это сказка. Пескарь – аллегорический персонаж. Сказка – это произведение, для которого характерны аллегория, фантастика. Следовательно, «пескарей» в жизни нет.
(или: «Премудрый пескарь» – это сказка, главный герой которой определенный человеческий тип.Может быть, это произведение актуально и сегодня.)
3. Анализ сказки.
Пескарь –
Пискарь –
Премудрый – (синонимы) –
(антонимы) –
Самостоятельная работа в паре
1) Какую проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? 
2) Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделённую обывательскими чертами? – Только ли здесь стремление обмануть цензуру? 
– Что значит слово обыватель?  
3) Какой завет оставляет своему сыну старый пискарь? 
– Вспомните заветы отцов своим детям в других классических произведениях.
«Капитанская дочка» –  «береги честь смолоду»
«Мёртвые души» – «больше всего береги копейку»
«Горе от ума» –
Мне завещал отец, во-первых,угождать всем людям без изъятья:Хозяину, где доведётся жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге, который чистит платья,Швейцару, дворнику во избежанье зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была.
– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? 
– В чём же суть этой морали «гляди в оба»? 
4) Как следовал завету отца премудрый пискарь? 
5) К какой русской пословице близка обывательская мораль пискаря
6) К какой формуле сводится вся биография пискаря? 
7) Какая жизненная программа раскрывается в словах автора, обращённых к умирающему пискарю? 
8)Каков финал жизни пискаря?
9) Обратимся к названию сказки. Подберите синоним к слову премудрый. 
– В прямом или переносном смысле использует этот эпитет Салтыков-Щедрин? 
10) В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте?
Вывод: Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный ______: трусость, страх, _____________ равнодушие ко всему на свете кроме собственной __________ лишает жизнь всякого ________, ума, чести, ____________
Составление кластера-ассоциации.
289369525400пискарь
00пискарь

Языковой анализ сказки
Фольклорные элементы речи
Современные понятия
Заполните слепую схему
Сказка «Премудрый пескарь»
26288993810000
285749914478000Цель: ______________________________________________________________________________
Судьба пескаря
3429000152400021717001524000
Цель жизни:Черты:

_____________________ ____________________________
18154654445003625850444500
Итог жизни:
Домашнее задание: 1)Сочинение-миниатюра «Злободневна ли сказка «Премудрый пескарь» сегодня?»
2) стихотворения А.Толстого перечитать
Прочитайте стихотворение поэта ХХ века А.Прокофьева и ответьте на вопрос: с какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
Премудрый карасик
Плывёшь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.
Который год?
Чуть-чуть не классик,
А всё сидишь, как на мели,
Плыви, плыви, злодей- карасик,
Чуть плавниками шевели!
Опять лениво заметался,
И что ты там не говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.
Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени
Ты на кроссворды перешёл.
Прошу тебя, карасик милый,
Ты не суди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь,
А ты не плачь!
И протолкни скорей беседу, И если хочешь, повтори –
О встрече с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!