Конспект урока по теме Предлог как часть речи и его роль в предложении(2 класс)
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза Н.П.Кочеткова села Пышлицы»
Конспект урока русского языка во 2 классе
«Предлог как часть речи и его роль в предложении».
Подготовила и провела
учитель высшей категории
Панферова Н.В.
Тема урока: Предлог как часть речи и его роль в предложении.
Тип урока: вводный
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с понятием предлог и дать представление о его роли в предложении;
актуализировать знания учащихся об изученных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
повторить, что такое предложение ;
создать условия для развития речи, мышления, внимания, памяти учащихся;
воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Оборудование: Мультимедиа проектор; экран; компьютер;
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята! Сегодня на уроке русского языка мы познакомимся с новой частью речи «Предлогом» и поговорим о его роли в предложении. В процессе урока повторим изученные части речи: имя существительное, глагол и имя прилагательное. Вспомним, что называем предложением и из чего оно состоит.
Слайд 1.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Урок наш будет необычным – сказочным.
- Ребята, вы любите сказки? А почему вы их любите?
- Я тоже люблю сказки, особенно волшебные и предлагаю вам отправиться в чудесную сказочную страну. Вспомните слова А.С.Пушкина о сказках. «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
Слайд 2.
И из сказки, в которую вы сегодня попадёте, я надеюсь, извлечёте для себя очень нужные уроки и знания.
-Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Итак, отправляемся в сказочную страну. Можно, конечно, сказать для этого волшебные слова, можно раздобыть ковёр-самолёт. Но мы отправимся необычным путём-дорогой. Только по ней нельзя идти, она вся развалилась. Давайте, её восстановим.
Работа с деформированным предложением
Слайд 3.
-Из слов, которые вы видите на экране, составьте предложение и запишите его в тетрадь.
- Что мы называем предложением?
Проверка.
-Дорога восстановлена и теперь смело отправляемся в путь.
Повторение о частях речи.
Слайд 4.
- Долго ли шли, коротко, но вот оказались в стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Королём в этой стране был могущественный Русский язык, а королевой – мудрая Грамматика. Слова – главные работники этого королевства. У каждого слова в этом королевстве своя работа. И однажды в этой стране случилась настоящая неразбериха.
- Попытались как-то слова построиться, потому что Король решил устроить парад. Становились слова и так, и эдак, всё плохо получается. «Без помощи нам не обойтись! - решили они – Позовём мы на помощь добрую фею, она главная в этом королевстве над всеми словами». Так и сделали.
.Лексическое значение слова
Слайд 5.
- Позвали слова добрую фею МОРФОЛОГИЮ.
«Морфо» - слово
«Логос» - наука
- Морфология – наука о словах.
-Фея МОРФОЛОГИЯ очень важная и строгая особа. Она любит дисциплину и порядок во всём. А давайте – ка, мы покажем ей свои знания о частях речи.
Повторение о пройденных частях речи.
- У каждого из вас на парте лежит листок, на котором написано слово.
У кого из вас слова обозначают предметы? Встаньте, пожалуйста.
- Как называются эти слова в русском языке? На какие вопросы отвечают?
-Найдите в предложении, которое мы записали, существительные и запишите их в первый столбик.
- Встаньте, пожалуйста, у кого слова обозначают действия предметов.
- Как называются эти слова? На какие вопросы они отвечают? Найдите в предложении глаголы. Выпишите во второй столбик.
- А есть ли среди вас слова, которые обозначают признаки предметов?
- А как они называются? На какие вопросы они отвечают? Найдите в предложении прилагательные. Выпишите их в третий столбик.
Проверка. Слайд 6.
- Посмотрите, у нас остались ещё два слова. Какие это слова, назовите. Они маленькие, всего из 1-3 буквы.
Эти маленькие слова тоже выстроились на парад в королевстве Русского Языка.
- Вот потеха! – засмеялись Глаголы, Существительные, Прилагательные. – Да вы такие маленькие, вы своим видом насмешите самого короля. Мы такие важные, значимые, большие, а вы? Не хотим строиться с вами.
- Что вы! Что вы! – возразила добрая фея Морфология. –Эти слова мои помощники. Именно они помогают мне выбрать для вас форму и наряд.
- Неправда! Не верим! – возразили Глаголы, Существительные, Прилагательные.
- Ах! Так! – сказала фея Морфология, забрала эти слова и ушла.
- Ай! Ай! Ай!- закричали Глаголы, Существительные, Прилагательные.
- Ребята, посмотрите. Без этих слов получилось предложение? Почему?
Слайд 7.
IV.Работа над новой темой урока.
1.Вывод. Предлог как часть речи
Слайд 8.
- Слова под, в служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.
- Что тут началось в королевстве. Такого шума, плача никогда и никто не слыхивал. Ведь из нашей речи, из нашего языка исчезли все маленькие слова, которые помогали связываться по смыслу другим словам в предложении. Сказки, стихи, рассказы стали такими некрасивыми, непонятными, что их отказались читать даже взрослые и дети. Могущественный Король повелел вернуть эти слова, чтобы навести в королевстве порядок. Только где их искать.
- Ребята, поможем найти эти маленькиеё но важные слова и докажем какую важную роль они играют в предложении.
2.Установление связи слов в словосочетании с помощью предлога
Слайды 9 – 14.
-Фея Морфология предлагает вам выполнить следующее задание. Вставьте вместо точек подходящее по смыслу маленькое слово, запишите словосочетание, подчеркните слово которое вставили. Как писали маленькие слова с другими?
отъехала дворца
поехала дороге
переехала мост
поднялась гору
спустилась горы
подкатила дому
Проверка. Слайд 15
ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз. Слайды 16-18.
3.Правильное употребление предлогов в речи
Слайд 16
- Догадайтесь, какие здесь спрятались слова.
-Вы замечательно справились с заданием и помогли вернуть эти слова в королевство Русского языка.
4. Лексическое значение слова
Слайд 17.
- Когда перед Королём предстали все эти слова, появилась добрая фея Морфология: «Разрешите представить моих любимых помощников. Все эти слова называются ПРЕДЛОГИ.»
Предлог (греч. яз.)
«пред» перед
«лог» - слово
5.Работа с правилом
Слайд 18
- Король повелел издать указ и велел выучить всем, кто хочет быть грамотным. Прочитайте указ. Повторите всё, что узнали о предлогах. Назовите, какие запомнили предлоги.
ФИЗ,МИНУТКА
Руки на пояс
Руки за спину
Руки к плечам
Руки перед грудью
Руки опустить
- Перечислите, какие я использовала предлоги в физминутке.
V. Закрепление нового материала.
6.Работа по учебнику.
-Интересным было наше путешествие?
Что нового мы узнали из этого путешествия?
-Попробуем применить наши новые знания при выполнении упражнений данных в учебнике.
Откройте учебник на стр.54, упр. 83.
- Письменно ответьте на вопросы (по рисунку) используя данные предлоги.
Подчеркните предлоги.
Дополнительное задание.
Упр. 85 устно по заданию учебника.
Упр. 86 самостоятельно по заданию.
VI. Домашнее задание.
Выучить правило на стр.55, упр.88 стр.56-57.
VII. Итог урока.
Вот и заканчивается наш урок. Понравилось путешествие в сказку? С какой темой помогла познакомиться нам сказка?
- Послушайте шутливое стихотворение.
Слайд 19. Чудесный выдался денёк,
А я учу уроки
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
Что значит – « по»?
Что значит – « за»?
И « за», и « по» - предлоги»
А хорошо бы – ЗА порог
И – мчаться ПО дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
А. Шибаев
- Найдите и назовите предлоги.
- Зачем нужны предлоги в речи? Как пишем предлоги с другими словами?
VIII. Рефлексия.
-Все сегодня работали активно, слушали внимательно, все молодцы.
-Оцените свою работу на уроке.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Объект 315