«О словах разнообразных. Первые слова (по Л. Успенскому)»
Открытый урок по русскому чтению в 3 классе
Тема: «О словах разнообразных. Первые слова (по Л. Успенскому)».
Тип урока: урок внеклассного чтения
Цели урока: создать условия для формирования читательских умений и навыков, совершенствовать навыки осознанного, беглого чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, выстраивать логическую последовательность событий прочитанного, составлять портретную характеристику;
развивать творческие способности и читательскую активность, обогащать и уточнять активный и пассивный словарный запас, расширять кругозор учащихся;
воспитывать культуру речевого общения, высоких моральных качеств, проявление искреннего чувства к самому родному и близкому человеку.
Оборудование: музыкальное оформление, пословицы по данной тематике, выставка детских рисунков на тему «портрет моей мамы», карточки со словами, портрет Л.Успенского.
Ход урока
I.Организация класса
- Станьте ровно. Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что наш урок пройдёт в позитивном настроении.
- Сядьте тихо и правильно.
II.Мотивация учебной деятельности
-Каждый час, каждую минуту человек произносит много разных слов: весёлых и грустных, нежных и ласковых. Вспомните самое тёплое и нежное слово, которое согревает душу и сердце каждого человека, не важно, стар он или мал. Запишите его у себя на карточке. А теперь послушайте внимательно стихотворение, которое прочитают нам ребята.
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре,
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе…
Шепни его тихо, скажи его громко.
Главное слово любого ребёнка – МАМА.
- Проверьте, вы записали такое же слово?
( Звучит аудиозапись песни из к/ф « Мама»)
- Кто самый красивый и дорогой на свете для мамы?
- Чему мама учит ребёнка с первых дней жизни?
ФИЗМИНУТКА
III. Сообщение темы урока
- Сегодня на нашем уроке внеклассного чтения мы будем говорить о самой светлой женщине на Земле, о той, что подарила вам жизнь, ответим на вопрос кто такая мама ,послушаем рассказы детей, будем читать статью Л.Успенского и работать с пословицами.
IV. Основная часть урока
1.Речевая и мимическая разминка
- Произнесите слово МАМА с улыбкой, задумчиво, шепните, скажите его громко, протяните его нежно.
- Какая мама для каждого из вас?
- Подберите подходящие слова, чтобы описать какая мама.
( нежная, ласковая, милая, добрая, надёжная, любимая, дорогая, красивая, модная, главная, весёлая, родная…)- Подберите ласковые слова, которыми мы обращаемся к самой главной женщине для нас.
( мамочка, мамуля, мамулечка, матушка )2.Работа в парах над пословицами о маме
- В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери, ставших пословицами. Мы не знаем, кем они били сказаны впервые, но они верны и часто повторяются в речи, переходят из уст в уста, от поколения к поколению.
- У вас на партах лежат карточки с пословицами. Но вот беда: слова в них рассыпались и перепутались. Попробуйте собрать слова так, чтобы восстановить и прочитать народную мудрость.
НЕТ, БЛИЖЕ, МАТЕРИ, ДРУГА. ( Ближе матери нет друга.)
МАТУШКА,НЕТ, ДРУЖКА,ЛУЧШЕ,РОДНАЯ, ЧЕМ. ( Нет лучше дружка, чем родная матушка.)
СОЛНЫШКЕ,ПРИ,МАТЕРИ, ПРИ, ДОБРО, ТЕПЛО. ( При солнышке тепло, при матери добро.)
- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
3.Работа над статьёй Л.Успенского « Первые слова».( стр.70-72)
1)Чтение статьи учителем.
- Внимательно послушайте статью Л.Успенского и скажите , что нового вы узнали из неё. Что вам больше запомнилось?
2)Чтение статьи учащимися молча.
3)Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте:
Как «тренируется» малыш в кроватке?
Какие звуки он издаёт?
Как называют маму и папу на разных языках?
Прочитайте историю слова «Бай-бай»
ФИЗМИНУТКА
4.Устный рассказ детей о маме.
-Давайте представим себе, что мы пришли на экскурсию в картинную галерею и остановились перед выставкой портретов. Нам нужен экскурсовод, который бы рассказал нам о людях, изображённых на портретах.
- Кто будет первым экскурсоводом?
( Рассказы детей о своей маме.)
5.Коллективная работа
- Все мамы очень любят цветы. Давайте и мы посадим и вырастим цветок «признательности» нашим мамам.
-У вас на партах лежат лепестки цветка. Напишите на них какая ваша мама, используя слова, которыми вы описывали своих мам.
-Пока вы писали, цветок уже подрос, и ему осталось только распуститься.
( Под песню из м/ф « Мама для мамонтёнка» учащиеся прикрепляют и озвучивают свои лепестки.)
V.Итог урока
- О ком мы говорили на уроке?
- Если бы с вами на уроке готовили материалы для книги, то какое название вы бы ей дали?
VI.Домашнее задание
- Ещё раз прочитайте и подготовьте пересказ статьи стр.70-72.