Статья на тему Деятельностный подход к обучению как способ реализации современных целей образования

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

О.В. Силантьева, преподаватель ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»,г. Пенза, Россия

В начале 90-х годов XX века стало очевидным, что без коренного пересмотра целей образования и всей системы организации школы невозможно обеспечить адаптацию к информационному взрыву, к изменившимся социальным условиям. Если раньше приоритетным считалось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество», то в новых условиях на первый план выходит обучающегося, способность его к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения. Возникает необходимость перехода к новой парадигме образования – системе образования на деятельностной основе.
Понятие о деятельностном подходе к обучению возникло во второй половине XX века и опирается на труды психологов С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Одной из основных в данной теории является проблема усвоения знаний, которая давно не давала покоя педагогам. Сторонники деятельностного подхода утверждают, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут реально воспользоваться ими, применить полученные знания на практике в незнакомых ситуациях, это особенно важно для студентов профессиональных организаций, которым необходимо, прежде всего, сформировать определённые профессиональные компетенции, что невозможно без моделирования в ходе учебных занятий процессов реальной деятельности.
Любое усвоение знаний строится на усвоении учебных действий, с помощью которых обучающийся смог бы усвоить знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усваивать информацию) – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Деятельностный подход неотделим от личностно-ориентированного, так как именно личность выступает субъектом деятельности, а целенаправленная деятельность определяет развитие личности. Исходя из этого, следует выделить несколько приоритетных направлений, по которым традиционное обучение отличается от современного, основанного на личностно-деятельностном подходе.
Традиционно предлагаются знания, оторванные от жизненной практики обучающегося. Деятельностный подход позволяет создать условия, в которых у студента возникает особая позиция по отношению к осваиваемому знанию. На первый план выдвигаются механизмы образования личностного опыта (рефлексия, переживание). Особое внимание уделяется мотивации деятельности учащихся. При разработке содержания педагог создает условия для удовлетворения образовательных, культурных потребностей учащегося. Кроме того, личностный опыт обучаемого может и должен включаться в образовательный процесс.
В традиционной системе цели учебного занятия формулируются так, что находятся вне сферы интересов учащегося, а значительное количество информации приобретается за пределами учебного заведения. Педагог должен стремиться ввести личный опыт обучаемого в структуру учебного занятия. Этому может способствовать проблематизация содержания, совместное целеполагание и планирование учебной деятельности, создание особого эмоционального фона на занятии. Нужно поддерживать индивидуальное видение учащегося, точность и тонкость жизненных наблюдений.
Сторонники деятельностного подхода подчеркивают ценность коллективной работы, когда студенты не только изучают предмет, но и постигают других, учатся взаимодействовать, совместно решать творческие задачи.
Все перечисленное требует, несомненно, изменения позиции педагога в учебном процессе. Традиционно он управляет учебной деятельностью, а учащиеся испытывают воздействие, исполняют его указания, работают по образцам, алгоритмам. При деятельностном подходе преподаватель должен организовать такое взаимодействие, в котором учащийся сам «управляет» своим учением, а педагог является организатором процесса и создает условия для раскрытия и реализации потенциала обучающегося.
15