презентация СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС? Белая шляпа: информацияБелая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.Красная шляпа: чувства и интуицияВ режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.Черная шляпа: критикаЧерная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. ИГРА «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» Желтая шляпа: позитивЖелтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.Зеленая шляпа: креативностьНаходясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.Синяя шляпа: управление процессомСиняя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Белая шляпа: информация Красная шляпа: чувства и интуиция Черная шляпа: критика Желтая шляпа: позитив Зеленая шляпа: креативность Синяя шляпа: управление процессом КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС? Ключевые изменения ФГОС−2: 1) Ориентация на результаты образования.2) Объектами контроля и аттестационных процедур (учителя, школы, региона) являются теперь: личностные, метапредметные и предметные результаты. Поскольку любая система деятельности работает на те цели, которые контролируются, то новый стандарт создает условия для реального перехода к школе саморазвития и самореализации личности. Как достичь результатов ФГОС? метапредметных результатов Система мониторинга результатов обучения Система подготовки педагогических кадров Методическое обеспечение (учебники, пособия и т.д.) Методика реализации содержания Содержание образования Система дидактических принципов Технология обучения Метод реализации целей Цели образования Дидактическая система Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» Принцип целостногопредставления о мире Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип творчества Принцип вариативности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» Принцип целостногопредставления о миреозначает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельностизаключается в такой организации обучения, когда ученик не получаетготовое знание, а добывает его сам в процессе собственнойучебной деятельности Принцип непрерывностипредполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип творчествапредполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимаксазаключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортностипредполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» Система мониторинга результатов обучения Система подготовки педагогических кадров Методическое обеспечение (учебники, пособия и т.д.) Методика реализации содержания Содержание образования Система дидактических принципов Технология обучения Метод реализации целей Цели образования Дидактическая система Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...» С−11 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. В.В. Давыдов ТЕОРИЯРАЗВИВАЮЩЕГООБУЧЕНИЯ Москва, 1995 Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.(психологическая версия) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова СД-педагогика«Школа 2000...»(Л.Г. Петерсон) Из заданных блоков постройте последовательность этапов общего методологического закона рефлексивной самоорганизации (то есть эффективного способа преодоления затруднения в достижении цели). Задание Постановка цели и построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Фиксирование затруднения Действие, в котором возникло затруднение Анализ этапов действия и определение места затруднения Определение причины затруднения 1 где 1 − действие, в котором возникло затруднение; 2 − фиксирование затруднения; 3 − анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование − И); 4 − определение причины затруднения (критика − К); 5 − постановка цели и проектирование (П); 6 − реализация проекта. 2 6 3 И 4 К 5 П Схема «Рефлексивная самоорганизация» 5 6 9 8 3 4 7 1 2 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3) Выявление места и причины затруднения.4) Построение проекта выхода из затруднения.5) Реализация построенного проекта.6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение.9) Рефлексия учебной деятельности. Технология деятельностного метода«Школа 2000...» (ТДМ) I Мотивация к учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Требования к этапу УУД I Мотивация к учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования. Требования к этапу УУД II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). Регулятивные:контроль, коррекция.Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. Требования к этапу УУД II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Требования к этапу УУД II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Познавательные: общеучебные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Регулятивные:контроль,прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением),волевая саморегуляция. Требования к этапу УУД III Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций.2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. Познавательные:общеучебные: умение структурировать знания;постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. IV Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения:1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Требования к этапу УУД IV Построение проекта выхода из затруднения 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Познавательные:общеучебные: знаково-символические – моделирование;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.Регулятивные:планирование, прогнозирование. Требования к этапу УУД V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение разрешать конфликты;умение выражать свои мысли. Требования к этапу УУД V Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). Познавательные:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование;логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Требования к этапу УУД V Реализация построенного проекта 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.5) Организовать уточнение общего характера нового знания. Познавательные:общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование;логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Требования к этапу УУД VI Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:- фронтально;- в парах или группах. Коммуникативные:управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Требования к этапу УУД VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;Познавательные:общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Требования к этапу УУД VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Требования к этапу УУД VIII Включение в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Регулятивные: прогнозирование. Требования к этапу УУД IX Рефлексия учебной деятельности 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;оценка процесса и результатов деятельности.Коммуникативные: умение выражать свои мысли.Регулятивные: волевая саморегуляция. Требования к этапу УУД IX Рефлексия учебной деятельности 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. Требования к этапу УУД ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДАПредложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях (что тоже важно, и мы это тоже делаем), НО ГЛАВНОЕ − позволяет выполнять весь комплекс УУД на каждом уроке. 5 6 9 8 3 4 7 1 2 Технология деятельностного метода«Школа 2000...» (ТДМ) Желаем творческих успехов!