Урок по сказке Х.К. Андерсена Снежная королева
Управление образования администрации Тындинского района
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учебное заведение «Восточненская средняя общеобразовательная школа»»
Урок литературы в 5 классе
Тема урока:
Дружба и любовь на страницах сказки Х.К.Андерсена
«Снежная королева».
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Долгова Елена Павловна
Тема урока: Дружба и любовь на страницах сказки Х.К.Андерсена
«Снежная королева».
Цели урока:
ОБУЧАЮЩИЕ: - совершенствовать знания учащихся о писателе-сказочнике; - обучать делать анализ текста, уметь выделять главное в произведении, развивать внимание; - раскрыть идеи, положенные автором в основу сказки; РАЗВИВАЮЩИЕ: - развивать образное, логическое мышление ; - совершенствовать речь учащихся, коммуникативные умения и навыки; - развивать творческое мышление, познавательные способности; ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - развивать понятия о прекрасном в мыслях, чувствах, переживаниях; - формировать уважительное отношение учеников друг к другу; - уметь работать сообща, отвечая за общий результат работы.
Задачи урока:
- углубить знания учащихся о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена - изучить сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»;- развивать монологическую речь учащихся; - учить сравнивать, анализировать, обобщать; - показать силу - воли и мужество Герды во время поисков Кая; - раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; - учить ценить и беречь дружбу и любовь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер.
Экран.
Презентация, выполненная в программе «Power Point».
Учебное пособие под редакцией Н.В.Егоровой.
Учебник -хрестоматия. Литература 5 класс под редакцией Т.Ф.Курдюмовой
7. Выставка книг Г.Х.Андерсена.
8. Видеофрагменты из фильма «Снежная королева»
8. Тексты сказки «Снежная королева» Г.Х.Андерсена
Ход урока.
1.Организационный момент, сообщение темы урока, целей и задач.
Сегодня мы завершаем работу над сказкой и нам предстоит найти ответ напроблемный вопрос: Почему маленькая девочка победила злую волшебницу?
2.Фронтальный опрос.
- Где и когда жил Х.К.Андерсен?
- Назовите сказки Андерсена.
- Где жили Герда и Кай?
- Что произошло с Каем?
-Как исчез Кай?
-Что сделала Герда?
- Почему все, кому встречается на пути Герда, помогают ей?
Сейчас мы будем следовать за Гердой, отмечать в тетрадях её маршрут, у нас получится карта путешествия девочки.
(На доске и в тетрадях отмечаем маршрут)
Герда и река
- С кем первым встретилась девочка? Чем она жертвует, что она предлагает реке? Почему река не приняла её подарок? Какой вы видите здесь Герду?
Какой вывод можно сделать? ( Любовь способна на жертвы).
Герда и старушка- колдунья.
- Что пытается сделать старушка-колдунья? Почему ей не удалось оставить у себя Герду? Что помогает девочке вспомнить названого братца? (Сердце не давало ей покоя).
Герда и Ворон
- С кем, после ухода от старушки встречается Герда? Куда она попадает? Кто приходит на помощь девочке? Почему ворон и ворона помогают ей? С кем во дворце встречается Герда? Кто провожает Герду дальше на поиски Кая? Как отреагировала Герда на сообщение, что Кай, возможно, женился на принцессе? Главное, Кай живой. Так может поступать только настоящий, любящий друг. Любовь может преодолеть все препятствия.
Анализ эпизодов по группам (домашнее задание)
1-я группа «Герда и маленькая разбойница».
- Почему изменилась маленькая разбойница?
2-я группа «Встреча с лапландкой».
-- Что лапландка сказала Герде?
3-я группа «Встреча с финкой».
- Олень просит финку наделить Герду силой. Что ответила финка?
- Финка говорит о том, что Герде служат люди и животные. Как вы думаете, почему?
-Куда олень несёт Герду после посещения финки? Какое задание он получает?
- Что испытывает олень, после того, как оставил Герду одну в чертогах Снежной королевы?
- Что пришлось преодолеть девочке в чертогах Снежной королевы?
(Просмотр фрагмента фильма Герда у Снежной королевы).
- Какой мы видим снежную королеву в начале сказки и в конце? Меняется ли она?
Герда и Кай опять вместе, они возвращаются домой. Мы завершили отмечать маршрут Герды.
Маршрут Герды в поисках Кая
Река
Дом
Ворон и
Ворона
Снежная
королева
Разбой-
ники
Финка
Лапланд-
ка
Творческая работа по группам.
. Составьте кластер «Сравнительная характеристика главных героинь».
-Вспомним, что такое кластер?
(Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление).
1-я группа - о Герде; 2-я группа - о Снежной королеве
-В кластере отметить качества каждой героини.
Доб-рая
Сме-лая
Любя-щая
Силь-ная
Отважная
Герда
Неж-ная
Храб-рая
Преданная
Вер-ная
Эгоис-тичная
Своенравна
Корыстная
Снежная
королева
Бессердечна
Холодная
Бездушная
Злая
Жестокая
- Итак, из кластера нам хорошо видны черты, которыми наделены Герда и Снежная королева.
Индивидуальная работа по таблице. Заполнить графы таблицы.
№ Герои, которые помогали ГердеГерои, которые не помогали, или враждовали с Гердой
1. Ворон и ворона Старушка-колдунья
2. Принц и принцесса Река
3. Лапландка и финка Снежная королева
4. Северный олень 5. Маленькая разбойница - Вернёмся к нашему вопросу, который поставили в начале урока и сделаем вывод.
- Почему Герда победила Снежную королеву?
Вывод: снежинки и кристаллы льда красивы и неповторимы, но это всего лишь холодные куски льда, а у Герды, красота живого сердца, сердца, которое способно на большую дружбу и бескорыстную любовь. В сказке побеждает добро, любовь и дружба.
Работа в парах (для 1-ой группы)Расположите события сказки в правильной последовательности
Событие « Ай – вскрикнул вдруг мальчик. – Мне кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Событие « Сани дважды объехали площадь, а Кайл живо прицепил к ним свои салазки и покатил.»
Событие - Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! – сказала старушка. – Вот увидишь, как ладно мы заживём с тобою! И она продолжала расчёсывать кудри девочки, и чем дольше она чесала, тем больше Герда забывала своего названого братца Кая.
Событие «За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти.»Событие «Может быть, река несёт меня к Каю?» - подумала Герда, повеселела, встала на нос и долго-долго любовалась красивыми зелёными берегами.
Событие « На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»
Событие Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. «Но вдруг зеркало так перекосило и задрожало, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги.»
Работа в парах (для 2-ой группы).Найдите соответствия.К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты.
Тролль «Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости».
Снежная королева « … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»
Кай « Злой – презлой, сущий дьявол.»
Герда «…знает четыре действия арифметики, да ещё с дробями…»
Принцесса « Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»
Старушка, которая умела колдовать «Она почла все газеты на свете и уж позабыла всё, что прочла, - вот какая умница!»
Принц «…они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, - я лучше сама убью тебя!»
Маленькая разбойница «Держался он вообще очень свободно и мило и заявил, что пришёл не свататься, а только послушать умные речи принцессы».
- А теперь ответим на вопросы викторины и выясним, кто внимательнее всех читал сказку.
Викторина (презентация)
1.Кто автор сказок «Оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Сундук-самолёт», «Снежная королева»? (Г.Х.Андерсен)
2 Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Семь)
3. Назовите страну, где родился Андерсен (Дания)
4. Чтобы сделаться сам себе господином Кай должен был сложить слово. Какое? (Вечность)
5. Какие цветы росли в доме Герды и Кая в деревянных ящичках? (Розы)
6. Кто смастерил необычное зеркало? (Тролль)
7. Куда попали Каю осколки зеркала? (В глаз и сердце)
8. Как старушка заколдовала Герду? (Расчесала волосы золотым гребешком, чтобы забыла Кая)
9. Кто помог Герде попасть в замок принца и принцессы? (Ворон и Ворона)
10 Кто напал на Герду в тёмном лесу? ( Разбойники).
11. Назови героя по описанию: «Что ты хнычешь. У, какая ты сейчас некрасивая. Мне ничуть не больно. Эту розу точит червь, какие гадкие розы!
(Кай).
12.Что Герда хотела подарить реке? (Башмачки)
13. Куда олень должен был доставить Герду по указанию финки? ( В сад Снежной королевы).
14.По портрету определите героя.
Она была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее.
(маленькая разбойница.)
15. Кого вместе с Гердой отпустила маленькая разбойница? ( Северного оленя)
16. В какое время года Кай и Герда вернулись домой? (Весной).
Итог урока по сказке «Снежная королева»
- Какова главная мысль сказки? О чём сказка?
Домашнее задание (разноуровневое)
На выбор прочитать сказку Г.Х.Андерсена.
Сочинить небольшую сказку.
Нарисовать фрагмент сказки.
Составить синквейн на тему: Дружба в сказке «Снежная королева».