Литературная викторина Сказки водят хоровод
Литературная викторина
«Сказки водят хоровод»
ЦЕЛИ: повышение интереса к литературе; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.
Вступление.
- Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
- Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой, порисуем, послушаем сказку, побываем на выставке книг и рисунков.
- Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.
1. «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве) 2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником) 3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая) 4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей) 5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист) 6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга) 7. Назовите место рождения Колобка (печь) 8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка) 9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка) 10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки) 11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку) 12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб) 13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом») 14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка») 15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа) 16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав) 17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной) 18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2) 19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок») 20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
2.Ребята, угадайте, кто так говорит.
1. По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)
2. Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)
3. Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. (Женя из сказки «Цветик-семицветик».)
4. Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки «Горшочек каши».)
5. Крекс, фекс, пеке! (Буратино.)
6. Кара-барас. (Мойдодыр.)
3.Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).1. Мойдодыр. (Умывальник.)
2. Дядя Федор. (Мальчик.)
3. Тянитолкай. (Олень с двумя головами.)
4. Рикки-Тикки-Тави. (Мангуст.)
5. Страшила. (Чучело из соломы.)
6. Матроскин. (Кот.)
7. Гена. (Крокодил.)
8. Сиропчик. (Коротышка.)
4. Вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И, за что, не знаю,
Повезло лентяю. («По щучьему велению»)
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок... («Маша и медведь»)
Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)
Какая сказка, нам секрет открой,
Где говорилось:
«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка».)
Вот дева юная в объятьях сна,
Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.
Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)
Он много жен имел, но всех
Постигла участь злая –
Лишил он жизни их...
Каков злодей!
Так кто же он?
Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)
Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик».)
Вы любите котов? Я - да!
А говорящих вы встречали?
Способных петь, и танцевать,
И короля очаровать,
Хозяину жилье найти,
Его от бедности спасти,
На трон с принцессой вознести? («Кот в сапогах».)
Он на свете всех добрей,
Он известен, знаменит,
Лечит всех больных зверей добрый... (доктор Айболит.)
Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок,
Очень милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка.)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку... (Буратино.)
А про ключик золотой
Написал для нас... (Толстой.)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется... (Чиполлино.)
5.Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.
1. Золотое яичко. (Курочка Ряба.)
2. Колпак. (Буратино.)
3. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
4. Горошина. (Принцесса на горошине.)
5. Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)
А теперь прошу на сцену.
2 «Б» класс – сказка «Репка»
2 «В» класс – сказка «Лисичка со скалочкой»
3 «Б» класс – сказка «Три поросенка»
4 «Б» класс - «Сказка о золотой рыбке»
Спасибо!
Конкурс 1. «Волшебные слова» В е д у щ и й. Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? Сегодня мы проводим литературную викторину по страницам любимых сказок, детских произведений. Ответив на вопросы нашей викторины, вы сможете определить, насколько хорошо знаете детскую литературу. Итак, наш первый конкурс. Вспомните, кто так говорил, и назовите героя и сказку. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. «По щучьему велению».) Сивка- Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка- дурачок. «Сивка- Бурка».) Сис- сим, открой дверь! (Али- баба. «Али- баба и сорок разбойников».) Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по- моему вели! (Девочка. В. Катаев «Цветик-семицветик».) Раз, два, три. Горшочек вари! (Девочка. Братья Гримм «Горшок каши».) Крекс, фекс, пекс. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино») Вот я, вот я, превращаюсь в мотылька. (Баранкин.) Мутобор. (Халиф. В. Гауф «Калиф- аист».) Кара-барас. (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр».) Конкурс 2. «Удивительные превращения» В е д у щ и й. Ребята подумайте и скажите, в кого превращались или были заколдованы: – Князь Гвидон. (В комара, муху, шмеля.) – Великан Людоед из сказки Ш. Перро. (В льва, мышь.) – Красивый мальчик Якоб, герой сказки Гауфа. (В Карлика.) – 11 братьев- принцев из сказки Андерсена. (В лебедей.) – Курица Чернушка. (В человечка.) – Чудище из сказки Аксакова. (В принца.) – Лягушонок из сказки братьев Гримм. (В королевича.) – Гадкий утенок. (В лебедя.) – Айога. (В гусыню.) – Ослы Брыкун, Пегасик и Калигула из сказочной повести «Незнайка в Солнечном городе». (В коротышек.) Конкурс 3. «Кто автор?» В е д у щ и й. Команды должны угадать, кто является автором произведений, отрывки из которых я зачитаю: Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи. (А. Пушкин.) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! (М. Лермонтов.) Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой… (Н. Некрасов.) Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин.) Если ты порвал подряд Книжицу и мячик, Про такого говорят – плоховатый мальчик. (В. Маяковский.) «– Ай, Моська! знать она сильна, Коль лает на слона». (А. Крылов.) У меня зазвонил телефон. Кто говорит? – Слон! (К. Чуковский.) В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью – Каланча. (С. Михалков.) У Танюши дел немало, У Танюши много дел. Утром брату помогала. Он с утра конфеты ел. (А. Барто.) Конкурс 4. «В волшебной стране» В е д у щ и й. В конкурсе «В волшебной стране» нам нужно узнать, кто из литературных героев: – отдыхал в стране вечных каникул (Петя Алексин); – побывал в королевстве Кривых Зеркал (Оля, Яло); – оказался в стране дураков (Буратино); – путешествовал по стране Чудес и в Зазеркалье (Алиса); – отправился в страну Обезьян (Доктор Айболит); – жил в стране, которой правил принц Лимон (Чиполлино)? Конкурс 5. «Авторские загадки» В е д у щ и й. Обычно загадки, с которыми мы встречаемся повседневно, – это русские народные загадки, т. е. их сочинил народ, они не имеют авторов. Загадки, которые вам предстоит отгадать, имеют авторов – это поэты и писатели, как правило, детские. Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (Мяч.) Что за звездочки сквозные На пальто и на платке. Все сквозные, вырезные. А возьмешь – вода в руке. (Снежинка.) Что такое перед нами Две оглобли за ушами. На глазах по колесу, И сиделка на носу. (Очки.) Белый камешек растаял. На доске следы оставил. (Мел.) Ах! Не трогайте меня, Обожгу и без огня. (Крапива.) Падает горошком, Скачет по дорожкам. (Град.) По деревянной речке Бежит кораблик новый. Свивается в колечки Дымок его сосновый. (Рубанок.) Под осоку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять. И бежит, да не поймать. (Ручеек.) Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома, Если дождь у нас работа Топать, шлепать по болотам. (Сапоги.) Конкурс 6. «Найди рифму» В е д у щ и й. Я зачитываю каждой команде по очереди строчку из произведения, вы должны подобрать рифму. Как у нашего Мирона, На носу сидит… (ворона). Кит царапался, кусался, Если же был не равен спор, От врагов своих спасался, Залезая на… (забор). А, Б, В, Д, Е прикатили на еже. З, И, К, Л, М, Н, О дружно вылезли … (в окно). Сел он утром на кровать Стал рубашку надевать. В рукава просунул руку, Оказалось – это… (брюки). Стыдно старому реветь, Ты не заяц, а… (медведь). Но как черная, железная нога, Побежала, поскакала … (кочерга). Сестренка ему надевала чулок, А Слава скучал и глядел в … (потолок). Конкурс 7. «Друзья» В е д у щ и й. Кто из литературных героев были друзьями? Назвать героев и произведение. Маугли, Чиполлино, Малыша, Герды, Крокодила Гены, Дяди Федора, Буратино, Незнайки, Врунгеля. Конкурс на лучший рисунок В е д у щ и й. Домашним заданием для команд было – нарисовать любимого героя из сказки. Сейчас каждая команда должна продемонстрировать и защитить свои рисунки. Кроссворд «Герои любимых сказок» В е д у щ и й. И последним заданием нашей сегодняшней литературной викторины будет кроссворд «Герои любимых сказок». Каждая команда получит кроссворд, необходимо как можно быстрее разгадать его. По горизонтали: 4. Кукла из театра Карабаса Барабаса. 5. Зверь, поселившийся в доме Кенги и всегда получавший на завтрак обед и ужин рыбий жир.8. Самая сильная девочка на свете. 9. Правитель страны, в которой жил Чиполлино. 10. Полицейский Страны Дураков. 11. Шарманщик, смастеривший Буратино. 12. Пес, который жил в деревне у дяди Федора. 13. Художник из Цветочного города. 14. Вожак стаи волков, приютивший Маугли. По вертикали: 1. Архитектор из Солнечного города. 2. Малышка, которая познакомила Незнайку с автоматами Шахматного города. 3. Сестра Малыша. 4. Один из пассажиров поезда «Голубая стрела». 6. Мальчик, спасший курицу Чернушку. 7. Песик, которому крокодил Гена и Чебурашка помогли найти друзей. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.