Урок музыки на тему Домбра — душа казахского народа (1 класс)
Урок музыки в первом классе в форме музыкальной гостиной
Тема: «Домбра – душа казахского народа»
Цели и задачи:
1.Приблизить детей к музыке казахского народа, его обычаям, традициям, музыкально – литературному наследию.
2.Способствовать уважительному отношению к носителям традиционной музыкальной культуры Казахстана.
3.Познакомить с творчеством казахского композитора Құрманғазы; обогащать знания детей о казахских инструментах;
4.Формировать у детей стремление к активному участию в совместном коллективном музицировании, на основе радостных ощущении и впечатлений.5.Развивать музыкальные, творческие способности детей, музыкально-сенсорные способности (звуковысотный, ритмический, динамический слух);
6.Развивать и совершенствовать пластику танцевальных движений;
7.Формировать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
- воспитывать любовь к уроку музыки;
- воспитывать духовно – нравственные качества личности посредством музыки;
8.Способствовать формированию у детей художественного вкуса; воспитывать внимание, интерес и любовь к музыке.
Материал: портрет композитора, дидактические картинки казахских инструментов и сами инструменты, ширма, карточки для дидактической игры, тюбетейка
Музыкальный материал: казахский танец «Қара жорға», отрывок из кюя Құрманғазы «Сарыарка», клип «Сарыарқа», музыкально-дидактическая игра «Музыкалық үй», упражнение для развития слуха и голоса
«Біз ән түрлі өлең айтамыз»; танец «Мой Казахстан». Подвижная игра «Тюбетеечка»
Ход урока
Дети под спокойную музыку заходят в класс. Встают в круг.
Учитель (поёт) - «Сәлеметсеңдер ме, балалар!»
Дети : «Сәлеметсіз бе, муғалім»
Учитель: «А теперь давайте поздороваемся с помощью какой-нибудь интонации». Выбирает желающего ребёнка, который становится в круг, и здоровается с детьми (грустно, весело, важно, по-солдатски, хитро и т.д.), остальные дети повторяют приветствие с предложенной интонацией.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по бескрайним казахским степям. Заглянем в каждую юрту, послушаем музыку, которая там будет звучать. А поможет нам в этом, конечно, же домбра. Потому что домбра , ребята, это душа казахского народа.
Итак, в путь.
(Звучит домбра)
Учитель: Вот мы с вами и оказались в первой юрте. Посмотрим, какая же музыка в ней звучит.
Звучит отрывок танца «Қара жорға»
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая музыка звучит в этой юрте?
А что делают люди, когда звучит танцевальная музыка?
Правильно, танцуют.
Музыкально-ритмические движения
Выполняются движения танца «Қара жорға» (после исполнения танца дети под музыкальное сопровождение, рассаживаются на свои места)
Учитель: Домбра снова звучит и зовет нас в дорогу.
(Звучит домбра)
Учитель: Ребята, а в этой юрте звучит казахский кюй «Сарыарқа», великого казахского композитора Құрманғазы (показ портрета композитора)
Звучит отрывок из кюя Құрманғазы «Сарыарқа»
Учитель: А на каком инструменте исполняли это произведение? (На домбре) Какого народа этот инструмент? (казахского). Мы послушали с вами кюй в домбровом исполнении, а теперь послушаем в оркестровом исполнении.
(Просмотр видео клипа)
А теперь, я предлагаю нам с вами создать свой оркестр. Знаете ли вы, что такое оркестр? Ответы детей.
Оркестр –это большой коллектив музыкантов-инструменталистов.
Я буду дирижером.
Дирижер - – это руководитель музыкального коллектива.
Вы выступите в роли исполнителей. Нам надо разделиться на три команды. Мальчики – домбристы, будут изображать игру на домбре. Девочки – кобызистки, будут исполнять игру на кобызе, и ещё группа девочек будет играть на казахских музыкальных инструментах. Свои партии вы будите исполнять по моей команде. Итак, прошу всех занять свои места.
Игра на детских музыкальных инструментах
Звучит кюй Құрманғазы «Сарыарқа»
(дети исполняют свои роли)
Учитель: Молодцы! Все постарались, у нас получился отличный оркестр. - Ребята, а какие вы знаете казахские народные инструменты? Назовите их. Дети называют
(қобыз, қонырау, асатаяқ, домбра, тұяқтас) (показать иллюстрации)
Музыкально-дидактическая игра «Музыкалық үй»
За ширмой играют на музыкальных инструментах (тұяқтас, қонырау, асатаяқ)
- послушайте, что за инструмент звучит?
(Инструменты звучат по очереди, дети называют инструменты по тембровому звучанию)
(Звучит домбра)
Учитель: Вы слышите снова домбра зовет нас в дорогу. В путь!
Учитель: А в этой юрте звучат песни.
Учитель: В музыкальном ауле праздник идёт,
И всех его жителей песня зовёт!
Чтоб проснулся голосок,
Будем распеваться,
Чтоб красиво петь он смог,
Нужно постараться!
Упражнение для развития слуха и голоса «Біз ән түрлі өлең айтамыз»
Учитель: Многие композиторы писали песни о своей Родине. Мы с вами знаем песню Қазақстан.
Учитель: Давайте, споём нашей гостье.
Дети исполняют песню «Казахстан» Л. Мельниковой
Учитель: Ребята, какой характер у этой песни?
Дети: Торжественный, маршевый.
Учитель: А попробуйте исполнить песню в другом характере. Споём её нежно, ласково, плавно.
Дети исполняют песню о Родине
Учитель: Давайте споём первый куплет на форте, а второй на пиано. Что означает слово «форте»? «Пиано»? (дети отвечают)
Учитель. Вам понравилось петь песни в этой юрте?
Дети: Да!
Учитель. Это очень хорошо, но нам пора отправляться в путь. (Звучит домбра)
Учитель: Для всех движения нужны,
Всем движения важны,
Если будем танцевать,
Будет некогда скучать!
А в этой юрте нас приглашают танцевать.
Дети вспоминают последовательность движений. Затем танец исполняется под музыку.
Исполняют танец «Мой Казахстан»
Учитель: Становитесь в хоровод. Всех игра сегодня ждёт!
Игра «Тюбетейка»
Учитель: Снова домбра нам поет
В следующую юрту она нас зовет.
(Звучит домбра)
Учитель: Ребята, вы сегодня очень старались, и наше путешествие надолго запомнится. Вам понравилось? Но это ещё не всё. Жители этой юрты очень гостеприимные и приглашают всех на той, где вас ждут национальное блюдо бауырсаки и сладкие угощения.
Дети делятся впечатлениями о путешествии.
Учитель: До новых встреч!
(Дети угощаются баурсаками, звучит музыка домбры)