Факультатив по английскому языку.Поездка в Британию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку «Поездка в Британию» разработана в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
с учетом:
- Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку, предлагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы.
Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.
Целью данного курса является ознакомление обучающихся с особенностями страны изучаемого языка – Великобритании, с её географическим и экономическим положением, историей, национально-культурной спецификой, особенностями общественно-политической жизни, государственным устройством, традициями и обычаями.
В задачи курса входит расширение кругозора учащихся, совершенствование умений иноязычного общения, обогащение словарного состава.
К числу практических, образовательных, развивающих, воспитательных задач относятся:
-углубить знания учащихся по данной теме;
-развивать умение самостоятельно выражать свои мысли;
-развивать умение строить монологические высказывания на английском языке;
-расширить лингвистический кругозор учащихся;
-формировать устойчивый интерес учащихся к изучаемому языку;
Отличительные особенности программы:
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Курс расширяет и углубляет программный материал.
Сроки реализации программы: 1 год (35 часов (1 час в неделю). Ведущие формы и методы обучения:
Программа курса предусматривает как теоретические, так и практические занятия.
На лекциях применяются наглядные пособия: таблицы, карты, фотографии и картины, что делает теоретическое изложение материала более наглядным и запоминающимся. Эти же наглядные пособия могут быть использованы и на практических занятиях.
Материалы для проведения практических занятий содержат теоретические вопросы для обсуждения в классе и выступления учащихся с сообщениями по предложенным темам.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
проект
тестирование
зачёт
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название темы Количество часов Образовательный продукт
все-
голек-
циипрак-
тика 1-3 Обучение составлению презентаций в программе «Microsoft Power Point» 3 3 составление презентаций
4-6 Общие сведения о Великобритании 3 1 2 конспект, составление монолога
7-8 Национальные символы Соединенного Королевства 2 1 1 конспект, схема, рисунок
9 Климат Великобритании 1 1 конспект, составление монолога
10 Англия 1 1 конспект
11 Шотландия 1 1 конспект
12 Уэльс 1 0,5 0,5 конспект, тест
13 Северная Ирландия 1 0,5 0,5 конспект, таблица
14 Части Соединенного Королевства 1 1 составление презентаций
15 Спортивная жизнь Великобритании 1 1 конспект, составление диалога
16 Национальные шотландские спортивные игры 1 0,5 0,5 конспект, игры
17 Лондон – столица Великобритании 1 1 Конспект,
18-20 Достопримечательности Лондона 3 1 2 конспект, составление монолога презентаций
21 Структура правительства Великобритании 1 0,5 0,5 конспект, схема
22 Формирование правительства. Кабинет министров 1 0,5 0,5 конспект, тест
23 Парламент. Вестминстерский дворец 1 0,5 0,5 конспект, тест
24 Британские институты власти 1 0,5 0,5 конспект, тест
25 Средства массовой информации Великобритании 1 1 конспект, составление монолога
26 Система образования Великобритании 1 1 конспект, схема
27-28 Традиции Соединенного Королевства 2 1,5 0,5 конспект, рисунки
29 Культурная жизнь Великобритании 1 1 конспект
30 Молодежь Великобритании 1 0,5 0,5 тезисы, составление диалогов
31-33 Национальные праздники страны изучаемого языка 3 1 2 составление презентаций
34-35 Обобщающее повторение по курсу
« Страноведение Великобритании» 1 1 защита презентаций и исследовательских работ по изучаемому курсу
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Обучение составлению презентаций в программе «Microsoft Power Point».
4-6. Общие сведения о Великобритании.
Официальное название Великобритании. Географическое положение. Площадь. Население. Столица. Рельеф. Горные системы. Реки и озера. Промышленное развитие. Образовательные центры. Тип правления. Политические партии Великобритании.
7-8. Национальные символы Соединенного Королевства.
Понятие о символах государства. Юнион Джек – флаг Соединенного Королевства. Национальные эмблемы Англии, Шотландии, Северной Ирландии, Уэльса. Королевский герб.
9. Климат Великобритании.
Влияние течения Гольфстрим. Особенности сезонов. Изменчивая погода государства.
10. Англия.
Столица Англии. Крупные города страны – Ливерпуль, Манчестер, Йорк, Честер, Оксфорд и др. Стоунхендж. Солсберийский собор. Бирмингем – «город 1500 ремесел».
11. Шотландия.
Шотландия – северная часть Великобритании. Столица - Эдинбург. Крупные города Шотландии. Бен Невис – самая высокая гора. Флаг Шотландии. Аббатство Мелроуз. Глазго – самый большой город Шотландии.
12. Уэльс.
Уэльс – страна на востоке Великобритании. Кардифф – столица. Происхождение Уэльского языка. Принц Уэльский – наследник английского престола.
13. Северная Ирландия.
Ольстер – Северная Ирландия. Части страны. Белфаст – столица Северной Ирландии, важный порт, коммерческий и промышленный центр. Население. Протестанты и католики. Сильные культурные традиции.
14. Части Соединенного Королевства.
Практическое занятие. Презентации: Англия. Шотландия. Уэльс. Северная Ирландия.
15. Спортивная жизнь Великобритании.
Роль спорта в жизни британцев. Футбольная лига Англии. Стадион Уэмбли в Лондоне. Регби. Крикет. Гольф – шотландская национальная игра. Уимблдон – известный британский чемпионат по теннису.
16. Национальные шотландские спортивные игры.
Традиционные шотландские виды спорта: метание молота, метание ствола. Народные танцы и национальный костюм. Появление волынки.
17. Лондон – столица Великобритании.
Лондон – политический, экономический и культурный центр Великобритании. Части Лондона. История основания Лондона.
18-20. Достопримечательности Лондона.
Вестминстерский Дворец. Вестминстерское Аббатство. Букингемский Дворец. Собор Святого Павла. Трафальгарская площадь. Тауэр. Музей мадам Тюссо. Парки Лондона. Британский музей.
21. Структура правительства Великобритании.
Королева – глава правительства. Парламент: палата общин и палата лордов. Отделы правительства и министерства.
22. Формирование правительства. Кабинет министров.
Премьер-министр. Состав кабинета министров. Принятие решений кабинетом министров. Заседания кабинета министров. Маргарет Тэтчер – первая женщина –премьер-министр Великобритании.
23. Парламент. Вестминстерский дворец.
Вестминстерский дворец – Дом Парламента. Избирательные округа Соединенного Королевства. Принятие законов.
24. Британские институты власти.
Парламент – главная законодательная власть в Британии. Первые конституционные монархи в Британии. Наследование престола. Обязанности монарха. Функции палаты лордов. Функции палаты общин.
25. Средства массовой информации Великобритании.
Пресса: «популярные газеты» и «качественные газеты». Воскресные газеты. Би-би-си – Британская трансляционная корпорация. НТС – Независимая трансляционная служба.
26. Система образования Великобритании.
Государственное образование. Частное образование. Начальное и среднее образование. Университеты Великобритании. Оксфорд и Кембридж – старейшие университеты Англии.
27-28. Традиции Соединенного Королевства.
Клубы. Садоводство. Традиционные церемонии: смена караула, расстановка караула, церемония ключей, шоу лорда-мэра.
29. Культурная жизнь Великобритании.
Музыкальные и драматические фестивали. День памяти Роберта Бёрнса. Королевский Шекспировский театр. Эдинбургский международный фестиваль.
30. Молодежь Великобритании.
Стиляги. Рокеры. Панки. Хиппи. Скинхеды. Музыкальные предпочтения молодежи Великобритании.
31-33. Национальные праздники страны изучаемого языка.
Новый Год. Рождество. День Святого Валентина. Хэллоуин. Пасха. Первомайский фестиваль. «Банковские каникулы». Ночь Гая Фокса. Хогманэй – встреча нового года в Шотландии.
34-35Обобщающее повторение по курсу «Страноведение Великобритании».
Требования к уровню подготовки выпускников:
Языковая компетенция.
Графика и орфография. Написание новой лексики по тематике курса.
Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.
Лексическая сторона речи. Дополнительно к продуктивному лексическому минимуму в объёме основной школы (1000 лексических единиц), 450 – 500 лексических единиц, обслуживающих новые ситуации общения в рамках отобранных тем и особенностей выбранного профиля. Идиоматические выражения, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
Грамматическая сторона речи. Косвенная речь. Согласование времён. Неличные формы глаголов. Наклонение глаголов. Глагольные формы в страдательном залоге в сложных временах.
Предметное содержание речи. Великобритания (география, политическая жизнь, экономика, флора и фауна), города, их культурные особенности и достопримечательности. Спорт. Вклад страны в мировую культуру и науку. Основные вехи истории развития страны. Путешествия. Походы и экскурсии. Заграничные поездки.
Речевая компетенция.
Говорение. Все виды монолога на основе тематики и лексики в ситуациях формального и неформального общения в культурной и учебно-профессиональной сферах. Полилог в форме дискуссии и деловой беседы с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления (в связи с увиденным / прочитанным). Представление результатов выполнения проекта. Представление социокультурного портрета страны изучаемого языка. Оценка или характеристика событий, фактов современной жизни в стране изучаемого языка.
Аудирование. Понимание основного содержания аутентичных высказываний в ситуациях профессионального общения; извлечение выборочной информации из аудио / видео текстов страноведческого характера в пределах отобранной тематики; вычленение значимой информации из звучащих текстов в рамках выбранного профиля.
Чтение аутентичных текстов различных жанров с использованием различных стратегий / видов чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового, изучающего). Элементарный лингвистический анализ текста (нахождение лексико-грамматических явлений с целью определения их функций).
Перевод профессионально ориентированных текстов с иностранного языка на родной.
Письмо. Изложение полученных сведений о стране в форме тезисов (устного / письменного сообщения), в том числе на основе выписок из текста. Составление конспекта, реферата, аннотации текста, характеристики литературных героев / исторических личностей и событий на основе прочитанного текста в рамках выбранного профиля.
Социокультурная компетенция. Социокультурный портрет страны изучаемого языка. Знаменитые общественные деятели, учёные, писатели, художники. Их вклад в развитие национальной и мировой культуры.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся:
Предлагается бально-рейтинговая система оценивания с целью стимулирования непрерывного процесса овладения ЗУН, активизации дифференцированного подхода, обеспечение ученика постоянной объективной информацией об успеваемости и готовности каждого ученика к занятиям, сравнения уровня знаний. Учебный план предполагает изучение 8 тематических блоков, структуру каждого составляют обязательные виды деятельности, по которым ученик будет оцениваться. Каждому разделу деятельности соответствует определённое количество баллов, в сумме соответствующее оценке по пятибалльной шкале. Для получения зачёта ученик должен набрать необходимый балл, соответствующий оценке «5», «4», «3».
- вести точный учёт баллов, суммировать баллы за каждую тему, переводить баллы в соответствующую оценку по схеме:
100 – 90% - «5»-зачет
89 – 75% - «4»-зачет
74 – 61% - «3»-зачет
60 – и менее – «2».-не зачет
Конечным продуктом самостоятельной деятельности может стать портфолио ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (рефератов, докладов, презентаций иллюстративного материала с комментарием на английском языке для итоговых занятий и научно-практической конференции учащихся).
Список литературы для учащихся.
Великобритания :Пособие по страноведению-СПб: КАРО,2008Голицинский Ю.Б.
О Британии кратко Книга для чтения на английском языке. В.В.Ощепкова, И.И. Шустиловап - М.:Иностранный язык ,Онинск,2000
Список литературы для учителя.
Н.М. Дюканова. Поездка в Англию. Учебное пособие. Курс разговорного английского языка. – М., Иностранный язык. ОНИКС, 2000.
Н.А.Бонк. Учебник английского языка. Часть 2. – Москва, «Деконт» - «ГИС», 1997.
Р.У.Рум. Великобритания. Лингвострановедческий справочник. – М., «Русский язык», 1980.
Тимоновская Н.А. Взгляд на Англоговорящие страны: учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. и студентов. 4-е изд. – Тула: Автограф, 2000.
В помощь учителю английского языка (Сборник текстов по страноведению). – Марийский институт образования, 1993.
Л.В. Хведченя, Р.В. Хорень. Английский язык для поступающих в вузы. – Минск: «Вышейшая школа», 1996.
Английский язык. Занимательный урок: сб. доп. материалов. 6-7кл. / сост. Е.А. Балк, М.М. Леменёв. – М.: ЭНАС, 2008.
Ю.Б. Голицынский. Великобритания: Пособие по страноведению – СПб.: КАРО,2008.
Н.И. Красюк. Английский язык. Повторительный курс. Справ. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.