Урок литературы в 9 классе «И снизу лед, и сверху – маюсь между…» (Жизнь и творчество В. Высоцкого)
Урок литературы в 9 классе
«И снизу лед, и сверху – маюсь между»
(Жизнь и творчество В. Высоцкого)
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цель: знакомство с авторской песней и автором-исполнителем В. С. Высоцким
Задачи
Обучающие :
- познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта в 60- 80-е годы;
-дать понятие об авторской песне;
-показать разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении;
- раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества;
Развивающие :
- развивать музыкальный вкус , творческое воображение, эмоциональность
Воспитательные :
- воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере поэта-борца и патриота В.Высоцкого.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, звуковые файлы
Технологии: личностно ориентированная, система Е. Н. Ильина, ИКТ
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания:
- Дайте определение понятия «авторская (бардовская) песня»
- Кого из бардов вы знаете?
- Ваше отношение к бардовской песне?
2. Слово учителя
Сегодня мы посвятим урок известному автору и исполнителю своих песен В. С. Высоцкому. Слайд 1-2 Тема звучит так : «И снизу лед, и сверху-маюсь между», или «прерванный полет».
В течение урока вы заполняете таблицу:
Тема песен
Примеры песен
Примечания(особенности, авторская идея, как в этих песнях проявляется личность автора)
Слайд 3 Звучит песня В. Высоцкого “Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт”
28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в «Вечерке» отметили уход
И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день – оберегая от палящего солнца цветы. Жарким июлем его хоронила Москва, из распахнутых окон гремели его песни. Эти строки каждый знал наизусть. Но, ни одна из них не была напечатана при жизни Высоцкого. На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили, не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его. Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда «на взводе»,»над пропастью».
Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне, и в Кремле.(Евтушенко)
Многие пытались объяснить секрет популярности Высоцкого. Эта тема интересует и будет интересовать всех, кто занимается изучением его творчества. Юрий Трифонов назвал Высоцкого биографом своего времени, охватившим все важные и болевые точки в истории и жизни народа.
Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу. Сам он говорил о своем творчестве:»Это вообще не песняэто стихи, которые исполняются под гитару Я занимаюсь авторской песнейсам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Самое главное в авторской песне текст, информация, поэзия. Для меня это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют, беспокоят»
слайд 4 «На Большом Каретном»
Первые песнидань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными».
В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»– нет воспевания воровской романтики. Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?
слайд 5 (Звучит запись песни «Тот , кто раньше с нею был»
«Вчера я был перед судом»
«За меня невеста отрыдает честно»)
Затем - бытовые «Ой, Вань, гляди, какие клоуны»
слайд 6 Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин». Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему такВысоцкий тоже неоднократно объяснял: «Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности».
Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».
Выступление ученика:
слайд 7 В 1960 г., окончив школу-студию МХАТа, В.Высоцкий стал актёром театра и кино. Работает в московском театре им. Пушкина и в московском Театре миниатюр.
В 1964 г., ещё никому не известный, пришёл наниматься на работу в Театр драмы и комедии на Таганке, и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут слушал его больше часа. У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же принял его в театр. И до последних дней жизни Высоцкий работает в этом театре.
слайд 8 Высоцкому довелось сыграть и Гамлета. Об этой роли мечтает каждый актёр, но выпадает такой шанс только избранным. Высоцкий говорил, что Гамлет – один из первых людей на земле, задумавшихся о смысле жизни. На протяжении спектакля он неоднократно задавал вопрос “быть или не быть”, каждый раз вкладывая в него несколько иной смысл. Он заставлял зрителей напряжённо искать на него ответ. Спектакль шёл с неизменным аншлагом. Высоцкий рассказывал, что приходил, бывало, в театр к 9 утра, за час до репетиции – и видел на улице замёрзших людей, которые с номерками на руках отмечались в очереди за билетами. После этого “нога не поднималась играть вполсилы”.
Стихотворение “Мой Гамлет”.
слайд 9-10 С 1959 года В.Высоцкий начал сниматься в кино, он сыграл 26 ролей. Наиболее значительные из них – геолог Максим в фильме режиссёра Киры Муратовой “Короткие встречи” (1967), поручик Брусенцов в фильме Евгения Карелова “Служили два товарища” (1968), Ибрагим Ганнибал в фильме Александра Митты “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил” (1976), капитан милиции Глеб Жеглов в фильме слайд 11 Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя” (1979), Дон Гуан в фильме Михаила Швейцера “Маленькие трагедии” (1980).
Выступление ученика:
слайд 12 На концертах Высоцкий часто пел о спорте, Никто из поэтов не уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта.
У него есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР – Канада в хоккей, когда сборная СССР стала в пятый раз чемпионом мира. Эта песня стала любимой у хоккеистов:
Профессионалам – отчаянным малым,
Игра – лотерея, - кому повезет.
Играют с партнером – как бык с матадором, -
Хоть, кажется, принято наоборот.
“Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастье, он все время переступает доску, от которой отталкиваются, - и у него рекорды не засчитываются.
Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто восемь сорок результат, -
Правда, за черту переступил.
Ой, приходится до дна ее испить –
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит за черту переступить –
Превращаюсь в человека – кенгуру.
слайд 13 “Песня о штангисте” - это не шуточная песня – она лирико-комедийная. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире.
Сатирические «Скалолазка»
«Почему аборигены съели Кука»
«Товарищи ученые»
Главная тема всего творчества Высоцкогопоиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:
(Звучит песня «Горная лирическая»)
Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека вечными меркамисоотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни. Равнодушное и пассивное наблюдението же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:
Так многие сидят в веках
На берегахи наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают
Они сочувствуют слегка
Погибшим, но издалека.
Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себевсегда отрицательное.
вырывается на волю
Второе в обличье подлеца,
И я борюсь, давлю в себе мерзавца
слайд 14 Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь, Зло, Доброта, Честь, Верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:
И вовеки веков, и во все времена
(«Баллада о времени»)
Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,–комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру. Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкогознаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе. (Звучит запись песни «Охота на волков»)
Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема ограниченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место. Рядом с “Охотой на волков»– не менее значимые: «Бег иноходца», «Чужая колея», «Горизонт», «Надежда», «Натянутый канат», «Упрямо я стремлюсь на дно», «Памятник» и др. И это многократно повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта. Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.
Выступление ученика:
слайд 15 Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям.
“Песня о друге”
В творчестве Высоцкого отразилась биография нашего времени, он затронул очень важные и больные моменты нашей истории. Россия в 20 веке опоясана войнами. Начавшиеся с 1904 года, не прекращаются по до наших дней. Японская, мировая, гражданская, Финская, Отечественная, Афганистан, Чечня, Украина Это самые огненные всплески. А между – государственный террор советского и постсоветского образца. Поэтому военные песни Высоцкого вовсе не отсылают нас в историческое прошлое, они о сегодняшнем дне – не менее трагическом и беспощадном. Русская трагедия, озвученная голосом Высоцкого, вернее предстаёт на фоне дымов и пожаров, на фоне памятных событий. Война у Высоцкого – подлинная, героическая. Когда началась война, ему было всего 3 года, но, вслушиваясь в проникновенные строки этих стихов, ощущаешь личную причастность поэта к фронтовым событиям. Как будто это он сам вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, на которой “все судьбы с путями скрестились”:
Стихотворение “Высота
Как будто это он сам, тяжело раненный, лежит в госпитале.
“Песня о госпитале”
Как будто это он сам, старый, опытный, много повидавший и изведавший воин, шагнул в бой из окопа и, понимая, что “на этот раз” ему “не вернуться”, передаёт эстафету юным новобранцам, сыновьям, свято веря в то, что они не погибнут, победят, освободят Родину.
Песня “А сыновья уходят в бой”
Как будто это он сам, молодой солдат, ещё не успевший испытать многих радостей жизни и уже обречённый на смерть, в начале ночного сражения взглянув на небо и увидев падающую звезду, загадал своё самое сокровенное желание – “выйти живым из боя” и был убит вражеской пулей, показавшейся ему в последний миг жизни упавшей с неба звездой.
«Песня о звёздах», «Тот, который не стрелял»,»Всю войну под завязку», «Песня о моем старшине»,
-Не тот ли Вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?
- Здравствуй, Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год
так писали фронтовики Владимиру Высоцкому.
«Высота», «Сыновья уходят в бой» и другие. «Песня самолета-истребителя». «Штрафные батальоны», « Мы вращаем землю»
Драматург А. Володарский рассказывал о том, что однажды военные летчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на первом Украинском или выходил из окружения под Оршей.
Рассказывает драматург Эдуард Володарский:
“Я ехал в поезде “Москва – Ленинград”, и в купе попутчиками оказались трое военных летчиков: подполковник и два капитана. Дорога ночная, долгая. Поговорили о том о сем. Потом один капитан достал портативный магнитофон и включил записи с песнями Высоцкого. И когда прозвучала песня “Як – истребитель”, которую они слушали, затаив дыхание, полковник сказал со значением:
- Такое только летчик мог написать. Этот Высоцкий, наверное, летчиком был. Чтобы так написать, надо машину чувствовать.
Я улыбнулся:
- Да что вы, ребята! Как он мог воевать, когда он 38-го года рождения. И летчиком никогда не был. Он московский парень, артист с Таганки.”
Как будто это он сам переживает, как свою собственную, смерть друга, с которым прошёл всю войну.
Песня “Он не вернулся из боя”
Песня “Братские могилы”
слайд 16 Тема войны – одна из главных в творчестве Высоцкого. Ей посвящено более полусотни стихотворений, песен О войне он знал понаслышке. она была у него» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания. Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусството высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности. Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого «Он не вернулся из боя»
Так мог написать поэт, обладающий не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти,как он, сквазь испытания жизни.
Слово учителя
слайд 17 Звучит «Баллада о любви»
Я поля влюбленным постелю,
пусть поют во сне и наяву!
Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю, и, значит, я живу!
С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм “Колдунья” с ее участием. Во время очередного приезда в Москву Марина побывана в театре на Таганке. Ей очень понравилась игра молодого, но очень талантливого и уже популярного актера Владимира Высоцкого в спектакле “Пугачев”. После ужина в ресторане Высоцкий увез Марину к другу и весь вечер пел для нее свои песни под гитару.
Марина Влади – русская и по отцу, и по матери. Ее настоящая фамилия Мария Катрин Владимировна Полякова-Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества – Марина Влади – мировна.
Большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально – поэтических произведений, которые обогатили его песенное творчество.
Звучит песня “Лирическая” .
Любовь окрыляет Высоцкого, и он посвящает Марине все новые и новые стихи.
Мне каждый вечер зажигает свечи
И образ твой окуривает дым
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
слайд 18 1 декабря 1969 года они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины тоже. Положение осложнялось еще и тем, что Влади жила и работала в Париже. Их соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи,
«Ноль семь » пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви.
Люблю тебя сейчас
Не тайно – напоказ.
Не “после” и не “до” в лучах твоих сгораю;
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем – не знаю.
Звучит песня «Она была в Париже»
слайд 19 «Беда»
«Так случилось, мужчины ушли»
Как у каждой творческой личности, у Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку.
Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие “почитатели” его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами. Как бы в отместку он написал песню “Слухи”:
слайд 20 Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему. Обличал лицемерие, двуличие: «Маски».
«Песенка о жирафе»
«Притча о Правде и Лжи».
слайд 21 «Я не люблю»- кредо Высоцкого
«Чужая колея»
Он всю жизнь спешил. Друзья увещевали его: “ Володечка, куда тебя несёт, ты бы помедленнее”, а он лишь смеялся в ответ. И летел на своих привередливых конях, боясь потерять хотя бы мгновение, спешил сказать людям правду. Правду о самом себе, о своих современниках, о своём времени, о нашей истории. Он спешил и УСПЕЛ!
слайд 22 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, словно он стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним – гитара. Позади – две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне “Кони привередливые”
слайд 23 В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзьяЕвгений Урбанский, Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.
Мои друзья ушли сквозь решето,
Им всем досталось Лета или Прана,–
Естественною смертиюникто,
Всепротивоестественно и рано.
И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.
Мой путь один, всего один, ребята,
Мне выбора, по счастью, не дано.
И он спешил, хотел успеть сделать побольше.
слайд 24 За две недели до смерти Высоцкий посвящает стихи Марине Влади. Это его последние строки.
«И снизу лед, и сверху – маюсь между»
Очень трепетно относился Высоцкий к ролям в театре. Мечтал сыграть Гамлета. Но к этой роли он придет не скоро – только в 80-х годы. И каждый раз он играл эту роль как в последний раз. Играл в любом состоянии здоровья. На последних спектаклях за кулисами дежурили врачи. 27 июля 1980 года он тоже должен был играть Гамлета. Спектакль был отменен. За пропавшие билеты деньги возвращать не пришлось: каждый сохранил свой как священную реликвию. Больше на сцене театра на Таганке этот спектакль не шел никогда
Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В. Высоцкого, и тут же был уволен. После смерти Владимира Семёновича Марина Влади зашла в его кабинет и ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Она уложила их в чемодан и спрятала у друзей. Через год, в 1981, с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов под названием «Нерв».
слайд 25 Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры несколькими словами, то это будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине стал народным. Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
Доброй шуткой, злой сатирой и в любом случае – нетерпимостью, но с доброжелательством, он боролся с карьеризмом, бюрократизмом, мещанством, а к пьянству относился как к бедствию нашей страны, тем более что испытал это горе на себе.
Как много успел сделать один человек: более 800 песен и стихов, несколько поэм, около 30 ролей, сыгранных в кино. Из множества публикаций к 50-летию со дня рождения поэта меня поразили 2 фразы:
“Он умер от жизни” и
“ Носил он совесть слишком близко к сердцу,
Как носит свой осколок ветеран”.
слайд 26 «Он часто пел песни о преодолении, и мне кажется, что он всю жизнь боролся не только с несправедливостью в жизни, но и с самим собой. В его голосе звучит мужская сила, натиск. Его особая хрипотца, манера петь так не похожа на других певцов. Он рассказывает нам правду о том времени. Он личность. Его песни учат быть неординарными». (М. Мустафина)
слайд 27 Лучше всего, на наш взгляд, творчество Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:
Соплеменники, встаньте, окажите честь,
Зачеркните «был», напишите «есть» !
Звучит песня “Кони привередливые”
Домашнее задание: (на выбор)
Составить список песен Высоцкого, которые бы вы порекомендовали послушать своим друзьям, и объяснить свой выбор.
Эссе «Мое открытие Высоцкого»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115