Литературная гостиная, посвященная юбилею Ф.М.Достоевского


Литературная гостиная, посвященная юбилею Ф.М.Достоевского
Ведущий 1:
Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе, кто из наших писателей является выразителем национального духа, и они обязательно назовут Достоевского, который уже десятилетие разделяет первые места с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.
Да, проникновение в суть художника Достоевского - это попытка понять самих себя.
Ведущий 2:
Первым его произведением был роман в письмах "Бедные люди". "…глубоко разорвала мне сердце их грустная история", - признавался сам автор, рассказавший о любви нищего, стареющего титулярного советника, честного и чистого, к оскорбленной и грустной девушке-сироте.
Душевно чуток и благороден Макар Девушкин - бедный человек, но Человек.
Это маленький человек в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.
Сцена из "Бедных людей"
Чтение письма Девушкина от 11 сентября.
(Герои сидят в разных углах сцены за столами, пишут письма. На столах - свечи, письма, пяльцы.)Каждое письмо делится на части и читается поочередно героями по частям, что воспринимается как диалог.
Ведущий 2:
После "Бедных людей" Достоевский пишет об успехе своему брату Михаилу: "Все меня воспринимают как чудо"
Ведущий 1:
"Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие", - писал Достоевский на закате жизни.
Сияющая личность Христа спасала Достоевского на каторге: "…нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… если бы мне кто сказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной".
Христос Достоевского - это родственная любовь всех людей к общей их матери - природе, братская любовь всех людей друг к другу.
Монолог Настеньки из сентиментального романа Достоевского "Белые ночи".
("Послушайте, зачем мы все не так как братья с братьями? … и если вы когда-нибудь полюбите, то дай вам бог счастья с нею!")
Ведущий 2:
Каторга не сломила Достоевского. Осторожный опыт научил его, обнаруживая противоречия характера, "полюсность души", забираться до самых потаенных глубин человеческого сердца, отыскивать и видеть свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма. Именно на каторге Достоевский узнал "народ русский и так хорошо, как, может, не многие знают его".
Непомерные физические и нравственные перегрузки в годы каторги не уничтожили Достоевского, благодаря неистребимому желанию "быть человеком среди людей", неистребимому желанию "разгадывать тайну человека ".
Исполняется танец под музыку (П.И.Чайковского, 6 симфония, финал): двое в черном, двое - в белом.Композиция передает смысл четверостиший:
Черные, темные тени …
Белая, светлая грань …
К земле пригибают колени.
К солнцу тянется длань.
(Попкова Т.И.)
Эти слова, отражающие "полюсность" человеческой души, звучат в начале танца.
После танца звучит тютчевское четверостишие:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
(Тютчев, "Наш век", 1851г)
Ведущий 2:
Возвращение Достоевского из Сибири в Россию ознаменовалось завершением комической истории сватовства, повести "Дядюшкин сон".
Сватовство старого князя к молодой уездной красавице Зиночке устраивает мать Зиночки - "Наполеон в юбке ". Она быстро смекнула, что "князь вполовину умерший и поддельный, вероятно, скоро и весь умрет", а имение его никуда не денется. Ловкий интриган Мозгляков внушает своему молодящемуся дядюшке, что его сватовство - всего лишь сон.
Сцена "Неудавшееся сватовство". Гл.13 от слов "Ах, боже мой! Вот и князь!"
(дамы закричали) до реплики Марьи Александровны: "Господи помилуй!" Все дамы её окружили и сочувствуют.
Ведущий 1:
"Записки из мертвого дома", "Записки из подполья", романы "Униженные и оскорбленные", "Подросток" - следующие произведения Ф.М. Достоевского, в которых он прослеживает уничтоженные веры в общие правила, когда "нет ничего святого". Безудержная жажда самоутверждения поразила сознание и душу современного человека, сделала его палачом.
Духовный кризис человека в обществе отразился в тютчевских строчках:
О, этот Юг, о, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстрелянная птица,
Подняться хочет - и не может…
Нет ни полета, ни размаху;
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья…
1864г.
Ведущий 2:
Как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал - добра и зла - в сердце человеческом, замыслил Достоевский "Преступление и наказание". Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.
Сцена: Соня и Раскольников из ч.5, гл 4, (текст сокращен до 10 мин.)
Ведущий 2:
Не менее сильна сцена - встреча Раскольникова со Свидригайловым. Того и другого мучает совесть, тот и другой догадывается о преступлении каждого, и каждому кажется, что тот, другой, удивительно спокоен.
Сцена: Раскольников и Свидригайлов из ч.4, гл.1.(текст сокращен, время действия - 8 мин.)
Ведущий 1:
О новом романе "Идиот" Достоевский писал: "Главная мысль... - изобразить положительного прекрасного человека… это задача безмерная… Прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни цивилизованной Европой еще далеко не выработался". Князь Мышкин, князь Христос, ценой большой душевной работы стремится приблизиться к сияющему идеалу.
Сцена из "Идиота". ч.4, гл.8 Диалог Аглаи Ивановны и Настасьи Филипповны со слов: "Вы конечно, знаете, зачем я вас приглашала…", заканчивая словами Н.Ф.: "Мой! Мой!"
Ведущий 2:
В июне 1880 г. Слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнес свою знаменитую "Пушкинскую речь".
Чтение отрывка из "Пушкинской речи".
Ведущий 2:
Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил "Пушкинскую речь", "Пророк! Пророк!" прочно вошло в сознание миллионов его читателей.
Чтение стихотворения Пушкина "Пророк".
Ведущий 1:
Символично, что Лев Толстой, менее, чем кто-либо, склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны "в мир", оставив все и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского "Братья Карамазовы".
История семьи Карамазовых - это символ вселенской, всечеловеческой судьбы.
Отец братьев - развратник Федор Павлович - носитель первородного греха, "жесткого сладострастия", его постоянно тянет наплевать в святом месте.
Вместо искупления в романе мы видим ппреступление. Общая атмосфера взаимной ненависти и ожесточения породила его. Каждый здесь стремится превратить окружающих в "подножие", в пьедестал для своего эгоистического "я".
Сцена из "Братьев Карамазовых", книга 3, гл. 10. "Обе вместе" (Грушенька и Екатерина Ивановна).
Ведущий 2:
Рано утром 28 января 1881г. Ф.М. разбудил жену со словами: "Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и все думаю, и только теперь осознал, что я сегодня умру", - просил прочесть Евангелие, то самое, подаренное Натальей Дмитриевной Фонвизиной в Тобольске, открылась третья глава от Матфея… И вспомнилось ему, как познакомился он с Анной Григорьевной.
Ведущий 2:
Достоевский позвал детей и "говорил с ними о том, как они должны жить после него, как должны любить мать, любить честность и труд, любить бедных и помогать им". Вечером того же дня его не стало.

Финал: звучит 6 симфония Чайковского, "герои Достоевского" идут с зажженными свечами к портрету Достоевского, устанавливают их у портрета.