Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Победе (Устный журнал Дорогами войны)
Внеклассное мероприятие,
посвящённое 70-летию Великой Победы.
Автор: учитель начальных классов ГБОУ «Школа №1352» города Москвы
Устный журнал «Дорогами войны»
Цель и задачи данной работы:
Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.
Закрепление и углубление исторических знаний о Великой Отечественной войне.
Развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы у учащихся.
Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Воспитание любви к своей Родине и уважения к её защитникам.
Оборудование:
Экран, проектор, компьютер, мультимедийная презентация, документальный видеоролик, запись военных песен.
Предварительная работа:
Подбор материала о Великой Отечественной войне,
Оформление фотовыставки «Дети-герои войны» ,Оформление выставки детских рисунков «Война глазами детей»,
Разучивание стихов и песен о войне,
Подготовка наглядного материала (выставка книг о войне, медалей, солдатских предметов времён войны),
Подготовка военной формы для учащихся,
Подготовка презентации и проекта «Дорогами войны»
Ход мероприятия:
Учитель:
- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день – день Победы. Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Сегодня я вам предлагаю пройти тот же путь, какой пришлось пройти нашим солдатам и мирным людям по тяжёлым дорогам войны.
Вальс «Осенний сон», дети танцуют, на их фоне звучат стихи:
Июнь. Клонился к вечеру закат,И белой ночи разливалось море,И раздавался звонкий смех ребят,Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,Со школьных вечеров шагая,Что завтра будет первый день войны,А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.
Левитан «Объявление о начале войны»
Фонограмма «Священная война»
- Война! Какое страшное слово! В первый день войны мальчишкам и девчонкам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад! Вот она, война!
- Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.
- Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
- Война - это 20 часов у станка в день. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
- Война унесла более 26000000 жизней, из них замучено и истреблено более 6000000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти, 4000000 угнано на каторжные работы в Германию. Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком.
- Война! От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года, 1418 страшных дней. Какое страшное слово – «война»!
СТРАНИЦА 1: «41 год»
Звуки стрельбы
Сценка «На фронте»
Рядовой (в пилотке, с орденом):
Я пехотинец молодой.
С фашистом дрался под Москвой.
Не раз в разведку я ходил,
Меня полковник наградил.
Медсестра (с сумкой):
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!» -
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!
Телефонист (с телефоном):
Алло, алло, Юпитер, я Алмаз
Почти совсем не видно вас.
Мы с боем заняли село.
А как у вас, алло, алло.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет.
По курсу полный ход, вперед!
Готовься к бою экипаж.
Отставить, истребитель наш!
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом.
Врага повсюду мы найдем.
Летчик (с картой):
Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось 5 минут.
Понятен боевой приказ
Все: Противник не уйдет от нас!
СТРАНИЦА 2 - «Ленинград»
(Фоновая музыка)
Учитель: - Уже через два месяца основные военные события стали разворачиваться вокруг Ленинграда. Зима 1941-1942 года на редкость выдалась суровой.
Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли. Предложено блокировать город и сравнять его с землёй.
- Фашисты прорвались к Ладожскому озеру и взяли Ленинград в кольцо. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Хлеб был единственным питанием.
- Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Но город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты.
- Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса - «Дорога жизни». В стужу, под непрерывными бомбежками и обстрелами водители везли городу продовольствие.
Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
( на фоне « Ave Maria» или « Реквием», выходят три ребенка, первый и последний со свечами в руках, в середине девочка с тетрадью; музыка чуть тише)
( читая)
« Сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра 1941 года»
« Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года »
« Брат Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
« Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
« Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
« Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»
« Умерли все»
« Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на большую землю.
За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.
( под музыку уходят)
СТРАНИЦА 3 - «Дорога жизни»
Учитель: - Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро.
- Как называли её ленинградцы? («Дорога жизни»).
Учитель: - Под вражескими обстрелами и бомбёжками (зимой – по льду, на машинах и санях, весной и летом - на катерах, баржах и лодках) доставлялись по озеру различные грузы, в том числе продукты питания, боеприпасы, медикаменты.
Слайд
Учитель:
Почти три года – 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешенный натиск врага. Но ленинградцы выстояли.
- Усилиями советских воинов 27 января 1943 года блокада полностью была прорвана. На месте прорыва блокады теперь установлен мемориальный комплекс «Дорога жизни»
- За мужество и героизм народа, который выстоял 900 дней блокады, но не сдался врагу, городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой».
Ученик: Стираются лица, стираются даты,
Порой ваша память не всё сохранит.
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.
Какими путями прошли вы, солдаты?
Какие преграды сумели сломить?
Стираются лица, стираются даты,
Военных дорог никогда не забыть.
(Просмотр ВИДЕО под песню «ДЕСЯТЫЙ наш десантный батальон»)
СТРАНИЦА 4: «43 год»
- Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив всех на «фронт» и «тыл». Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!».
- На фронте солдаты сражались за отчий дом, за своих родных и близких. А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно тонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.
Сценка «Фронтовые письма»Почтальон раздает письма, сидящим на поленьях солдатам. Звучит фонограмма «Эх, дороги»
Солдат:
Здравствуй, дорогой Максим!Здравствуй, мой любимый сын!Я пишу с передовой,Завтра утром снова в бой!Будем мы фашистов гнать,Береги, сыночек, мать.Позабудь печаль и грусть –Я с победою вернусь!Обниму вас, наконец.До свиданья. Твой отец.
Медсестра:
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи,
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Солдат:
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз.
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Соберу своё мужество, силу.
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
- Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь, и при свете огня, звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.
Инсценировка песни «В землянке»
- Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. За мужество, отвагу, воинскую доблесть 13 миллионов воинов награждены орденами и медалями, 11 тысяч удостоены высокого звания Героя Советского Союза.СТРАНИЦА 5 «Дети-герои войны»
На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами и старшими братьями. Дети войны... сколько их, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине....
УЧИТЕЛЬ: - Такие же ребята, как вы , бесстрашно сражались с врагом на фронте и в тылу. Дети вместе со взрослыми приближали нашу победу!
Ученик1: Леня Голиков!Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".Ученик 2: Зина Портнова!Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.Ученик 3: Марат Казей!Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.Ученик 4: Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
Ученик 5: Надя Богданова
Надю Богданову дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
СТРАНИЦА 6 - «Города-Герои»
Слайд:
Учитель: - Много городов героически отстаивали свою свободу, их жители защищали нашу Родину. После войны этим городам присвоены звания «городов-героев». Ребята, назовите какие города-герои вы знаете?
Москва, Ленинград, Тула, Орёл, Волгоград, Смоленск, Брест, Минск, Киев, Одесса, Севастополь, Керчь и т.д.СТРАНИЦА - «Награды Родины»
Учитель: - За мужество и героизм на фронте солдатам и командирам присваивались очередные воинские звания и вручались ордена и медали, часто посмертно.
(выставка орденов и медалей Великой Отечественной войны).
45 год
Красоту, что нам дарит природа,Отстояли солдаты в огне.Майский день 45 года,Стал последнею точкой в войне.
Хор «День Победы»
- Вот так одним прекрасным весенним днем 9 мая 1945 года вся страна праздновала великую победу над фашисткой Германией. Ликовал весь народ! Ликовала вся страна!
- 70 лет прошло, с тех пор, как наши доблестные воины разгромили врага. Много жизней унесла война. И каждый год в этот день мы вспоминаем всех погибших в боях за Родину, низко кланяемся тем, кто отстоял для нас мирную жизнь и свободу. Никто не забыт! Ничто не забыто!
- Вечный огонь - это огонь, вызывающий у людей особые чувства и воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. Много таких могил на нашей земле. Там похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны.
- У Кремлевской стены, в Москве захоронен прах одного солдата. На надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно, подвиг твой вечен». Надпись означает, что люди всегда будут помнить, что погибшие солдаты защищали Родину, своих родных и близких. Вечный огонь есть во всех городах.
- 4 года шла война – это 1418 дней и ночей! Свыше 26 миллионов погибших! Это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых! Вы только представьте – если по каждому из 26 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!
- Помните! Через века, через года - помните!
- О тех, кто уже не придет никогда - помните!
- Покуда сердца стучатся в груди – помните!
- Какой ценой завоёвано счастье, пожалуйста, помните!- Прошу всех встать, почтим память всех погибших минутой молчания.
«Метроном», минута молчания
Я держу в руках из шелка ленту;Много есть на свете разных лент,Эта ж лента – тянется по свету,
Вьется двести тридцать восемь лет,
Вещая военная святыня,Реет пусть над сердцем у меня –Лента цвета пламени и дыма,Лента цвета дыма и огня.
- Георгиевские ленточки - это символ победы. 2 цвета ленты символизируют: чёрный - дым, а оранжевый - пламя.
- Если война коснулась твоей семьи.
- Если ты знаешь, какой ценой досталась нам Победа.
- Если ты гордишься своей историей, своей страной, своей семьей.
- Если ты помнишь, то сделай "Георгиевскую ленточку" символом своей памяти, прикрепи ее на одежду, повяжи на руку и скажи всем: «Я помню! Я горжусь!»
Всем прикрепляются «Георгиевские ленточки»
На нашей груди дым и пламя -Следы от прошедшей войны,У нас на груди Орден, знамя,На ленте героя страны.Черно-рыжие ленты у жителей,Черно-рыжими стали сердца.Цвета пороха и победителей,Цвета смерти и цвета огня.
- 70 лет прошло со дня Великой Победы, 70 лет наш народ живет в мире. Все эти долгие годы мы помним великий подвиг наших бойцов.
Песня «Мой прадедушка»