Конспект урока по чтению на тему:Звуки и краски зимы. Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…»
Тема: Звуки и краски зимы. Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает»Цель: отработка у учащихся функционально-грамотного чтения; развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором; воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину. Задачи: 1. обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности; 2. формировать навык самоконтроля и самоанализа; 3. развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости; 4. развивать познавательный интерес школьников; 5. формировать потребность в послеучебном познавательном труде; 6. обеспечить здоровье и свободное развитие личности; 7. содействовать в воспитании творческой личности. Ход урока: I. Организационный момент: Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок. Все красиво дружно встали, Улыбнулись, подровнялись. Поздоровались прилично; Чтоб учиться на "отлично", Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.
1. Определение темы урока.
- Определить тему нашего разговора поможет загадка:
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.
(Зима)
- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном)
- Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима, аукает» и попробуем нарисовать образ зимы.
- А помогут нам мастера кисти, музыки и слова.
2. Эмоциональный настрой.
- А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик)
- Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную)
- Какое волшебство творит зима? (очаровывает, околдовывает мир, преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном)
- Какими красками художники рисуют зиму?
- По-разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.
- А как называли зиму великие поэты?
Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово. «______ зимою Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)
« И вот сама Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)
- Можно ли сказать, что это слова близкие по значению? - Как называются такие слова? (синонимы)
- Какое общее значение они имеют? (преображают мир)
- Кто желает прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина?
А. ПушкинВот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки - зимы.
- Какое чувство передаёт поет? (восторг, радость)
- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
(дети рисуют словесную картину)
- Кто желает прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева?
Ф Тютчев
Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
- Что удивило Ф. Тютчева в зимнем лесу? За что он назвал её волшебницей?
- Какую бы музыку вы написали к этому стихотворению?
- Какую картину рисует итальянский композитор Антонио Вивальди?
(падают снежинки)
Физминутка (звучит музыка А.Вивальди)
Рифмованный стишок с движениями
- Проведем речевую разминку. Представьте, что снежинки упали на ваши ладошки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с правой руки, с левой руки. - Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове: С неба падают снежинки.
II. Основная часть
1. Рассказ об авторе.
- Зима - удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
- Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?
- О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе)
- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет - и в то же время таинственно и загадочно...
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы.
2. Первичное чтение.
(звукозапись: шум метели. Учитель читает стихотворение «Поёт зима»)
- Какое настроение автора почувствовали? (грустное)- Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? Чтобы мы грустили или он хотел показать что-то другое? (хотел показать картины зимы)
- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?
3. Самостоятельное чтение.
- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.
4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
5. Постановка проблемного вопроса.
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется задать?
(Почему зима изображена в образе живого существа?)
Работа над выразительностью.
- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
6. Комментированное чтение.
1 строфа:
Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- В каком лесу оказался поэт? ( в сосновом, мохнатом) - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый) - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Похожа ли она на человека? Чем?
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)
2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)
3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные, усталые)
- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? ( с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу,
могущество)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)
4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)
Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
Величава зима
Называть её хочется
Не по имени просто
А по имени отчеству
. . . . . . . . . . . . . . .
- Мы наблюдали как менялось настроение автора (от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.
7. Выразительное чтение.
- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?
- Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём.
8. Групповая работа.
(Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают стихотворение)
9. Беседа после чтения.
- В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая)
- Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это есть любимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в перламутровой крапиве
- Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему художник изобразил зиму как живое существо?
- Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная)
- Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика)
- Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно
(физминутка для глаз)
10. Рефлексия.
- Удалось ли нам увидеть и услышать зиму?
- Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега)
- Какие краски?
- Удалось ли нам увидеть образ зимы?
- Пригодятся ли вам эти знания?
- Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина?
(В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.)
11. Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение наизусть
2.Нарисовать портрет зимы (по желанию)
12. Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок.
- Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой, если нет – грустной.
13. Итог после самооценки.