«Системно — деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС»
«Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС» Выполнила: Сандакова Светлана Станиславна учитель музыки МБОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»2015
Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной. Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; - ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; - учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; - гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подходаСистемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования; образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Система дидактических принципов. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи: - помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта; - развиваю творческие способности; - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;- осуществляю личностно-ориентированную направленность;- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Предлагаю несколько примеров такой работы:в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат. Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
При системно - деятельностном подходе в обучении рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки – сказки, уроки- выставки … Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.
Первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:«Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:«Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).«Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. «Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку. «Я – композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам. Подберите из изученных.
При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.
Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивает умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности: проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме; подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.) Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:- систематичность и последовательность;- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовую информацию.
Включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую атмосферу на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Каждый раз, составляя проект (сценарий) очередного урока, мы задаем себе одни и те же вопросы: Как сделать урок интересным; Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Мы знаем, что дети любят играть, и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать большое количество информации, пересказывать…
Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют, предлагают свои варианты. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, т.е. приобретает некоторые способности.Модель учебной ситуации предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Этапы в развитии учебной ситуации:1. Мотивационный этап или вызов.2. Организационный этап - осмысление учебных задач или актуализация знаний.3. Основной этап - открытие нового знания.4. Результативный этап или рефлексия - сравнение предполагаемой оценки с реальной.
Важно создать такую мотивацию учения, когда ученик выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить взрослых или иначе поставят двойку. А потому, что это делать интересно, и это принесет ощутимую пользу самим обучающимся. Мы должны помнить, что чувство удовлетворения приносит успех, доставшийся ценой особых усилий, напряжения умственной деятельности. «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский. Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке. Можно стать настоящим исполнителем (игра на детских музыкальных инструментах без специальной подготовки), из «зерна-интонации» создать свою собственную мелодию (стать композитором), слушая музыку, нарисовать самые разные картины (попробовать себя в роли художника), ощутить себя в роли актера, и даже потанцевать на физкультминутке.
1 этап урока – Мотивация. Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. Музыкальное приветствие сразу организует творческий процесс. Распевание, вокально-хоровые упражнения и упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции воспринимаются ребятами не только как упражнения, но и как увлекательная игра, во время которой мы фантазируем, воображаем, перевоплощаемся в различных героев в зависимости от сценария урока.Используя сигнальные карточки или карточки-настроения на уроке, мы наполняем весь класс яркими красками. Позитивное отношение к происходящему поддерживается общим настроением учащихся. Интригующим будет и такой прием как «Отсроченная отгадка». В начале урока, пока тема еще не объявлена, ученикам задается загадка (или рассказывается удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Можно предложить другой вариант: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Приём "Ассоциативный ряд". К теме или конкретному понятию выписываются слова-ассоциации. Дается задание составить определение, используя записанные слова. Выслушав варианты, сравниваем с определением из словаря, добавляем новые слова в ассоциативный ряд. Например, тема «Путешествие в музыкальный театр» - учащиеся подбирают слова, ассоциирующиеся с терминами «музыкальный театр» и «музыкальный спектакль». В результате дети самостоятельно дают определение и самостоятельно формулируют свои задачи на этот урок.На музыкальных уроках в качестве мотивации может служить само музыкальное произведение – не редко таким ярким примером является классическая музыка, которую дети слышат по телевидению, в рекламах, музыкальных заставках, кинофильмах или в сопровождении сюжета документального фильма. Со многими шедеврами музыкального искусства наши дети встречаются очень часто, но, не зная истории их создания, авторов, исполнителей, оставляют эту музыку без внимания. Или наоборот, услышав знакомую мелодию, сразу вспоминают передачу или рекламный ролик, с которым первоначально ассоциируется музыка. Восприняв знакомое произведение на уроке, в новых условиях, они начинают переживать по-новому, анализируя в ходе фронтальной, групповой или индивидуальной работы, меняют свое отношение к нему.
Вызовом может служить исполненная всем классом разученная ранее песня, содержание которой или характер будет мотивировать на дальнейшие действия. Важным стимулом к размышлению могут служить и современные песни, например, песни о России, о защитниках Родины, авторская или обработка народной песни, в тексте которых поднимаются очень важные проблемы современности.В качестве мотивации могут быть представлены картины, стихи, презентации. Яркое впечатление на учеников производят видеофрагменты, которые используются на уроке.
2 этап урока. На этапе осмысления учебных задач, главная цель которого актуализация знаний, педагогу необходимо организовать повторение изученного ранее материала. На этом же этапе формируется проблема и проблемная ситуация. Например, музыка и беседа о ней, обсуждение видеофрагментов. Детям предлагается решить музыкальный кроссворд, ключевое слово которого выводит на размышления о проблеме данного урока. Еще несколько примеров введения в проблему урока. Это могут быть: компетентностно-ориентированные тесты и задания, направленные на актуализацию изученных способов действий, художественного мышления и мотивирующие на самостоятельное осуществление действий. Например, подобрать ряд музыкальных произведений для оформления афиши на определенную тему; сочинить мелодию к предложенным стихам; используя дидактический материал, составить схему и дать характеристику прозвучавшей музыке и т.д.
Игра «Согласен - не согласен», в процессе которой детям предлагаются верные и неверные сведения о музыке, композиторе, музыкальном произведении и т.д. «Третий лишний» - убрать из списка лишний инструмент, неверный термин, лишнее музыкальное понятие (в ЕГЭ тоже есть такие задания). Собрать музыкальное лото (ритмическое, звуковысотное). Анализ музыкальных произведений - определение средств музыкальной выразительности, поиск сходства и различий. Учащимся предлагаются музыкальные загадки, пазлы, викторины из музыкальных фрагментов, можно предложить написать письмо композитору или небольшое эссе на изученную ранее музыку. Как вариант можно предложить детям составить послание от имени композиторов прошлого для будущих поколений, указав, о чем композиторы захотят рассказать, что предложить, чем будут восхищаться, и чем останутся недовольны.
3 этап урока. Это основная часть урока – открытие нового знания. Главная задача педагога на данном этапе – организовать работу по изучению нового материала. На этом этапе учащиеся слушают, изображают, проектируют, интонируют, импровизируют. Так, изучая тему природы в музыке, используя методы пластического интонирования, музыкальной драматизации, воплощения музыкальных образов средствами художественной выразительности (рисунки), дети с большим удовольствием фантазируют, творят, выдумывают. Возможна организация как индивидуальной, так и групповой формы работы. Изучая новое произведение, дети самостоятельно работают с карточками эстетических эмоций, средств музыкальной выразительности. Возможна организация мини-проекта. Возможно, что-то получается не совсем так, как хотелось бы, но активная творческая деятельность ребят – это опыт, который трудно переоценить.
На этом этапе проводится основная вокальная работа. Каждый класс – особенный хор, не похожий ни на какие другие. Поэтому вокально-хоровая практика организовывается с учетом особенностей каждого конкретного коллектива. Готовясь к урокам, мы должны помнить о контроле знаний и обратной связи. Альтернативой проверочным заданиям учителя может быть формирование умения задавать собственные вопросы: Хочу спросить…Вопрос о музыке…Для того чтобы дети постоянно изъявляли желание узнавать что-то новое, они должны уметь грамотно задавать вопросы. Иначе будут стесняться это делать, а со временем пропадет и интерес.Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Проведение уроков в игровой форме или в форме известного шоу (например, «Угадай мелодию»), КВН и др. создает множество ситуаций для состязательности в выдумке, в сноровке, в художественно-эстетическом творчестве.
4 этап урока. - Рефлексия. На всех этапах работы особое внимание следует уделять рефлексии.Рефлексия настроения и эмоционального состояния . На начальном этапе важно установить эмоциональный контакт с группой, в конце деятельности - выявить эмоциональное состояние, степени удовлетворенности работой обучающихся.Применяются карточки лиц-настроений, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, песня). Для определения эмоционального состояния детям также предлагается закончить фразу:Было интересно…Меня удивило…Мне захотелось…Мне больше всего удалось…Моё настроение…
Рефлексия деятельности. Главная задача этого этапа – осмысление обучающимися способов и приемов работы с учебным материалом, учебным проектом, поиска наиболее рациональных действий, ведущих к усвоению материала. Для того чтобы оценить активность каждого на разных этапах урока используется прием «лестницы успеха». Вопросы, на которые отвечает себе ученик:У меня получилось… Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни…Рефлексия содержания учебного материала. Проводится на этапе изучения нового учебного материала. Главная задача – выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.На данном этапе используются такие приемы, как прием незаконченного предложения, синквейна, подбора афоризма, прием анализа субъективного опыта, рефлексия достижения цели (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…).
Включение учебной ситуации в структуру урока музыки способствует развитию творчества и познавательного интереса учащихся, при этом значительно повышается музыкальная культура и духовно-нравственная культура обучающихся в целом. Выдумывайте, изобретайте, экспериментируйте вместе с детьми!