Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников


Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников.
Вахтанина Наталья Николаевна МБОУ Школа№6.  
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо ориентируясь на возможности учащихся, создавать «ситуацию успеха» в учебном процессе, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Ведь только положительные эмоции могут стать для учащегося стимулом в учебной деятельности.
Прежде всего нужно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что способны организовать мы – учителя.
 
Наша задача – создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого учащегося. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Необязательно все должны быть отличниками. Нельзя забывать, что каждый учащийся – индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения. Но, так или иначе, они должны быть у каждого. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, возникает ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Наша основная цель не допустить, чтобы среди учащихся были неудачники, учащиеся, не добившиеся успеха в учебе и, поэтому, обладающие комплексом собственной неполноценности, низкой самооценкой, неверием в собственные силы, низким уровнем учебной мотивации и уровнем притязаний.        
 «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придёт ему на помощь» (Ш.А.Амонашвили)
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Мы должны обучать учащихся тому, как развивать в себе волю, как повышать самооценку, защищать собственное достоинство, управлять своими эмоциями и желаниями. Это как раз те психологические знания, которые нужны человеку, чтобы стать успешнее. Развитие у учащихся волевых качеств, путем включения в посильную, но достаточно трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия, мешает достижению успеха, снижает мотивацию. Что бы быть успешным, учащийся должен быть готов к преодолению самых разных трудностей. Это формирует способность получать удовольствие от самоопределения, а, значит, способствует личностному росту.
Поэтому нужно специально продумывать, как расширять и обогащать взаимодействия детей друг с другом и ребёнка с учителем.        
Мой подход – мотивация, совместная деятельность учителя и ребёнка, вовлечение последнего в работу.
Важно определить темп и найти педагогические возможности развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. На протяжении 15 лет я работаю по УМК « Школа России». Комплект реализует право ребёнка на индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть, что положительно влияет на создание успеха.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой).
В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, сказок.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое усилие, направленное на улучшение учебных результатов. Это укрепляет у него веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним из важных побуждающих к деятельности факторов
 Для создания «ситуации успеха» на уроке я использую следующие приёмы:
1)  создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
«Угадай сказку» (или рассказ).
По опорным словам отгадай название рассказа из раздела «О братьях наших меньших» (2 класс).
Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.
Дача, мальчики, ёжик.
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
3)  рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" т.д.);
 
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
С добрым утром! Начат день,                             В мире много интересного,
Первым делом гоним лень.                                   Нам порою неизвестного.
На уроке не молчать                                             Миру знаний нет предела.
Всем работать, отвечать!                              Так скорей, друзья, за дело!
 
Познавательный интерес направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
Данная задача реализуется посредством
 следующих приёмов:

1)   включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
Пример: 1 класс.  «Сказки К. Чуковского»
- Я приведу вам несколько утверждений. Если они верные, ставьте 1, если утверждение неверное, ставьте 0.
1. Чуковского зовут Корней Павлович.    (Иванович)
2. Тараканище, Мойдодыр, Приключения Незнайки – сказки К.И.Чуковского.       (Незнайка – Н.Носова)
3. К.И.Чуковский писал загадки в стихах   и т. д.
 
2) необычная форма преподнесения материала;
- Угадайте, кто сегодня будет героем сказки?
В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка,
                     Кто же это?          (Мышка)
Правильно! Сегодня мы прочитаем «Сказку о глупом Мышонке» С.Я.Маршака
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся;
Постановка проблемы (задача на сообразительность)
* Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш?        (На вербе груши не растут)
- Давайте подумаем, как можно обозначить зрительно «нисколько», «ни одной».
 
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий,  учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение;
-Укажите предметы живой природы: муха, камень, снег, гриб, береза, облако, собака.
-Укажите предметы природы: шкаф, глина, обувь, воздух, школа, дождь, телефон,
воробей
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В заключении хочется сказать, что дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, ещё не познанного. Если ребенок теряет интерес к учебе,
в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.