Конспект урокам 10 класс А.П.Чехов Человек в футляре


Символичность названия и актуальность рассказа А.П. Чехова
«Человек в футляре»
Цели урока: обучающие:

- расширить круг читательских интересов школьников;
- заинтересовать творчеством А.П.Чехова;
- раскрыть смысл названия рассказа;
развивающие:
- развивать навыки самостоятельного чтения;
- совершенствовать умение анализировать эпический художественный
текст;
- развивать мышление, устную речь, умение выражать и отстаивать свою
точку зрения;
воспитательные:
- воспитывать культуру чтения, эстетический вкус;
- воспитывать чувства справедливости, искренности и личной свободы;
- воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны понять символичность названия рассказа, высказывать и аргументировать свою точку зрения, обобщать, определить свою жизненную позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: анализ художественного произведения, создание «футляра» для «лишних» качеств людей.Термины и понятия: прием обрамления, контраста, художественная деталь, фискал.

Оборудование и материалы: художественный текст рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре», компьютер, «футляр» для «лишних» качеств.
Наглядность: презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Нередко можно услышать от собеседника: «Ничего не могу с собой поделать: у меня такой характер!» Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него мягкий и уступчивый характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый, но я привык сдерживать себя, потому как распускать себя порядочному человеку не годится…» Есть чеховская школа в литературе – это школа морального воспитания. А.П.Чехов писал: «Воспитанные люди уважают человеческую индивидуальность, поэтому всегда снисходительные, мягкие, вежливые; они сочувствуют не только нищим и бездомным кошкам, они искренние и боятся лжи, как огня, потому как ложь унизительна для слушателя, они не унижают себя и других, а, главное, они не пустословят. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
ІІІ Объявление темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о том, каким должен быть человек, проанализировав рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре», а также выясним, почему произведение так называется – слайд 1,2.
IV Актуализация опорных знаний учащихся
Викторина по рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре».
V Работа над темой урока
Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
Учитель. Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова («Чехов умел писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно») – слад 3.
- Как вы его понимаете?
- Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре".
- Как построен рассказ? ( Рассказ в рассказе. Приём обрамления ).
- Кто эти запоздавшие охотники? ( Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин).
- Кто рассказывает о Беликове? ( Учитель гимназии Буркин).
- Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? (Это ключ к рассказу)
- Зачитайте описание Мавры ("Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу")
- Какой вывод мы можем сделать? ( Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу. Такие люди - явление нередкое.) - Что говорится о Беликове? (Товарищ Буркина. Умер месяца два назад. ) - Чем он примечателен? Найдите ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова (слайд 4)
Тёплое пальто на вате
Зонтик в чехле
Калоши
Нож в чехольчике
Лицо "в чехле" - поднятый воротник
Часы в чехле из серой замши
Тёмные очки
Вата в ушах
Коляска с поднятым верхом
Укрывался одеялом с головой
Преподавал древние языки
Мысль запрятать в футляр
"Как бы чего не вышло"
Спальня точно ящик
- Какой вывод мы можем сделать? (Беликов нарочито прячется в оболочку, в футляр, потому что боится жизни.)
- При помощи какого художественного средства Чехов создает образ Беликова? (Художественной детали – особо выделенного элемента художественного образа, несущего значимую смысловую нагрузку)
- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? Найдите в тексте и зачитайте.
( 1) Беликов выступал на педсоветах:
":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"; 2) имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:
"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью";
3) ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.
"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".)
- Как к Беликову относятся коллеги? (Боятся, следовательно, подчиняются и терпят."Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!") - Так кто же виноват в том, что Беликов терроризирует весь город? (Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.)
- Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих? (Беликов едва не женился.) – слайд 5.
-Какое участие приняли окружающие в этом событии? ( Все стали уверять его, что он должен жениться)
- На ваш взгляд, подходили ли друг другу Варенька и Беликов? (Нет, они были полностью противоположными)
- Почему же жители городка так хотели поженить героев? (Ради развлечения; может быть, Беликов женится и не будет терроризировать город морализаторством)
- Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко? (Возненавидел."Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:")- Какой прием использует Чехов при создании образов Беликова, Вареньки и Михаила Саввича? ( прием контраста, сопоставления)
- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?" (Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.)
- Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?-слайд -6 (Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.
- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!")- Перескажите разговор Беликова с Коваленко. ( Беликов: "Я должен доложить…") - Как называет Михаил Саввич Беликова? (Фискал.)
- Какое значение этого слова? (Должность, утвержденная Петром І – тайный надсмотрщик над всеми делами и доносчик)
- Чем заканчивается разговор? (Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы – слайд 7."- Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"
Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.) -Чем закончилось сватовство? (Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.
«И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".
VI Обобщение изученного материала
Беседа
- Почему Беликов умер? (От страха жизни, которая грубо разорвала замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал)
- В чем парадокс смерти Беликова? (Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха)
- Чего достиг Беликов? (Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.) - Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).
-Что изменилось в жизни города? (Ничего. Таких людей много.) - Зачитайте, что говорит Иван Иваныч в конце рассказа, когда уходит Мавра.
(«Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»)
- Как реагирует Буркин? («- Это из другой оперы. Спать пора.») - Как показан он в начале рассказа и какой мы можем сделать вывод ? ( В начале рассказа "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках". Вывод: Буркин тоже человек в футляре.)VІІ Подведение итогов урока.
Итоговая беседа
- Так почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Потому что таких людей, как Беликов, много. Этот страх перед начальством, потерять хотя и скромное, но стабильное жалование невозможно изжить. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло»)- В чём смысл названия рассказа и актуальна ли эта тема сегодня? ( Явление «футляризма» очень распространено в окружающей жизни. Человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра и жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова показывает как «футляр» мешает человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что от человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства) – слайд 8.
2. Заключительное слово учителя.
Творчество А. П. Чехова пронизано идеей: человек должен быть свободен от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести людям добро и счастье, но при этом быть счастливым самому.
3.Создание «футляра для лишних качеств»
Учитель. Сейчас мы с вами создадим свой футляр, в который поместим наши «лишние» качества, чтобы быть свободными, искренними и справедливыми, чтобы не оказаться «в футляре» и быть счастливыми людьми. (Учащиеся пишут на листочках свои «лишние» качества и кладут в «футляр»)
4. Оценивание учащихся.
VIІІ. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Встречали ли вы «футлярных» людей?»
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
Урок для 10 класса на тему:
«Символичность названия и актуальность рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Филиала СОШ с. Широкий Лог
Плотникова Наталья Михайловна
Широкий Лог.
2017г.