Работа воспитателей в вечернее время по разучиванию игр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №35 «Березка»
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Работа воспитателей в вечернее время по разучиванию игр.
Составила и провела
воспитатель
Шигабутдинова Т.Н.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. Игра также является и методом обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.
Главной целью по обучению татарскому языку является формирование правильной устной речи детей. Развитие устной речи, овладение элементарными формами разговорной речи, формирование речевых навыков и умений не происходит стихийно, а под руководством воспитателя.
В течение дня в свободной деятельности, в режимных моментах совместно с детьми в игровой форме закрепляем пройденный материал, который изучили на занятиях по татарскому языку. Для закрепления пройденного материала я использую: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, а также магнитный театр, настольные, пальчиковые, подвижные игры. Разучиваю с детьми стихотворения и песни. В игре дети, намного лучше усваивают татарские слова, фразы. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей татарской устной речи. Поэтому через игру дети легко и естественно усваивают язык.
При проведение игр ставлю перед собой следующие задачи:1. Способствовать лучшему усвоению программного материала.2. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку.
Наши дети принимают участие на осенних, зимних, весенних утренниках, проводимых в ДОУ, в вечернее время с детьми разучиваем стихотворения, хороводы, песни и игры, например, музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча», Разучиваем и показываем сказки на татарском языке «Репка» – «Шалкан».
Наши дети учувствовали в конкурсе «Я говорю и работаю по – татарски» со сказкой Рабит Батулла «Әйлән – бәйлән уены» - «Хоровод»
К данной информации прилагаю различные игры в фотоматериалах, которые применяю по закреплению пройденного материала по татарскому языку в подготовительной группе.
Видео на сайте http://nsportal.ru/shigabutdinova-tatyana-nikolaevna
«Обучение русскоязычных воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»
А также видео ролик на сайте
https://www.youtube.com/watch?v=YPw_B2xiz9M&feature=youtu.be.
Дидактические игры: «Помоги маме» - «Әнигә булыш» Цель: 1. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку. 2. Назвать продукты, необходимые для компота, салата, супа. Речевой образец:- Илья, кәбестә бир әле. (алма, кыяр, суган, кишер, бәрәңге- Нинди кәбестә? - Яшел кәбестә. - Мә яшел кәбестә. - Рәхмәт.
«Төсле шарлар» - «Разноцветные шары»
Цель: закреплять знания детей основных цветов: зеленый - яшел, красный - кызыл, желтый - сары, синий - зәнгәр, белый – ак.
«Оденем куклу» - «Курчакны киндеру».
Цель: Закрепить название одежды, название цветов одежды: Кызыл күлмәк, кара чалбар, зәңгәр футболка (сары, яшел, ак).
«Собери портфель» - «Портфельне тутыр» Цель: Закрепить слова на татарском языке, обозначающие названия школьных принадлежностей.Речевой образец: - Нәрсә кирәк? – Дәфтәр (китап, альбом...) кирәк. 2. Обогащение словарного запаса.
Словесные игры: «Разговор по телефону» Цель: Закреплять умение детей общаться в диалоге. Речевой образец: - Егор, син нишлисең? – Мин уйныйм.
- Аня, син нишлисең? - Мин циркка барам. (эчәм, юам, йоклыйм, утырам).
«Бу нәрсә? – Это что?», «Нинди? – Какой?»
Цель: Закреплять умение детей слушать и отвечать на вопросы.Речевой образец: - Бу нәрсә? Бу куян. Нинди куян? - Ак куян. - Бу нәрсә? – Матур төлке. - Бу нәрсә? – Кечкенә тычкан (зур аю, зур бүре).
«Нишли?» - «Что делает?» Цель. Закрепить умение правильно отвечать на вопрос «Что делает?» (Нишли?) Упражняться в составлении предложений, из существительного и глагола в правильном склонении. (кыз караватта йоклый, малай чана шуа, тычкан ашый…)
«Ничә? - Сколько?»
Цель: Закреплять умение считать до 10. Активизировать в речи использование числительных.
Подвижная игра «Найди свое место». Цель: Закреплять навыки счета на татарском языке.
Сюжетно-ролевые игры: «Угощаем гостей» Цель: Закреплять умение детей общаться в диалоге, употреблять вежливые слова. Речевой образец: «Исәнме», «Хәерле көн», Хәлләр ничек? «Рәхмәт», «Сау бул». - Сережа, мә алма, аша. - Рәхмәт Элина.
- Володя, мә сөт, эч. - Рәхмәт, Диана.
«Уенчыклар кибете» - «Магазин игрушек»
Цель: 1. Обогащение словарного запаса.2. Развивать диалогическую речь и обращение друг другу на татарском языке. Речевой образец: - Хәерле көн, Егор. Бу нәрсә? - Бу эт. (курчак, аю, тычкан, куян, песи). - Эт бир әле. - Нинди эт? - Зур, яшел эт. - Мә зур, яшел эт. - Рәхмәт. - Сау бул.
«Магазин игрушек» - «Уенчыклар кибете» Цель: 1. Воспитать у детей желание говорить на татарском языке.2. Развивать и стимулировать внимание, мышление, память.
- Хәерле көн, Егор. Бу нәрсә? - Бу курчак (эт, аю, тычкан, куян, песи). - Курчак бир әле. - Нинди курчак? - Матур курчак. - Мә матур курчак. - Рәхмәт. - Сау бул.
Инсценировка сказки «Репка» - «Шалкан»
Цель: Назвать персонажей сказки.1. Создание интереса, эмоционального настроя. 2. Обогащение словарного запаса.Речевой образец: «Тычкан, кил монда». (Бабай, әби, кыз, эт, песи).
Магнитный театр по сказке «Колобок»
Цель: 1.Развивать восприятие, внимание, память детей.2. Интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности. 3. Обогащение словарного запаса.
Магнитный театр по сказке «Репка» – «Шалкан»
Цель: 1. Обогащение словарного запаса.2. Закрепление речевого материала в игровой форме.
Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты, которые скачали с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (mon.tatarstan.ru).