Урок на тему: Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипового соединения.

План урока:
Класс: 6 «А»
Тема: Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипового соединения.
Цель: В ходе занятия освоить: планирование текущей учебной работы, умение организовать себя на выполнение задания, работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания.
Задачи:
Обучающая: Обучать замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.
Развивающая: Развивать целенаправленность в работе, умение комментировать свои действия.
Воспитывающая: Воспитывать самостоятельность в принятии решений, трудолюбие, настойчивость.
Коррекционная: Корригировать память, внимание, мыслительную и творческую деятельность.
Тип занятия: Комбинированный.
Материал: заготовки из древесины
Оборудование: столярный верстак, набор стамесок, инструкция по технике безопасности при работе по дереву, технологическая карта на изготовление шипового соединения, ножовка, коловорот, рейсмус, угольник, письменные принадлежности.

Время: 90 мин.

Теоретическая часть
Организационно-подготовительная часть (5 минут)
1.1.Водный организационный момент.
- Приветствие: Здравствуйте мальчики, садитесь.
- Перекличка.
- Объяснение темы и цели занятия.
- Назначение дежурного.
2. Повторение пройденного материала (8 минут).
2.1. Восстановление в памяти учащихся и закрепление ранее изученных знаний и умений.
- В чем заключаются особенности строгания шерхебелем?

- В какой последовательности строгают заготовку с четырех сторон?

- В какой последовательности осуществляют сборку рубанков?


3.Изучение нового материала. (10 минут)
3.1. Изучение новой темы, разъяснение новых понятий.
Иллюстративный рассказ.
При сборке отдельных элементов изделия применяются несколько видов соединения:

шиповые соединения;

соединения шкантами и шурупами;

соединения нагелями.

- шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и применяются при изготовлении дверных и оконных блоков, мебели и других деревянных конструкций. Основными элементами шипового соединения является (см. рис. 1): шип; гнездо; проушина.





Рис. 1. Элементы шипового соединения: а- шип; б- гнездо; в- проушина; 1- торец шипа; 2- заплечики; 3- щечки; 4- дно проушины

Шипом называется выступ на торце деревянной детали.
Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяют с шипом.
Проушиной называется паз на торце детали, соединяемой с шипом.

В зависимости от толщины деталей применяются одинарные, двойные, тройные и многократные шипы (см.рис.2)




рис.2. Шиповое соединение деталей: а - одинарным шпоном; б - двойным шпоном - Желательно показать заготовки. Шиповые соединения бывают:

угловые концевые;

угловые серединные (тавровые);

угловые ящичные (см.рис.З).




Рис.3. Виды угловых шиповых соединений: а- концевое; б - тавровое; в - ящичное: So- толщина бруска, Si и S3 - толщина на ушек, S2- толщина шипа, 1- длина шипа.

Шиповые соединения подбираются в зависимости от толщины заготовки:

до 40 мм - одинарные;

от 40 до 80 мм - двойные;

свыше 80 мм - тройные и многократные.
Учащимся предлагается рассчитать размер шипа заготовки. Составить эскиз шипа и проушины с простановкой размеров.

Разметку шипов и проушин производят с двух концов заготовки.
Рассчитывают толщину шипа, устанавливают размеры на рейсмусе или гребенке и проводят по торцу и боковым поверхностям параллельные линии.





Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают (см.рис.4).



Рис.4. Последовательность изготовления шипового соединения: а - поперечная разметка; б -продольная разметка; в - продольное выпиливание шипа и проушины; г - поперечное выпиливание шипов. Для запиливания шипов и проушин применяются различные продольные и поперечные пилы

лучковая

широкая

узкая

обушковая

наградка



Рис.5 Пилы для шиповых соединений: а - лучковая; б - ножовка; в - ножовка узкая;г - обушковая; д - наградка: 1 - полотно; 2 - стойка; 3 - поперечина; 4 - тетива; 5 - закрутка;

6 - ручка; 7 -зубья.

Запиливание шипа и проушины начинают в размеченной заготовке, закрепленной

наклонно, а заканчивают запиливанием в вертикальном положении заготовки ( см. рис.6)





Рис 6. Приёмы продольного пиления шиповых соединений: а - запиливание, б - окончательное выпиливание.

После запиливания заготовки вырубаются проушины с помощью долота и стамески легким постукиванием киянкой.


Рис. 7. Инструменты для выдалбливания проушин: а - долото; б - стамеска.

Выдалбливание проушины или гнезда производят на подкладной доске согласно рисунку.





Рис. 8. Последовательность выдалбливания проушины: а- поперечное надрубывание дна; б -наклонное вырубание; в - углубление дна; г - долбление с противоположной стороны.


Особое внимание необходимо обратить на качество древесины.

Если волокна древесины имеют косослой или завитки возле сучьев, то размеры шагов при долблении уменьшают в 2-3 раза.

Подгонку шипа и проушины производят с помощью стамески и напильника, добиваясь, чтобы шип входил в проушину плотно при нажатии рукой или несильном ударе киянки .



Рис.9. Обработка шипов и проушин в размер: а, б - стамеской; в - напильником.

Склеивание шипового соединения выполняется под давлением с помощью струбцины, предварительно наносится клей с выдержкой деталей на воздухе (см. рис 9).



рис. 10 склеивание шипового соединения

Последней операцией при выполнении шипового соединения является зачистка, которая проводится с помощью рубанка или напильника. Предварительно закрепляют изделия на верстаке. При массовом производстве изделий на предприятиях шипы, проушина и гнезда зарезаются фрезами на шипорезных станках.



Рис.11. Крепление и зачистка изделия после склеивания: а- по пласти; б- по кромкам

По выполненному эскизу запилить и выдолбить проушины.
Шканты - это круглые вставки , вставляемые в отверстия двух соединяемых деталей.




Диаметр шканта должен составлять 0,4 толщина соединяемых деталей. Отверстия под шкант сверлятся на глубину 0,5 длины шканта плюс 2-3 мм. Последовательность сборки деталей шкантами (рис 12) Перед соединением деталей шкантами, шканты намазывают клеем.

3.2. Инструктирование по охране и безопасности труда.
Вы должны знать и выполнять правила безопасности:
До начала работы:
Наденьте спецодежду (фартук с нарукавниками или халат) и головной убор. Тщательно подберите волосы под головной убор.
Проверьте наличие инвентаря (сиденья, щетка-сметка, совок). Проверьте исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления по чертежу).
Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. Удалите с верстака все лишнее.
Во время работы:
Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом. Используйте инструмент только по назначению.
Работайте строгальными инструментами, имеющими исправный рожок (шерхебель, рубанок, фуганок) или вывеску (зензубель, калевка, галтель). И инструментами, имеющими округлую и гладкую заднюю часть колодки. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручки инструментов должны быть удобными для работы.
Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполняйте на верстаке в установленных местах. Для этого нужно использовать приспособления, упоры, подкладки.

4. Закрепление нового материала (5 минут).
4.1. Обобщение изученного материала.
4.2. Контроль и качества усвоения нового материала путем опроса и повторения действий 2-3 учащихся.


4. Практическая работа

Вводный инструктаж (6 минут).
составление технологической карты
используя технологическую карту, выполненную на уроке, разметить заготовку.
изготовить шиповое соединение, изображенное на техническом рисунке

Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж (46 минут).
2.1 Выполнение полученного задания учащимися или продолжение ранее начатой работы.
2.2. Обход учителя
3. Заключительный инструктаж (5 минут)
3.1. Подведение итогов, анализ ошибок, оценка работы.
3.2. Ответы на вопросы учащихся.

5. Уборка рабочего места, инструментов, изделий (5 минут).



















Самоанализ урока

Урок трудового обучения разработан для обучающихся 6 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Столярное дело» под редакцией А.Н. Перелетова.
Тема урока: «Шиповые столярные соединения. Разметка и изготовление шипового соединения».
Цель урока: В ходе занятия освоить: планирование текущей учебной работы, умение организовать себя на выполнение задания, работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания.
Задачи:
Обучающая: Обучать замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.
Развивающая: Развивать целенаправленность в работе, умение комментировать свои действия.
Воспитывающая: Воспитывать самостоятельность в принятии решений, трудолюбие, настойчивость.
Коррекционная: Корригировать память, внимание, мыслительную и творческую деятельность.
Структура занятия соответствовала содержанию учебного материала, в нее входили:
Теоретическая часть:
Организационно-подготовительная часть
Вводный организационный момент.
Повторение пройденного материала
Восстановление в памяти учащихся и закрепление ранее изученных знаний и умений.
Изучение нового материала
Изучение новой темы, разъяснение новых понятий;
Инструктирование по охране и безопасности труда.
Закрепление нового материала
Обобщение изученного материала;
Контроль и качество усвоения нового материала путем опроса.
Практическая часть:
Вводный инструктаж.
Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж.
Подведение итогов.
Уборка рабочего места.
Занятие состояло из учебных форм и методов, и проводилось в положительном темпе.
Между учителем и учащимися был установлен взаимный контакт.
При выполнении заданий во время проведения занятия, учащиеся проявляли активность и редко обращались за помощью.
Содержание учебного материала было отобрано рационально.
Учебная информация полно охватывала программу и соответствовала уровню знаний учащихся.
Материал был доступен для понимания учащихся 6 класса.
В ходе урока использовался иллюстративный рассказ, в котором четко описывались элементы шипового соединения, шиповые соединения деталей, виды угловых шиповых соединений, при помощи которого обучающиеся смогли быстро понять то, о чем данная тема.
В теоретической части было предложено рассчитать размер шипа заготовки, составить эскиз шипа и проушины с простановкой размера, что способствовало достижению одной из поставленных задач, ученики смогли самостоятельно проверять правильность своих действий, активизировать мыслительную деятельность.
В практической части учащиеся смогли при помощи задания замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом, что способствовало достижению еще одной из поставленных задач.
Структура построения занятия распределена рационально по времени, с учетом учебного материала. Времени для усвоения, закрепления и совершенствования новых умений было достаточно.
Эффективно выбраны и применены методы и средства обучения учащихся.
Новый материал излагался достаточно доступно, получилось сконцентрировать внимание учащихся на основных понятиях и фактах, выделив главные признаки понятий.
Каждый этап урока четкий и завершенный, цель каждого этапа подчинена общей цели урока, на уроке учащиеся смогли не только выполнить качественную практическую работу, но и познакомились с новыми соединениями, которые необходимы для выполнения многих заданий.
Был проведен инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом.
На уроке использовалось несколько методов обучения:
Словесные методы: вводная беседа, разъяснение новых понятий, инструктирование по охране и безопасности труда.
Наглядные методы: технологические карты по созданию шиповых соединений, карточки с шиповыми и угловыми соединениями.
Практические методы: работа с эскизами, самостоятельная работа, выполнение индивидуальных заданий.
В основе урока лежали дидактические принципы:
Наглядность (наглядность стимулирует активность учащихся);
Сознательность и активность (учащиеся понимают изучаемый материал);
Индивидуальный подход (использование различных видов заданий, с учетом личностных особенностей каждого ученика);
Коррекционная направленность обучения (методы и приемы, выполняющие как учебную, так и развивающую функцию).
Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов, дополнительные задания).
Дисциплина поддерживалась вниманием учеников, их активностью при выполнении заданий.
Намеченный план занятия был выполнен.
Содержание учебного материала было доступно для понимания учащимися 6 А класса.
В итоге урока задачи решены, цель достигнута.








Список литературы

Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400с.
Гокеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Д. Гокеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 280с.
Журавлев Б.А. Столярное дело: пособие для работы с детьми. Для среднего школьного возраста / Б.А. Журавлев. – М.: Просвещение, 2003. – 96с.
Ковалева Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Книга для учителя / Е.А. Ковалева. – М.: Просвещение. 1999. – 95с.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.А. Мирский. – М.: Педагогика, 2000. – 160с.
Мирский С.А. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя / С.А. Мирский. – М.: Просвещение, 1998. – 224с.
Перепетов А.Н. Столярное дело: 7 – 9 классы: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.Н. Перепетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.367с.
Попова О.А, Майер О.А. Принципы, методы, приемы обучения, воспитания, коррекции в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида: учебно-методическое пособие / О.А. Попова, О.А. Майер, Т.М. Климачева. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 74с.


Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 17Рисунок 1815