Внеклассное мероприятие День славянской письменности и культуры
Внеклассное мероприятие:
«День славянской письменности и культуры»
Цели:
Формировать у детей понятие о значении календарной даты; приобщать к истокам русской национальной культуры.
Пробуждать у воспитанников интерес к чтению книг; содействовать воспитанию трепетного отношения к книге, как к источнику знания; развивать умение детей рассказывать о прочитанной книге
Корректировать и развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление). Расширять и обогащать словарный запас детей.
Оборудование:
Фотография Кирилла и Мефодия;
Алфавит кириллицы;
Календарь памятных дат;
Выставка книг
Эпиграф:
Без книги – в мире ночь,
Без книги – мрак кругом…
(И.-В. Гете)
Ход мероприятия:
- Ребята, невозможно представить себе человека, который не умел бы читать. При чтении мы растворяемся в событиях, происходящих на страницах книг: вот Аленушка на берегу реки горюет о брате Иванушке; а вот три богатыря, знаменитых своими ратными подвигами. Мы переносимся в далекие северные страны с помощью героев сказки «Снежная королева» великого сказочника из Дании Г.-Х. Андерсена. Попасть в разные страны можно легко и быстро, а главное – интересно. Все это происходит с помощью наших помощников – книг. Сегодня мы в очередной раз согласимся с тем, что:
«Без книги - в мире ночь,
Без книги - мрак кругом…»
Но было время, когда мы еще не могли ни читать, ни писать. Людей было так немного, а их знания об окружающем мире были так малы, что записывать ничего не требовалось. И история семьи, и обычаи, и легенды, и сведения об охотничьих тропинках, и все остальное, что необходимо было знать человеку в древности, прекрасно сохранялось в памяти.
Но время шло, знания людей расширялись, вот тогда и возникла письменность. Люди общались с помощью древнейшей письменности «пиктографии» - рисуночное письмо, затем появились иероглифы – символы обозначающие слово или слог, клинопись – значки этого письма состоят из различных сочетаний клинышков, которые выдавливали на сырой глине.
И лишь в конце IX – начале X века Кириллом и Мефодием – братьями из Солуни, была составлена азбука, получившая название КИРИЛЛИЦА. (Обращаем внимание на фотографию). Было в ней 43 буквы. У каждой свое название (обращаем внимание на алфавит кириллицы) «аз», «буки», «веди». Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслите – аз – мыслите – аз». Получилось – «Мама». Ох, трудно азбуку учить!
В 1708 году Петр I упростил написание некоторых букв, ввел «гражданский шрифт», более доступный и простой для населения. Несмотря на реформы Петра I, основоположниками азбуки считаются Кирилл и Мефодий. В календаре это событие отмечено 24 мая, как День славянской письменности и культуры, в память о Кирилле и Мефодии. В этот день мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским святым равноопостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.
Благодаря этим братьям мы с вами можем совершать увлекательные путешествия по страницам книг. Так отправимся же в путь.
Но сначала давайте вспомним правила обращения с книгой (дети перечисляют правила).
Чтение произведения Н. Носова «Тук-тук-тук».
(Дети читают по цепочке, по ролям).
Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы по тексту:
- Назовите главных героев рассказа. Перечислите их основные качества.
- Можно ли их назвать друзьями? Почему?
- Не похожи ли герои рассказа на ваших одноклассников? Если да, то на кого именно?
- В какое время года происходят события?
- Какая основная тема рассказа?
- Что вам запомнилось в рассказе больше всего?
- Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ?
Итоги:
- Ребята, завтра у вас начинаются летние каникулы. Я желаю вам так же весело и увлекательно провести их, как герои рассказа. Но прошу вас не забывать читать книги (педагог обращает внимание на выставку книг с летней тематикой, подготовленной при содействии библиотекаря школы-интерната).
Все дети согласились.