Урок литературы в 10 классе по сказке Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь
Урок литературы в 10 классе
Тема урока: Имеет ли смысл жизнь главного героя сказки Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь»?
Цель :
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке, жизненное самоопределение, формирование моральных норм.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: углубить знания о творчестве Салтыкова-Щедрина, рассмотрев в сказке «Премудрый пескарь» проблему смысла жизни.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о смысле жизни на примере сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
Развивающие: развитие речи, наглядно-действенного, логического мышления; умения работать с художественным текстом.
Воспитательные: воспитание культуры поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе.
Учебно-методический комплекс, оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- информационные слайды;
- отрывки из мультфильма «Премудрый пескарь»;
- тексты сказки «Премудрый пескарь»;
- необходимая бутафория ( судейская мантия, молоточек).
Тип урока: углубление знаний
Ход урока.
Организационный момент.
Слово учителя, элемент беседы:
– Ребята, нашу работу на уроке я хотела бы начать с прочтения трёх высказываний. ( Слайд №1) - Что общего в этих высказываниях? (тема)
- Как вы думаете, почему я сейчас предложила вам эти слова? (Разговор на уроке будет о смысле жизни).
- А что такое смысл жизни? Как вы понимаете это выражение? ( Учащиеся говорят о своем понимании смысла жизни)
- Смысл жизни, смысл бытия – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества.
- Итак, сегодня мы рассмотрим эту проблему, а опираться мы будет на сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».
- Запишите тему урока (Слайд №2).
Слово учителя.
А сейчас мы используем нетрадиционную форму работы на уроке. Мы проведём суд присяжных, где и ответим на вопрос темы урока. Как вы уже заметили, класс разделён на три группы, это группа стороны обвинения, группа стороны защиты и группа присяжных заседателей. Именно присяжные заседатели должны вынести решение (вердикт) суда. (Перед каждой группой ставятся карточки: ОБВИНЕНИЕ; ЗАЩИТА; ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ). Я буду выполнять роль судебного заседателя.
Ролевая игра «Суд присяжных».
Секретарь : - Прошу всех встать! Суд идёт!
Судья (учитель в судейской мантии,):
- Прошу всех садиться. Судебное заседание объявляется открытым ( стук молоточка).
Рассматривается дело по обвинению героя сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» в том, что он прожил бессмысленную жизнь, замуровав себя в тёмной норе. Образ премудрого пескаря – это образ мелкой рыбёшки, беспомощной и трусливой, жизнь которой пуста и бессмысленна.
- Уважаемые присяжные заседатели, огласите, кто у вас выбран старшиной? (Ученик представляется)
- Суд устанавливает личность подсудимого.
- Суд переходит к судебному следствию.
Слово предоставляется стороне обвинения. Поясните суду и присяжным заседателям, почему жизнь премудрого пескаря не имеет смысла? (Учащиеся стороны обвинения рассказывают о жизни пескаря, показывая её никчемность, бессмысленность. Например:
Мудрый, но мудрость пескаря «трусливая».Бесполезная жизнь, незаметная жизнь. Не испытал настоящих чувств, заботу, любовь. Не создал и не попытался создать семью).
- Слово предоставляется стороне защиты.
(«Ума палата была»; Слушал своих родителей (отца); Имел свой дом; Долгожитель; поддерживал здоровый образ жизни).
- Мы выслушали две стороны: обвинения и защиты. Прошу присяжных заседателей вынести вердикт: Имеет ли смысл жизнь главного героя сказки Салтыкова Щедрина?
- Слово предоставляется присяжным.
( Да, жизнь пескаря имела хорошие стороны: долгожитель, соблюдает ЗОЖ, построил свой дом. Поначалу он не отличается от себе подобных. Но, трус по характеру, пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, заключил себя в замкнутое пространство – нору. В этой норе он не жил, а прозябал. Прозябал сто лет!! Риторические вопросы в тексте: « Какие у него были радости? Кого он приютил? Кому доброе слово сказал? Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал хорошего?»- имеют один ответ – никого, никому, никаких « Жил – дрожал и умирал – дрожал». Такая жизнь не имеет смысла, потому что каждый человек, а мы понимаем, что под пескарём Салтыков-Щедрин имел в виду именно человека, должен оставить хоть какой-то след, чтобы о нём знали, чтобы его помнили. А о премудром пескаре никто никогда и не вспомнит, потому что и вспомнить - то нечего)
- Спасибо, присяжные заседатели.
5. Учитель
- Ребята, вы только что дали ответ на вопрос, поставленный в теме урока. Да, несомненно, жизнь пескаря не имела смысла и в этом я с вами согласна.
- Можно ли сказать, что философские проблемы о смысле жизни, поставленные Салтыковым-Щедриным в 19 веке актуальны сегодня? Почему? (Это проблема вечная, ответ на этот вопрос ищет каждый человек)
- Вернёмся к высказываниям, с которых мы начали урок. Как вы думаете, чьи слова особенно близки к выводу, сделанному на уроке? А близки ли они идее произведения?
6. Итоги урока (оценивание, комментарий).
7. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Что лучше – жить сто лет, не принеся ни вреда, ни пользы, или жить, совершая ошибки и учась на них?»
Слайд №1:
« Живущий только для себямёртв для других».
( Пубилий Сир, римский поэт эпохи Цезаря))
« Всего несноснее – жить в свете бесполезно».
( Н.Карамзин, историк, литератор 18-19 века)
«Жизнь, пройденная без служения широким интересам, не имеет оправдания».
( Н.Лесков, писатель 19 века)
Слайд №2.
Имеет ли смысл жизнь главного героя сказки Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь»?
Портрет Салтыкова- Щедрина.
На экране заставка начала суда.
Слайд№2 (тема урока, портрет)
На экране кадры из мультфильма «Премудрый пескарь»
Слайд №4. Иллюстрация к сказке (изображение пескаря, которое подразумевает присутствие обвиняемого на суде).
Слайд №2 (тема урока, портрет)
Слайд №1. (высказывания)
Слайд №5 (тема эссе)