Урок окружающего мира Твои помощники — органы чувств (деятельностный метод)

Конспект урока окружающего мира
Тема: «Твои помощники – органы чувств»


Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширение и углубление знаний о работе органов чувств; расширение и углубление знаний о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.
Воспитательная: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; воспитание умения работать в коллективе.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления; мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, содействовать развитию органов чувств.


Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Ноутбуки;
Экспертные наборы (мешочки с различным содержимым, перчатки, пробирки, перфокарты)
Карточки со словарными словами;
Словарь Ожегова

Дифференцированный подход был при распределении детей на группы по видам деятельности.

Ход урока:

1 Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Внимание на экран (театр теней, последний слайд фигура человека).
- Что вы можете сказать о том, что сейчас увидели на экране?
- Почему в заключение показа появилась фигура человека?
Вывод: человек – часть живой природы.
- Благодаря чему мы с вами смогли узнать, что было на экране?
- Чтобы выяснить, над какой темой урока будем работать, я предлагаю вам отгадать кроссворд.

У зайчишки - на макушке,
А у нас чуть ниже глаз (ухо) Почему?
2. Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит (глаза) Почему?
3. У двух матерей по пять сыновей,
Одно имя всем (пальцы)
Вот гора, а у горы, две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (нос)
5. Всегда во рту, а не проглотишь (язык) Почему?

- Какое ключевое слово получилось? (органы).
- У человека есть разные органы. Какие органы вы знаете?
- Тема нашего урока: «Твои помощники - органы чувств»
- Мы с вами к концу урока должны решить, почему органы чувств можно назвать помощниками человека? (на доске проблемный вопрос).

- Опираясь на тему урока, давайте сформулируем цели.
Познакомиться – с органами чувств и их значением для человека;
Узнать – о работе органов чувств;
Научиться – беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены.
- Сегодня вы будете не просто школьниками, Мы сегодня вступаем в научное общество «Юный исследователь». Каждый из вас будет его научным сотрудником.
- Как вы считаете, какой из органов самый важный и дает больше информации об окружающем мире?
- Этот вывод мы сделаем, когда познакомимся подробно со всеми органами чувств.
- Итак, первый орган – глаза.
- Кто из вас знает, как называется чувство, связанное с этим органом? (ответы детей).
- Научное название этого чувства – зрение.
- Чтобы выяснить значение данного слова обратимся к словарю Ожегова. (1 ученик читает, у остальных на столе выписка из толкового словаря).
- Как называется специалист в области зрения? (окулист, офтальмолог)
-Значение этих слов одинаково, различие состоит в том, что 1-устаревшее, 2- современное, 1-латинское, 2- греческое.
- Приглашаю экспертов в области зрения. (выступления детей, готовивших доклады).
- Что запомнили из того, что рассказали дети?
- Вы не задумывались, почему человек моргает? (ответы детей)
- Внимание на экран. (схема, диктор)
- Что окружает глаз? (веки, брови, ресницы).
- Зачем они нужны?
(Веки и ресницы защищают от пыли и яркого света. Брови – задерживают капельки воды и пота, и не дают им попасть в глаза.)
- Сам человек тоже должен заботиться о своем зрении.
Открыли ноутбуки.

Задание: Опираясь на свой жизненный опыт, определите: что вредно, что полезно для зрения? (1 вариант – на компьютере, 2 вариант – на бумаге)
- Проверьте правильность выполнения. Внимание на экран. (самопроверка)
- Кто допустил ошибки?
- Молодцы, справились! Прикрыли мониторы.
- Что же собой представляет орган зрения?

Проблема: есть люди, которые плохо видят или не видят совсем.
- Как им ориентироваться в окружающем мире? (трость, собака-поводырь, светофоры с сигналом)
- Каким образом такие люди получают образование? (СПЕЦИАЛЬНЫЕ КНИГИ ДЛЯ СЛЕПЫХ, они читают с помощью пальцев).
Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. На ощупь, с помощью пальцев прочитайте написанное слово. (КОЖА)
-Какое слово вы прочитали?
- Откройте глаза, проверьте.
- При помощи чего вы прочитали слово?(пальцы, кожа)
- Научное название этого чувства – ОСЯЗАНИЕ.
- Снова обратимся к словарю Ожегова и узнаем значение данного слова.
Работа со словарем.
- Как называется специалист, который занимается проблемами кожи? (дерматолог)
- Я приглашаю к демонстрационному столу 1 группу экспертов-криминалистов.
Предлагаю вам на одну руку надеть перчатку, вторую оставить свободной.
- Определите, что в мешочках, и заполните инструкционную карту. (3-4 человека) 1-2 минуты.
Дети работают, а в это время слайд схема кожи.
- Пока ребята работают, внимание на экран.
В энциклопедии я прочитала, что среди клеток кожи находятся миллионы микроскопических нервных окончаний, которые помогают нам почувствовать высокую температуру, боль, и даже легкое дуновение ветерка. На 1кв. см кожи имеется около 150-200 чувствительных нервных окончаний.
- Теперь слово экспертам. Проведя данный опыт, мы обнаружили.
- Какой рукой вам было легче определить, что находится в мешочках? (без перчатки)
- Какой вывод сделаем о таком органе чувств – как кожа? (ответы детей)
- Правильно сказали, а я еще хочу добавить: Лучше всего мы ощущаем подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний.
- Теперь приглашаем 2 группу экспертов-криминалистов. (3-4 человека)
- Вам предстоит определить содержимое емкостей по запаху. (пробирки)
- Обратите внимание, как правильно улавливать запахи. Вещества бывают разные, некоторые могут повредить слизистую носа. Показ учителя.
- Не забудьте заполнить инструкционные карты.
-Пока дети работают:

Большинство людей могут распознать около 4000 различных запахов, а некоторые – даже до 10000. Когда запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу.

- Готовы наши эксперты? Вам слово. (Проанализировав содержимое пробирок, мы установили что..)
- Прекрасно, вы справились!

- Какой орган чувств сейчас помогал нашим криминалистам? (НОС)

Ученые называют это чувство – обонянием.
-Обратимся к словарю.

Всегда ли запахи, которые мы ощущаем нам приятны? Приведите примеры.
- Но ведь могут быть и вредные запахи (выхлопы газа, заводы, мусор, краска)

Открыли ноутбуки.
Задание: выберете из предложенных предметов средства защиты органов дыхания. (1 вариант – на бумаге, 2 вариант – на компьютере)
Самопроверка с большим экраном. Кто допустил ошибки?
- Прикрыли мониторы.
-

- Приглашаю следующую группу экспертов, которые будут исследовать следующее, не мало важное чувство – вкуса (карточка на доску)
- Узнаем значение данного слова в словаре.
- Проведем опыт: перед вами 4 стакана. Определите вкус.
- Какие ощущения? (вода сладкая, соленая, кислая, чистая)
Вопрос классу: При помощи какого органа чувств дети определили, что находится в стакане? (с помощью языка)
- Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Существует 4 основных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка. Кончик языка определяет сладкое, боковые стороны чувствуют соленое и кислое, задняя зона различает горькое. Язык также различает горячее, холодное и боль.
Какой вывод можете сделать о таких органах чувств как нос и язык?

- А теперь я предлагаю немного расслабиться. Закройте глаза, устройтесь поудобнее.
- Определите, что это? (идут звуки: ливень с громом, море с чайками, мурлыканье кошки,)
- Какой орган чувств помог определить эти звуки? (ухо)
- В научной среде это – орган слуха. ( карточка на доску)
- Обратимся к словарю за значением этого слова.
- Как мы слышим звук? Внимание на экран. (схема уха, диктор)

- Для слуха нет ничего вреднее, чем шум. Слишком громкие звуки приводят к разрушению рецепторов звука. Сегодня в городах проблема шума стала острой, как никогда. Наш город не исключение. Громкость звука оценивается в специальных единицах – децибелах. Посмотрим, как влияет громкий звук на ухо человека. (таблица децибелов)
- Ребята, есть еще одна проблема. В нашем обществе встречаются слабослышащие и совсем глухие люди.
- Как же им общаться друг с другом и с нами? (решение проблемы)
Существует язык жестов. Возьмите лист-приложение.
Давайте попробуем с помощью языка жестов показать слово МАМА.
- Молодцы! Дома обязательно научитесь показывать свое имя.
Работа с компьютером.

- Открыли мониторы:
Работа вам уже знакома. Самопроверка.
Вывод. Что собой представляет орган слуха – ухо?
- Как называется специалист, занимающийся лечением уха, горла, носа?
(ЛОР – отоларинголог)

Встали. Повторяем за мной:
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
- Наш организм – это набор тончайших и сложноустроенных механизмов, благодаря которым мы не только слышим, видим, но и поддерживаем равновесие, которое обычно называем 6 чувством.
- Посмотрите на схему и сделайте вывод о том, как должны работать органы чувств?
- Возможна ли полноценная работа организма при отсутствии хотя бы одного из этих органов?
- Чтобы все органы были здоровы, необходимо соблюдать гигиену.
- Сейчас поработаем в группах. 1 группа- окулисты, 2 группа- дерматологи, 3 группа- лор-врачи. Работа с карточками «Правила личной гигиены»


- Сели на свои места.
Мы познакомились со всеми органами чувств.
- Как вы считаете, какой из органов чувств является главным? (ВСЕ)
- Теперь вернемся к проблеме поставленной в начале урока.
Почему органы чувств можно назвать помощниками человека?

Дома составьте в творческой форме памятку по гигиене одного из изученных сегодня органов чувств.
15