План конспект урока по литературному чтению 2 класс тема: Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».


Тема: №1 Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Цель: познакомиться с творчеством А. Линдгрен.
Задачи:
познакомиться с произведение А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
работать над совершенствованием техники чтения;
развивать умение работать с текстом;
совершенствование мыслительных процессов;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать речь учащихся;
развивать интерес к чтению, творческие способности детей;
воспитывать доброту, дружбу.
Задачи учителя:
Обеспечить доброжелательную творческую обстановку, где дети могут непринужденно и  активно работать.
Создать ситуацию «успеха», где каждый ребенок ощущает поддержку и чувствует себя значимой фигурой.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебники литературного чтения 2 класс, хрестоматии по литературе. Белые, жёлтые и красные цветочки, зелёная поляна, раскраски малыша и щенка, наборное полотно, рисунки детей (домашнее задание), подборка книг А. Линдгрен (выставка).
Ход урока:
Психолого-педагогический настрой класса. (2 мин)
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Посмотрели друг на друга,
Улыбнулись от души,
Сели ровно малыши.
Чтобы хорошо читать
Нужно минутку пожжужать.
Постановка целей, темы. (1 мин)
Сегодня на уроке мы с вами будем думать, размышлять, на вопросы отвечать, выразительно читать. А так же познакомимся с новым произведением, начнем его изучать. А как оно называется, и его автора вы узнаете немного позже.
Проверка домашнего задания. (7 мин)
- Давайте вспомним, какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Мышонок Пик»)
- Назовите автора этого произведения. (В.В.Бианки)
- К какому жанру относится это произведение? (авторская сказка)
- Почему? (написал автор)
- Какие еще бывают сказки? (народные)
- Какие народные сказки вы знаете, назовите.
Чтение сказки учащимися, цепочкой. Небольшие отрывки. Словесное оценивание каждого ученика.
- Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе. Посмотрите, вы нарисовали рисунки к произведению, которое мы читали на прошлом уроке. (Учитель называет тех учеников, кто нарисовал рисунки к произведению). Рисунки получились интересные, вы побывали в роли художников-оформителей.
Постановка темы. (1 мин)
- А сегодня мы снова окунёмся в мир приключений и фантастики, и познакомимся с еще одной авторской сказкой. Эта сказка называется «Малыш и Карлсон», а написала эту сказку известная шведская писательница Астрид Линдгрен. Я расскажу вам автобиографию этой прекрасной писательницы, а вы послушаете и ответите на вопрос «Какие произведения она написала?».
6. Краткие сведения об авторе. (4 мин) Презентация об авторе сказки.
- Полное имя этой писательницы Астрид Анна Эмилия Эриксон. Она родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нас недалеко от Виммербю (Швеция). Окончив школу, Астрид работала в местной газете, затем переехала в Стокгольм. 4 декабря 1926 года у нее родился сын. Затем Астрид вышла замуж и приняла фамилию мужа – Линдгрен. Немного позже у писательницы родилась дочь Карин. Когда ей было четыре года она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Однажды, когда мать уже не знала, о чем рассказывать, Карин попросила рассказать о Пеппи – Длинный чулок. Астрид начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали странному имени девочки. Так появилась первая книга Астрид Линнгред «Пеппи – Длинный чулок». Идею «Карлсона, который живет на крыше» тоже подсказала дочь. Астрид обратила Внимание на смешной рассказ Карин о том, что когда девочка остается одна, к ней в комнату влетает маленький, веселый человечек, который прячется за картины если входят взрослые.
Умерла писательница 28 января 2002 года.
- Какие же произведения написала Астрид Линдгрен? («Пеппи – Длинный чулок», «Карлсон, который живет на крыше»)
- А вот еще произведения, которые написала Астрид Линдгрен. (слайд выставка книг)
7. Физминутка (3 мин)
8. Первичное знакомство с текстом. (5 мин)
Текст читается по очереди учитель – дети. Учащиеся подчеркивают непонятные
слова.
Словарная работа. (2 мин)
Учитель объясняет слова, смысл которых дети не поняли. Чтение учеником в словаре значение слова «слоняешься».
10. Деление на группы, создание коллаборативной среды. (2 мин)
Игра «Бабочка».
Бабочка-красавица
Всем нам очень нравится!
Раз – росинкою умылась,
2 – к цветочку наклонилась,
3 – почистила сапожки,
4, 5 – махнула мошке,
6 – лапками подрыгала,
7 – быстренько попрыгала,
8 – платьице расправила,
9 – причёсочку поправила,
10 – полетела, на цветочек села.
(в конце игры ребята «садятся» на цветочки, которые расположены на полу).
-Ребята, каждый из вас выбрал себе цветок, а сейчас распределитесь на две группы и сядьте за те столы, на которых вы увидите свои цветы.
Работа в группах по тексту (ресурсы, презентации).(10 мин)
Задание.
1.Прочитайте внимательно текст.
2.Перескажите напарнику.
3.Выберите лучший пересказ в группе.
4.Подготовьте выступающего.
5.Спикер выступает от группы.
1 гр. - Ребята, скажите, как звали мальчика, главного героя? (раскраска Малыша).
- Найдите в тексте и прочитайте те строчки, из которых видно, о чём Малыш мечтал больше всего на свете.
- У кого из вас есть домашние питомцы?
2 гр. - Найдите в тексте и прочитайте те строчки, из которых видно, какого щенка встретил Малыш. (Раскраска щенка).
- Почему он хотел себе щенка?
- Как вы думаете, разрешат родители Малышу завести щенка?
Карта наблюдения за группами (После оглашения задания учитель ведет наблюдение за деятельностью групп и заполняет форму. В процессе выполнения задания учитель заполняет первые два столбца – «Сотрудничество в группе» и «Поведение». На этапе, когда группы представляют свои работы, учитель дополняет колонку «Поведение» и заполняет следующие две колонки – «Раскрытие материала» и «Умение слушать и задавать вопросы» (каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсовили минусов):
Номер группы Сотрудничество
в группе
(распределениеи выполнение
обязанностей) Поведение (немешать работе
других групп, не
отвлекаться от
выполнения задания,
не кричать) Раскрытие
материала,
задания,
темы Умение слушать
презентации
других групп, задавать
вопросы,
делать дополнения Общий
балл
I гр. II гр. Оценивание деятельности отдельного ученика при групповой работе:
Ф.И.
уч-ся Участвует в распределении обязанностей в группе
и выполняет свои обязанности Предлага ет идеи Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) Помогает участникам группы Внимательно слушает и задает вопросы Умеет вести обсуждение (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) Работает в группе, сосредоточившись на постав ленном учеб ном задании Взаимооценка Самооценка Оценка учителя
Наташа БауыржанИнна АлдиарНикита Денис Анастасия Евгения -Почему вы именно так оценили своих товарищей? -Какие советы вы бы дали своим одноклассникам? - Чью работу вы бы отметили?
VI Итог урока
Прочитайте слова Астрит Лингрен (на доске)
«Ничего великого и примечательного не свершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого – либо человека».
-Как вы понимаете эти слова?
-Что же свершилось однажды в фантазии Малыша?
-Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша? А у вас бывают такие минуты ?-Что мы посоветуем детям делать в минуты одиночества? (фантазировать мечтать)
Вернёмся к сказочным повестям.
-Чему учит нас повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»?
(фантазировать мечтать )Домашнее задание.
1) Дочитать до конца третью часть, прочитать четвертую часть.2) Подготовить в парах диалог Малыша и Карлсона.3) Напишите синквейн.
Малыш
добрый грустный
мечтает думает грустит
Мне понравился Малыш.
Фантазёр
Карлсонвесёлый смелый
летает веселит дружит
Я хочу такого друга.
– Я желаю вам приносить людям радость, улыбку, добро и счастье. Всего вам доброго! Берегите себя. Но и других берегите, уважайте, любите. Спасибо за работу.– Вам понравился сегодня урок? И если очень понравился урок, то посадите красные цветы на полянку, если было интересно, посадите жёлтые цветы, а если вам было на интересно, то посадите белые цветы.