Выступление на педагогическом совете по теме: Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС
Единственный путь, ведущий
к знанию, – это деятельность.
Б.ШОУ
В основе Федерального образовательного стандарта (раздел 1, п.5) лежит системно-деятельностный подход.В связи с этим меняются подходы к проведению современного урока в школе, поскольку основной формой организации обучения и воспитания сегодня все-таки остается урок.
Свою сегодняшнюю задачу я вижу в том, чтобы проанализировать основы системно-деятельностного подхода, проанализировать возможности школьного урока с точки зрения практической реализации данного подхода, обозначить педагогические технологии, которые соответствуют системно-деятельностному подходу.
Итак, с точки зрения системно-деятельностного подхода, процесс учения – это процесс деятельности ученика, при котором формирование личности ребенка и продвижение в его развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие «нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Выделю несколько основополагающих принципов системно-деятельностного подхода:
Новые знания не даются в готовом виде - дети их открывают сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности; опираясь на имеющиеся и приобретенные знания, они самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Задача учителя, например, при введении нового материала заключается не столько в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, хотя и это тоже. Учителю необходимо организовать исследовательскую работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, по какому плану, алгоритму и т.п.
Система «учитель – ученик» эффективно работает тогда, когда наступает согласованность действий этих двух субъектов, когда открытие нового знания разворачивается через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут школьников к проблеме (теме) урока, к цели урока и т.д. Приведу пример: урок литературы и последовательность вопросов, которые подведут учащихся к теме урока + привлечение дополнительного визуального материала. Обучающимся демонстрируется картина Константина Маковского «Русалки» и идет череда вопросов: 1) кто изображен на картине? (русалки) 2) кем являются русалки в русском фольклоре? что они олицетворяют? (По старым поверьям, считалось, что русалками становились девушки, которые умирали до замужества, «обрученные», но не дождавшиеся свадьбы, а также некрещеные младенцы; по старославянским обычаям русалки все-таки считались «нечистой силой») 3) Далее учитель переносит учащихся в г.Копенгаген, демонстрирует известный во всем мире памятник Русалочке, который является символом города и страны. Далее учащиеся узнают, что подобные памятники есть и в других городах: Париже, Амстердаме, Риме, Токио и даже у нас, в Саратове. 4) и учитель задает следующий вопрос: что вас удивило? (олицетворение нечисти, утопленницы, а им ставят памятники – отвечают дети) 5) А почему это происходит? (наверное, русалочки чем-то прославились хорошим, достойным, раз заслужили такую память людей в разных странах). Вообще, тема урока «Сила любви в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка». Можно было еще продумать ряд вопросов, заданий, которые бы подвели учащихся к теме урока, но и этого достаточно, чтобы почувствовать разницу, как если бы учитель просто написал тему урока на доске.
Следующий принцип - на уроке используются различные источники информации, которую можно использовать для открытия нового знания, причем это не только учебник, это и произведения искусства, и высказывания известных людей, какие-то статистические данные, видеосюжеты, информационное пространство Интернет и т.д. Пример: система закодированной информации, так называемый QR – код (кьюар - код). Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи - установив программу-распознаватель, абонент может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, переходить по web-ссылкам и т.д. Кьюар-коды активно используются музеями, в туризме, вдоль туристических маршрутов, у различных объектов. Так почему бы возможности этой услуги не использовать на уроке?
Система «учитель-ученик» эффективно работает через организацию сотрудничества разных уровней: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа (индивидуальная, групповая, парная работа). Причем, распределять по группам обучающихся можно традиционно, на усмотрение учителя, а можно, используя активные или игровые формы. Например, у детей на партах лежат карточки со словами: желудок, спинной мозг, сердце, пищевод, легкие и т.д. И учитель дает задание: определить, по какому принципу можно сгруппировать эти слова и самим соответственно распределиться в группы, согласно полученным карточкам. Возникает проблемная ситуация, когда обучающиеся, привлекая имеющиеся знания, делают вывод, что слова нужно сгруппировать в соответствии с системами человеческого организма: пищеварительной, кровеносной, дыхательной и т.д., и сами по тому же принципу распределяются в группы.
Системно-деятельностный подход предполагает, что современная школа не просто вооружает ученика фиксированным набором знаний, а формирует у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, быть способным контролировать себя и свою деятельность, меняться и развиваться на основе проведенной рефлексии (о формах проведения рефлексии скажу чуть позже).Деятельностный подход предусматривает наличие у обучающихся познавательного мотива, который необходимо сформировать с помощью определенных действий, заданий; немаловажным условием является включение содержания образования в контекст жизненного опыта школьника, перенесение содержания на его жизненные задачи, интересы, повседневную жизнь. Например, прием, который одновременно является для школьников и мотивом к изучению материала. Пример из повседневной жизни школьника: Цена товара – 100 руб; потом в связи с инфляцией произошла наценка товара на 10%, к Новому году сделали скидку 10%. Изменилась ли цена товара? (дети отвечают – нет, сколько прибыло, столько и убыло) А учитель демонстрирует ценники: 100 руб. - до наценки, 110 руб. – после наценки на 10 %; 99 руб. – после скидки на 10%) Возникает противоречие, которое ложится в основу новой темы: Решение задач на проценты.
Вот те основополагающие принципы, которые положены в основу системно-деятельностного подхода.
Исходя из данных принципов появляется необходимость в определении главных составляющих деятельности педагога на уроке, которые помогут реализовать требования системно-деятельностного подхода и создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. По мнению отечественных и зарубежных исследователей системно-деятельностного подхода, это следующие составляющие деятельности педагога на уроке, они органично вытекают из основополагающих принципов:
- цели урока задаются с тенденцией передачи этой функции от учителя к ученику;
- учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия: оценивать готовность, обнаруживать незнание, находить причины этого незнания и каких-либо затруднений и т.п.;
- используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности школьников в процессе обучения; диалогические и проектно-исследовательские методы; разнообразные виды самостоятельной работы (она должна занимать большую часть времени на уроке);
- учитель владеет технологией диалога, а не монолога; обучает учащихся ставить и адресовать друг другу вопросы, отвечать на вопросы, вступать в диалог с учителем, одноклассниками;
- учитель эффективно сочетает репродуктивную (никто ее не отменяет) и проблемные формы обучения, учит ребят работать по правилу, образцу и творчески;
- на уроке задаются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);
- учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи, сравнивая с самим собой, а не другими учениками; оценивает его достижения не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- учитель поощряет и принимает выражаемую учеником собственную позицию, отличное от других мнение, но обучает корректным формам его выражения;
- стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
- на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие учителя на ученика через отношение к своему предмету, совместную деятельность, собственную заинтересованность и т.д.
Многие исследователи утверждают, что системно-деятельностный подход – есть основа концепции известного нам развивающего образования, утверждающего, что на первом месте в процессе обучения и воспитания стоит не накопление у обучающихся суммы знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в индивидуальной и совместной, коллективной деятельности. В системе развивающего обучения ученик становится деятелем в процессе обучения, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.
Г.А.Цукерман, доктор психологических наук: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия непригодны, и мотивировать к поиску существенных особенностей новых ситуаций, в которых надо действовать».
Ж.-Ж.Руссо, общественный деятель 18 века: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать новые знания с затруднениями».
Если обратиться к практической стороне реализации системно-деятельностного подхода, то имеет смысл обратить наше внимание на некоторые моменты:
Реализация системно-деятельностного подхода на учебном занятии опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Предпочтение отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя все виды деятельности). Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
макеты, модели, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
созданные документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
Технология системно-деятельностного подхода на уроке включает определенные структурные элементы (рассмотрим эти элементы на примере урока – введения (открытия) нового знания: как в идеале должен строиться урок открытия нового знания.- мотивация к учебной деятельности: данный этап предполагает осознанный переход обучающегося к учению, создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность – «хочу»; возможные приемы мотивации к учебной деятельности:
Ассоциативный рядРолевой сюжет
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
Видеосюжет
Музыкальный фрагмент
Вопрос-размышление
Беседа, подводящая к теме
«Мозговой штурм»
Интересный научный факт
Пример, на доске записаны примеры: 8-3+4=9; 8-3+4=1. Почему так? (Понятно, что будет выход на тему: «Порядок выполнения действий со скобками», эти скобки дети потом сами поставят, вернувшись к примеру после знакомства с новым материалом).
Или, предложение: Старушка волновалась о сестре и дочери? Почему? Ведь оба сущ-ых ж.р., в форме ед.ч., П.п., возникает проблемная ситуация благодаря проблемному вопросу.
Или, Вопрос учителя: Что вы знаете о князе Владимире? Почему в его честь называют церкви, соборы и храмы? (дети говорят о заслугах Владимира, а учитель предъявляет другие факты: был многоженец, во время одной из битв просидел под мостом, боялся, что его возьмут в плен) – такие противоречивые факты тоже могут повысить интерес учащихся к изучению темы.
- актуализация знаний: на данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения, соответственно делается вывод об изученных способах действий, достаточных или недостаточных для построения нового знания. Возможные приемы актуализации знаний:
Интеллектуальная разминкаДиалог
Проблемная ситуация
Игра (лото…)
Эксперимент
Проблемный ряд
Выдвижение гипотезы
Записан пример: 2+2+2=6; задание – замените (преобразуйте) данное выражение: 2.3=6
Другой пример: 2.2.2=8; задание замените данное выражение: Дети обнаруживают затруднения, они знают, как преобразовывать сложение, но не знают, что делать при умножении чисел: возникает проблемная ситуация, которая позволяет обнаружить недостаток определенных знаний для поставленной задачи.
- выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход учащегося на рефлексию пробного действия, т.е. ученик пошагово, вербально проговаривает, где именно и почему возникло затруднение? каких знаний недостает, чтобы решить поставленную задачу;
- целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: учащиеся определяют цель урока как устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, определяют план учебных действий, т.е. что надо сделать, в какой последовательности и с помощью чего, чтобы добиться поставленной цели (по сути дела это задачи урока); Пример: возвращаюсь к русскому языку: тема «Правописание падежных окончаний имен существительных», нам нужно проанализировать, к какому склонению относятся сущ-ые, в которых могут быть окончания Е или И; определить падежи, в которых могут возникнуть трудности и т.д.
- реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала / проблемное открытие нового материала; возможные формы реализации:
Работа с литературой
Работа по инструкции
Групповая работа
Поисковая работа по группам
Сравнение, сопоставление
Рассказ-эстафета
Составление схем
Заочное путешествие
Работа с компьютером
Работа с сигнальными карточками
Комментированное чтение
Экскурсии
Презентации
Мини-проекты
Мини-исследование
Эксперименты
Опыты
Текст с ошибками
Составить определение
Синквейн
Игра «Верите ли вы, что…»
Инсерт
Пример: Работа с текстом, можно дать разное задание по рядам, по вариантам, на усмотрение учителя: 1 ряд: найти и подчеркнуть ключевые слова в тексте, которые передают основную суть его содержания; 2 ряд: сформулировать вопросы к тексту; 3 ряд: сформулировать основные мысли каждой микротемы (навыки работы с информацией – на любом предмете)
ИЛИ прием Инсерт: при работе с текстом, материалом: V - Поставьте около строк, в которых говорится о том, что вы уже знаете. + Поставьте около строк, в которых для вас содержится новая информация. -- Поставьте около строк, в которых информация противоречит тому, что вы уже знали. ?? Поставьте около строк, в которых вам что-то непонятно или же вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу. При выполнении данного задания у учащихся появляется возможность прорефлексировать собственное восприятие и понимание текста.
Или Составить схему, алгоритм, даже рисунок какого-то правила, определения: нарисуйте антонимы!
- первичное закрепление с комментированием во внешней речи: на данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух; проговаривание действительно помогает прочувствовать материал. (Здесь невольно припоминается анекдот про учителя: учитель три раза повторил материал, ученик так и не понял, на что учитель восклицает: «Бог с тобой! Даже я уже все понял!» В анекдоте глубокий смысл про роль проговаривания).- самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): используется индивидуальная форма работы, учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, происходит исполнительская рефлексия; здесь важно учесть эмоциональную направленность этапа, т.е. создать для каждого ученика ситуацию успеха (дифференцировать задания), мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность; возможные формы реализации:
«Найди ошибку»
Диктант
Словарная работа
Кроссворды
Рассказ по опорному конспекту
Классификация
Логические цепочки, схемы
«Верю, не верю»
Игры-викторины
- включение нового знания в систему знаний и повторение: предполагается, что на данном этапе учителем подбираются задания, выполняя которые, с одной стороны, ученики доводят до автоматизма новые способы действия, с другой стороны, подготавливаются к введению новых норм и способов; возможные формы:
Тест
Составление таблиц
Задание на соответствие
Группировка материала
Взаимопроверка
Составление кластера
Решение или составление кроссворда
Метод 6 шляп
Прием «Куб»
Прием «Синектика»
Презентация
Пример: Интересный прием использовал учитель биологии при изучении темы «Системы человеческого организма» - прием на соответствие. Он процитировал слова английского ученого и философа Герберта Спенсера о том, что человеческое общество развивается подобно организму отдельного человека: проходят стадии рождения, взросления, расцвета, старения и смерти (как начала новой формы жизни). Далее учитель задает вопрос: если использовать знания об органах систем человеческого организма, то что можно сказать об устройстве общества? С каким органом они соотносятся? (и дети увидели соответствие: политики – это мозг, транспорт, торговля – это кровь, церковь – это сердце и т.д.) Очень интересный прием.
Или прием «Куб»: на каждой стороне куба написано задание:
- задай об этом вопрос
- проиллюстрируй это примером
- свяжи это с чем-то еще
- какое это имеет значение
- сравните с др.предметом
- опишите это
Ребенок получает куб с определенной стороной-заданием и выполняет его, таким образом происходит погружение в материал, его осмысление с новых сторон.
Или прием «Синектика»: работает ассоциативное мышление, стимулируется творческая активность. Пример: нарисуйте любой неодушевленный предмет (мяч, велосипед, круг, хлеб, линейка и т.д.) А теперь продолжите фразу: «Организм человека как единое целое похож на ваш предмет, потому что….» Может быть, не на каждом предмете возможен такой прием, но как вариант рассмотреть можно.
- рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные формы:
Закончи предложение
Цветотехника
Связь с жизнью
Свободный микрофон
Личное отношение к теме
Ответы на вопросы по изученномуЧудо-дерево
Оценка успешности
Телеграмма
И др.
Телеграмма
Вот такие приемы, соответствующие требованиям системно-деятельностного подхода на различных этапах урока введения (открытия) нового знания, можно использовать при проведении уроков.
Мы рассмотрели 3 вопроса, связанные с реализацией системно-деятельностного подхода на уроке: 1) основополагающие признаки системно-деятельностного подхода как методологической основы реализации ФГОС; 2) главные составляющие деятельности педагога на уроке в соответствии с системно-деятельностным подходом; 3) структурные элементы урока с реализацией системно-деятельностного подхода (на примере урока открытия (введения) нового знания).