Сценарий воспитательного мероприятия .Литературная викторина Сказки водят хоровод (1 класс)


Литературная  игра-викторина
«Сказки водят хоровод » 
Задачи:
- создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
- способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение;
- развивать любознательность, внимательность и читательскую память.
 Цели: обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
 
Оформление: выставка рисунков по русским народным сказкам.
Оборудование: телеграммы на карточках, карточки с пословицами,иллюстрации к сказкам, карточки для конкурса «филфорд».
Место проведения: классная комната.

Организационный момент.
 Звучит песня «В гостях у сказки» муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима (Михайлова)
Вступительное слово учителя.
Ведущая: - Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.
Ведущая: - Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы, по которым потом мы определим победившую команду.
 
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
Конкурс «Назови сказку!»
Ведущая: - Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Первый конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает. 
Тянут дед, бабка, внучка, Тянет маленькая Жучка,Кошка с мышкой тянут крепкоДогадался?  Это …    (Репка)
 
Помогала им яблонька,Помогала им печка,Помогала им голубая речкаВсе им помогали, Все их укрывали.К матушке и батюшкеОни домой попали.          (Гуси-лебеди)
 
Не послушал брат сестрёнкуПревратился он в козлёнка!Во всём ведьма виновата.Звали как сестру и брата?   (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
 
Где и когда приключилось такое?Мышка разбила яйцо золотое.Дед горевал,И печалилась баба.Только кудахтала …       (Курочка ряба)
 
Старухина дочь сидит Зубами стучит. А он по лесу потрескивает, С елки на елку поскакивает,
Пощелкивает, на старухину дочь поглядывает. (Морозко)
 
На печи лежит Емеля,Долго мучался бездельем.А потом пошло везеньеВсё …                                     (По щучьему велению)
 
Красна девица грустна:Ей не нравится весна.Ей на солнце тяжко!Слёзы льёт бедняжка.          (Снегурочка)
 
Если сбрасывает кожу, На красавицу похожа.          (Царевна-лягушка)
 
Он от дедушки ушёл,Он от бабушки ушёл.Круглый сам, Румяный бок,А зовётся …                             (Колобок)
 
В этом доме - вот так да! -Поместились без трудаМышь, лягушка, волк с лисой, Зайка серенький, косой.Мишка втиснулся, как мог,-Развалился...                                (Теремок)
 
Зайку выгнала лиса...Плачет зайчик: Вот беда!Волк, медведь и петушокПомогали зайке. Вот!Догадались  вы, друзья,Что за сказка эта? Да?         (Заюшкина избушка)
 
Отворили дверь козлята, И… пропали все куда-то!      (Волк и семеро козлят)
 
Колотил да колотил По тарелке носом - Ничего не проглотил И остался с носом...                 (Лиса и Журавль)
 
Сидит в корзине девочкаУ мишки за спиной,Он, сам того не ведая,Несет ее домой.Ну, отгадал загадку?Теперь  скорей ответь!Названье этой сказки…          (Маша и медведь)
 
Возле леса, на опушке,Трое их живет в избушке.Там три стула и три кружки,Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?          (Три медведя)
Конкурс «Телеграммы»
Ведущая:   
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
 «К лисе в гости я иду, прилететь к вам не могу!» 
(Журавль из русской народной сказки «Лиса и журавль».)
 «Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
 «Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я  несу. С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
  Конкурс «Филфорд»
Ведущая: - Найдите в филфорде 10 персонажей сказок. Для этого нужно в каждой строчке среди букв найти слово. Если вы его найдете и правильно назовете, то оно высветится. Начнем искать слова.
 
умедведьюёлрпволкшэжпетухтимсикчсяичкобкхзщшгдедотлуьаплисакнекрепкаеугасьтгусимюмашанслчизкозачцкай 
Ответы:  медведь, волк, петух, яичко, дед, лиса, репка, гуси, Маша, коза.
 
Конкурс  «Ассоциации»
Ведущая: - Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.
Ассоциации - это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:
1.           Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2.           Царь, стрела, клубок, Иван-царевич, щука. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
3.           Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)
4.           Коза, петух, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5.           Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
6.           Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
7.           Заяц, петух, лиса, собаки. (Русская народная сказка «Заюшкина избушка».)
8.           Лиса, кувшин, журавль. (Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
   Конкурс «Исправь ошибки»
Ведущая: - В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».«Даша и медведь» – «Маша и медведь».«Волк и семеро ягнят» -  «Волк и семеро козлят».«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».«Пять медведей» - «Три медведя»«Домик» - «Теремок»«Морковка» - «Репка»
Конкурс «Собери пословицы»
Детям выдаются карточки следующего содержания.
Друзья познаютсяЗа доброПод лежачий каменьБез труда не вытащишьДоброе братство рыбку из пруда.дороже богатства.в беде.вода не течёт.добром платят.

Конкурс «Продолжи сказку»
Ведущая: - Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1.  Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может...
- А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут).
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:
 – А что дальше? («Тепло ли тебе, девица?». « Тепло, Морозушко, тепло, батюшка»).
4. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
- Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. 
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.  Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь? 
- Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... 
Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…
(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).
Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
5. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок).
6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
9.Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка?(Царевна)
10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен».(«Колобок»)
11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
12.В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?»(«Морозко»)
14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)
15.«...А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)
16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки?(Курьи ножки)
17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

 Конкурс «Найди ошибки художника»
(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)



Подведение итогов.
Слово предоставляется жюри. Жюри подводит итоги.

 
Ведущая: - Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, мы желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». А теперь пора прощаться. До свидания, друзья! До новых встреч со сказкой!