Урок открытия нового знания русский язык Сложные слова
МОУ СРЕДНЯ ШКОЛА № 26
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
по русскому языку
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА «Школа 2000»
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные –о, -е»
3 класс
Горулева
Альбина Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Урок русского языка. 3 класс.
(УМК «Планета знаний»)
Тип урока: открытие нового знания.
Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах».
Учитель: Горулёва Альбина Александровна,
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 26 города Ярославля.
Цели: формирование представления о сложных словах
и умения правильно выбирать соединительные гласные –о, -е.
Демонстрационный материал
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Раздаточный материал.
Конверт 1.
Конверт 2.
3. Задание для самостоятельной работы с самооценкой по эталону
4. Эталон выполнения самостоятельной работы.
Карточка для домашнего задания
Смайлики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] для подведения итога урока.
Планшеты для групповой работы и магнитики
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
-Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению.
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
(Дети садятся на свои места)-Какой урок сейчас? (Урок русского языка)
-Проверяем готовность. (Дневник.) (Учебник русского языка.) (Рабочая тетрадь.) ( Ручка) (Простой карандаш.)
- Молодцы! К уроку готовы!-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? (Отличное) (Задорное) ( Веселое) Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
(дети берутся за руки и желают друг другу успеха)
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
- Какую тему мы изучаем? (Правописание гласных и согласных в корне слова.)
-Чему мы учились на предыдущих уроках? (Учились выделять корень.) (Находить безударные гласные в корне слова.)(Находить парный согласный в корне слова) (Подбирать проверочные слова.)
Оформление доски
- Вы уверены в своих знаниях по этой теме? (Да.), (Я на прошлом уроке написал на отлично самостоятельную работу.), (Я выполнил домашнюю работу самостоятельно, не обращался за помощью к родителям.), (Я помог своему товарищу выполнить домашнее задание.)
- Чему посвятим урок? (Узнаем новое о правописании корней слов.), (Откроем новые знания по теме Правописание безударных гласных)
- Как вы будете узнавать новое? (Повторим необходимый материал.), (Выполним пробное действие.), (У нас возникнет затруднение.), (Сами найдём способ выхода из затруднения.), (Результат и будет новое знание.)
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
- С чего начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)
- Для чего же нужна минутка чистописания? (Для красивого и правильного письма.), (Для правильного написания элементов букв.), (Для правильного соединения букв между собой).
-Для того, чтобы красиво писать, нам необходимо? (Выполнить гимнастику для рук.)
Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой)Чтоб окошко было в нём,(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)И тюльпан в саду расцвёл!(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
- Молодцы! У вас получился замечательный дом!
-Посмотрите на доску!
Оформление доски
- Какие буквы мы будем прописывать? (Букву «эль», которая обозначает согласный, звонкий непарный, твердый звук [л] и мягкий звук[л
·])
- Как соединяются буква «о» с буквой «эль»? (Нижним соединением.)
- Как соединяются буква «эль» с буквой «о»? (Верхним соединением.)
- Как соединяются буква «е» с буквой «эль»? (Нижним соединением.)
- Как соединяются буква «эль» с буквой «е»? (Средним соединением.)
-Приступайте к работе. Старайтесь писать ровно, без отрыва руки, соблюдая высоту наклонной прямой.
(Дети пишут в тетради половину строки строчную букву «эль», далее по два раза соединения «ол», «ло», «ел» «ле»).
- Прочитайте слова. Какие орфограммы встретились в данных словах? (Правописание безударных гласных в корне слова)
- Докажите, что слова на доске записаны правильно. (Молоко – выделяю корень – молок, ставлю ударение, ударение падает на 3 слог –ко, безударный гласный –о в первом слоге, непроверяемый ударением. Словарное слово), (Безударный гласный –о в втором слоге. Проверочное слово - молочный.) (Колесо – выделяю корень – колес, ставлю ударение, ударение падает на третий слог –со, безударный гласный –о в первом слоге, непроверяемый ударением.) (Словарное слово) (Безударный гласный -е во втором слоге. Проверочное слово - колеса).
- Запишите слова «молоко», «колесо», обозначьте орфограммы.
- Молодцы. Вы все постарались. У вас здорово все получилось. Поаплодируйте себе и своим товарищам.
-Подведем итог. Что повторили на первом этапе урока? (Правильное написание буквы «эль» и соединение её с другими буквами.), (Повторили орфограммы - безударный гласный, проверяемый ударением).
-Для чего мы повторили написание буквы «эль», правописание безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова ? (Повторили для того, чтобы красиво и грамотно писать.)
- И так, напомните, какую тему мы проходим на уроках? (Правописание гласных и согласных в корне слова)
- Что такое корень? (Главная значимая часть слова)
- Какие орфограммы встречаются в корне слова? (Безударный гласный, проверяемый ударением), (Безударный гласный, непроверяемый ударением) (Парный согласный),(Непроизносимый согласный)
- Какой инструмент помогает вам правильно написать орфограмму в корне слова? (Алгоритм проверки гласных и согласных в корне слова )
Оформление доски:
- Как проверить безударный гласный в корне слова? (Подобрать однокоренное слов или изменить слово так чтобы гласный был под ударением)
- Что надо сделать, чтобы безошибочно написать парный согласный в корне слова? (Изменить слово так, чтобы после согласного шел гласный или сонорный).
- Правописанию какой орфограммы подойдет то же самое правило поверки? (Правописание непроизносимого согласного)
- Молодцы, вы отлично знаете правила правописание гласных и согласных в корне слова.
- Какой следующий шаг? (Пробное действие.)
- Зачем нужно пробное действие? (Надо узнать, что мы пока не знаем)
- Откройте конверт 1.
(В конверте на отдельных карточках написаны слова.)
- Прочитайте слова.
- Как вы думаете, какое задание вас ожидает? Спрогнозируйте его. (Проверить, правильно ли записаны слова.) (Определить какие орфограммы в словах), (Разбить слова на группы)
- Молодцы! Разбейте слова на группы, дайте название группам.
-Работать будете сообща, в группах. Вспомним правила работы в группах. (В группе должен быть ответственный), (Работать должен каждый на общий результат), (Один говорит, другие слушают),(Свое несогласие высказывай вежливо), (Если не понял, переспроси)
Оформление доски:
(Дети объединяются в группы, распределяют слова по группам, прикрепляя магнитами на планшеты, записывают названия группы слов).
- Молодцы! Вы дружно поработали. Проверим, что у вас получилось.
(Представители групп выходят к доске и показывают планшеты).
Оформление доски 1 группы:
-Какие слова вы не записали в группы? (Пылесос, мухомор)
- Почему вы не записали слова «пылесос» и «мухомор»? (мы не могли определить, к какой группе относятся эти слова), (мы не знаем какая орфограмма в этих словах).
Оформление доски 2 группы:
- Объясните, почему вы поставили знак вопроса? (Мы не смогли дать название 3 группе)
Оформление доски 3 группы:
- Почему вы назвали слова «пылесос» и «мухомор» сложными? (Мы не можем обосновать свой ответ).
- Каков наш результат по выполнению пробного действия? (У нас разный результат пробного действия)
-Почему? (Мы не изучали эту орфограмму) (Мы не знаем, как доказать, что «мухомор» и «пылесос» сложные слова.)
- Как вы думаете почему? (Мы не знаем определения сложных слов.)
- Молодцы! Вы смогли зафиксировать свои затруднения!
Физкультминутка.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
Требования:
Организовать восстановление выполненных операций.
Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемым алгоритмом.
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения.
- Давайте разбираться! Что вам необходимо было сделать в задании на пробное действие? (Распределить слова на группы, дать название группам)
- Каким инструментом пользовались? (Алгоритм проверки гласных и согласных в корне слова )
- Почему возникло затруднение? (Не знаем определение «сложное слово».), (Не знаем, к какой группе орфограмм отнести слова «мухомор», «пылесос».)
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средства ее реализации.
- Какую цель мы поставим? (Надо дать определение «сложное слово» и разобраться, к какой группе орфограмм отнести сложные слова.)
- Значит, какая тема урока? (Сложные слова)
Оформление доски.
- Приступим к реализации цели. Что нам необходимо сделать для ее достижения? (Составить план работы.)
- Каким инструментом воспользуемся? (Алгоритмом проверки гласных и согласных в корне слова )
Оформление доски
- Что поможет нам вывести правило? (Наблюдение над составом слов «пылесос», «мухомор»)
Оформление доски
- Какой будет следующий шаг? (Выведем определение.)
Оформление доски
- Зачем нужно определение сложное слово? (Доказать, что «пылесос» и «мухомор» сложные слова.)
Оформление доски
- Какая была у нас цель? (Составить план работы по выведению определения сложного слова.)
- Мы ее выполнили? (Да.)
Оформление доски.
Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
- Работать будем все вместе. Действуем по составленному плану и воспользуемся алгоритмом правописания гласных и согласных в корне слова.
-Назовите роль пылесоса. (Собирает пыль) (Засасывает пыль), (Сосет пыль)
-Запишите слова, от которых образовалось слово «пылесос».
Оформление доски:
- Выделите корни в словах «пыль», «сосет»
Оформление доски:
- Что нужно сделать, чтобы из двух корней образовать слово? (Сложить), (Соединить).
-При помощи чего мы соединим два корня? (Гласной -е)
-Запишите полученное слово «пылесос», выделите корень, подчеркните соединительную гласную – е.
Оформление доски
-Почему гриб «мухомор» назвали «мухомор». (Мух травит) (От мухоморов умирают мухи), (Этот гриб морит мух)
-Мухомор получил свое название благодаря старинному обычаю: летом жители сельских местностей, чтобы избавиться от мух, клали шляпки этих грибов в подслащенное молоко.
-Запишите, от каких слов образовалось слово «мухомор»
Оформление доски:
- Выделите корни в словах «муха», «морить»
Оформление доски:
- Что нужно сделать, чтобы из двух корней образовать слово? (Сложить), (Соединить).
-При помощи чего мы соединим два корня? (Гласной -о)
- Запишите слово «мухомор», выделите корни, подчеркните соединительную гласную –о.
Оформление доски
- Следующий шаг нашего плана? (Дать определения)
- Как же образовались слова «пылесос», «мухомор»? (Сложили два корня при помощи гласных –о,или -е)
-Дайте определение «сложного слова» (Сложное слово получилось путем сложения двух корней при помощи гласных –о, -е) (Сложное слово – это слово, которое состоит из двух корней, соединённых при помощи гласных – о, - е )
-Где мы можем подтвердить наши выводы? (Прочитать правило в учебнике)
- Откройте учебник на странице 115 и прочитайте правило.
Ученик читает правило
- Мы добились поставленной цели, вывели правило? (Да.)
- Сможем теперь доказать, что «пылесос» и «мухомор» сложные слова? (Сможем.)
- Докажите. (Слово пылесос образовалось путем сложения двух корней слов «пыль» и «сосет», с помощью соединительной гласной - е) (Слово «мухомор» образовалось путем сложения двух корней слов «муха» и «морить» при помощи соединительной гласной –о)
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
- Какой следующий шаг учебной деятельности? (Потренироваться.), (Выполнить упражнения на новое правило.)
- Предлагаю рассказать полученное правило в парах. Сначала рассказывают дети 1 варианта, 2 вариант слушает. Потом наоборот.
(Учащиеся работают в парах.)
- Молодцы вы знаете правило. Для тренировки применения нового правила я предлагаю выполнить упражнение из учебника с. 115 упр. 7.
Прочитайте загадку. (С высоты с большой срываясь,
Грозно он ревет.
И, о камни разбиваясь
Пеною встает. )
-Отгадайте загадку. (Водопад)
-Кто желает записать это слово на доске?
-Выделите корни, из которых образовалось слово.
1 ученик записывает на доске слово водопад, выделяет корни.
Оформление доски:
Водопад
- Прочитайте вторую загадку. (На зеркально, на катке
На единственном катке
Он проехался разок
И разрезал весь каток )
-Отгадайте загадку. (Ледокол)
Кто запишет слово на доске.
1 ученик записывает слово на доске и выделяет корни.
Оформление доски:
Ледокол
- Молодцы! Предлагаю поработать в парах и выполнить упражнение № 6 на с.115
Дети в парах выполняют задание из упражнения №6 с. 115.
- Время вышло. Проверим по образцу.
- Кто без ошибок выполнил работу?
Дети поднимают руки.
- Молодцы!
- У кого возникли затруднения?
Дети поднимают руки.
- Почему? (Не смог образовать слово.) (Не правильно написал соединительную гласную)
- Вы молодцы, что поняли причину затруднения.
- Сделайте вывод. (Мы знаем определение «сложное слово), (Научились образовывать из двух корней сложное слово при помощи соединительных гласных –о, -е)
- Вы потренировались? (Да.)
- Какими будут наши действия далее? (Выполним самостоятельную работу.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новое знания в типовых условиях.
- Цель самостоятельной работы? (Чтобы проверить самого себя.), (Как я могу составлять сложные слова.), (Как я умею применять новое правило.)
- Для выполнения самостоятельной работы, возьмите карточку.
- Время на выполнение задания вышло. Ваши следующие шаги? (Проверим по подробному образцу.)
- Образец выполнения задания на доске.
Оформление доски
-Кто верно выполнил задание? Поднимите руку. Молодцы!
-Кто не смог верно выполнить задание? Поднимите руку. Не расстраивайтесь. Сегодня только первый урок. Какую поставите себе цель? (Потренироваться образовывать из двух корней сложное слово)
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- Как вы думаете, зачем мы научились образовывать сложные слова? (Использовать сложные слова в речи.), (Составлять предложения, используя сложные слова)
- Где это нам может пригодиться в жизни? (Писать сочинения.), (Общаться с другими людьми), (правильно писать сложные слова. )
- Молодцы! Вы правильно думаете. Я предлагаю выполнить упражнение № 8 на странице 116 в учебнике. Откройте учебник на данной странице.
- Прочитайте задание. (Составьте с названиями предметов словосочетания или предложения).
- Какое первое слово у вас получилось? (Самосвал).
- Что это за слово? (Сложное)
- Почему? (Образовано из двух корней «сам» «сваливает»)
- Составьте словосочетание с данным словом. (Игрушечный самосвал) (Огромный самосвал), (Самосвал с песком)
- Составьте предложение, где слово «самосвал» будет являться подлежащим. (Огромный самосвал въехал во двор.) (Самосвал привез песок на игровую площадку.)
-Запишем предложение. Выделим грамматическую основу.
1 ученик на доске.
Оформление доски
Самосвал привез песок на игровую площадку.
-Молодцы! Вы справились с заданием.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Как мы заканчиваем наш урок? (Анализируем свою работу.)
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать что такое сложное слово.) (Научиться записывать сложные слова)
- Мы достигли цели? Докажите. (Да, мы достигли цели). (Мы получили определение сложного слова)(Научились составлять сложные слова из двух корней с помощью соединительных букв –о,-е) (Научились записывать сложные слова), (Мы научились составлять предложения, используя сложные слова)
Какие же трудности у вас еще встречаются? (Не совсем верно образую сложные слова), (не правильно использую соединительные гласные)
Где можно над ними поработать? (Дома, выполнив домашнее задание.)
Я предлагаю потренироваться дома, доделать упражнение № 8 на странице № 116.
Для тех, кто любит трудности, предлагаю выполнить задание на карточке.
Но обязательным для всех – выучить правило о сложных словах, которое находится в учебнике на странице 115.
Оформление доски.
На доске лестница успеха. Оцените свою деятельность.
Оформление доски
- Если у вас не осталось вопросов, и вы можете рассказать о новом знании свои друзьям или родителям, поставьте свой смайлик на верхнюю ступеньку лесенки успеха.
- Если вы не уверены в своих знаниях, у вас остались вопросы, поставьте смайлик на среднюю ступеньку лесенки.
- Если же вы не поняли новое знание, ничего не запомнили, у вас остались вопросы и не справились с самостоятельной работой на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой», поставьте свой смайлик на нижнюю ступеньку лесенки успеха.
Учащиеся подходят к доске и прикрепляют смайлик на магнитике ( на одну из ступенек.)
- Поднимите руки, кто поставил смайлик на нижней ступеньке? Почему? (У меня не все получилось) (Я допустил ошибку в самостоятельной работе)
- Поднимите руки, кто прикрепил смайлик на второй ступеньке? Почему? (У меня сегодня не все получилось, как я хотел.)
- Посмотрите, сколько ребят поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит? (У нас не всё получалось, нам надо ещё потренироваться.)
- Поднимите руки, кто поставил себя на верхнюю ступеньку? Почему? (У меня сегодня все здорово получилось.), (Сегодня на уроке я все понял.), (Я могу поделиться своими знаниями и помочь ребятам, у которых возникают затруднения.)
- Многие поставили себя на верхнюю ступеньку и это замечательно!
Спасибо за хорошую работу на уроке! До свидания!
Правописание гласных и согласных в корне слова
Алгоритм проверки гласных и согласных в корне слова:
Выделяю корень.
Ставлю ударение.
Выделяю гласных или согласных в слабой позиции.
Изменяю слово или подбираю однокоренное слово так, чтобы гласный или согласный звук стал в сильной позиции.
Сложные слова
План выхода из затруднения:
пылесос
мухомор
легкий
узкий
молодой
золотой
пылесос
мухомор
солнце
поздний
Снегопад, паровоз, пылесос, камнерез,
Образуйте сложные слова, запишите, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
сам летает __________________
возит на пару __________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Самолет +
паровоз +
Правописание гласных и согласных в корне слова
л ол ло ел ле
молоко колесо
Алгоритм проверки гласных и согласных в корне слова:
Выделяю корень.
Ставлю ударение.
Выделяю гласных или согласных в слабой позиции.
Изменяю слово или подбираю проверочное слово так, чтобы гласный или согласный звук слабой позиции стал в сильной.
солнце
узкий
легкий
молодой
золотой
пылесос
мухомор
поздний
Безударный гласный в корне слова парный согласный непроизносимый согласный
солнце
легкий
золотой
молодой
поздний
узкий
Безударный гласный парный согласный непроизносимый согласный ?
в корне слова
мухомор
солнце
легкий
золотой
пылесос
поздний
молодой
узкий
Безударный гласный парный согласный непроизносимый согласный сложные
в корне слова
мухомор
солнце
легкий
золотой
пылесос
поздний
молодой
узкий
Сложные слова
АЛГОРИТМ
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
АЛГОРИТМ
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
пыль сосет
пыль сосет
пылесос
муха морить
муха морить
мухомор
Некоторые слова сложились на основе двух слов, поэтому их называют сложными. В сложных словах две главные смысловые части (корни), которые соединяются при помощи гласных –о, -е.
Снегопад, паровоз, пылесос, камнерез,
Образуйте сложные слова, запишите, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
сам летает __________________
возит на пару __________________
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Образуйте сложные слова, запишите, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
сам летает САМОЛЁТ
возит на пару ПАРОВОЗ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Стр. 108 правило, стр. 116, № 8, *карточка.
Смайлик груститСмайлик все суперЗаголовок 315