«Неизвестные страницы жизни Ференца Листа, связанные с Украиной»

«Неизвестные страницы жизни Ференца Листа, связанные с Украиной»
При изучении пребывания Ф. Листа в Украине неожиданно сталкиваешься с тем, что в советском музыкознании эта тема разрабатывалась очень мало, часто тенденциозно и с искажениями. Конечно, двухтомная монография Я. С. Мильштейна «Ф. Лист» [23] достойна уважения и восхищения. Однако, подробно останавливаясь на петербургских и московских концертах венгерского пианиста в 1842 и 1843 гг. и посвящая целую главу связям Ф. Листа с русской музыкальной культурой, автор чрезвычайно мало пишет о пребывании пианиста в 1847 г. в Украине и его связях с украинской и польской культурой. В книге Я. Мильштейна впервые встречаются упоминания о статьях в киевской, житомирской и одесской прессе с отзывами о концертах Листа, но всё это помещено в примечаниях мелким шрифтом [23, с. 780].
В 1972 г. в Киеве была издана книга М. Кузьмина «Забуті сторінки музичного життя Києва» [18]. В главе «Ліст на Україні» автор впервые пытается воссоздать целостную картину пребывания великого музыканта в нашей стране. И хотя здесь есть много пробелов и неточностей, статью можно считать основополагающей по данной теме в украинском музыковедении. Примечательны также статьи О. Зінькевич «Ференц Ліст у Києві» [12] и «Ференц Ліст в Україні» [13]. В них автор публикует статьи из газет 1847 г. о концертах пианиста в Киеве, Житомире, Одессе и Николаеве и отрывки из воспоминаний слушателей этих концертов А. Костомаровой, М. Чалого и А. Фета. Здесь также можно прочитать тексты двух полицейских записок, найденных в Центральном историческом архиве Украины, на имя генерал-губернатора Д. Бибикова о маршрутах поездок музыканта и его концертах в Кременце. Достойны внимания также статья Д. Колбина [15] о пребывании Листа во Львове и работы винницкого музыковеда Н. Кушки [19], [20]. В данной статье автор использует также малоизвестные у нас письма Ф. Листа [38], монографии А. Волкера [36], [37], а также материалы по истории Правобережной Украины [4; 6; 8–10; 16;27–29; 31; 34].
Итак, Ф. Лист приехал в Киев в середине января 1847 г. В октябре 1846 г. в письме к матери пианист писал, что впереди у него поездка в Константинополь через Бухарест, Яссы, Одессу и, возможно, Киев.В марте он хотел вернуться в Вену. Но вскоре планы изменились. В Киев Листа привлекла, как и многих, Крещенская ярмарка, больше известная как контракты. Проходила она с 15 января по 1 февраля. Именно в это время в город съезжалось много помещиков и торговых людей.
Точной даты приезда композитора мы не знаем. Известно только, что встречали его три самых известных и уважаемых в Киеве музыканта: Амадей Ванке, Йосиф Витвицкий и Алоизий Паночини. Все они преподавали музыку в различных учебных заведениях города. Существует предположение, что Лист во время пребывания в Киеве жил в доме А. Ванке по современной улице Михайловской, 12 (дом не сохранился) [10, с. 666]. Ещё до первого своего выступления на киевской сцене пианист познакомилсяс лучшей ученицей Й. Витвицкого, «маленькой музыканшей, подающей большие надежды», АлинойКрагельской [17]. К тому времени она уже закончила пансион г-жи де Мельян и была невестой известного писателя и историка Н. Костомарова.
Первый концерт Ф. Листа прошёл с огромным успехом в четверг 23 января (по ст. ст.) в зале Контрактового дома. Слушатели заняли не только все места для сидения, но даже балконы и проходы. Слушая пленительную игру, публика неистовствовала.
Восторженные студенты носили виртуоза на руках вместе с креслом, в котором он сидел В результате Листу пришлось дать в Киеве в шесть раз больше концертов, чем предусматривалось контрактом!
Следующие два концерта должны были пройти в зале Университета св. Владимира (зал находится в Красном корпусе Национального университета им. Т. Г. Шевченко). Точная дата первого концерта здесь пока не установлена. О том, как он проходил, узнаем из известной статьи в «Московском городском листке», подписанной Н. Р. [24]. Автор писал: «концерт происходил в прекрасной, ясной, просторной зале университета. Тут половина слушателей уселись покойно на нумерованные стулья; привилегированные судьбой счастливцы поместились в первом ряду, опоясав пёстрым венком возвышение, на котором должен был жертвоприносить Лист». Среди этих «счастливцев» находилась и светлейшая княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн. Будучи одной из самых богатых помещиц Правобережной Украины – она имела 15 сёл и деревень и 4643 крепостных [4, с. 346], [16, с. 83], – княгиня приехала на контракты по торговым делам.
В Контрактовом доме многие восторженно рассказывали о концерте Листа, прошедшем здесь накануне. Из любопытства княгиня решила пойти на его концерт в Университете. Пианист произвёл на неё огромное впечатление своей внешностью и исполнительским мастерством. Вскоре после этого, зайдя в костёл, глубоко религиозная Каролина услышала хоровое исполнение «Pater noster», автором которого тоже был Лист. Потрясённая многогранностью его личности и творчества, она анонимно отправила музыканту благотворительный взнос в 100 рублей. По тем временам это была достаточно крупная сумма.
По просьбе Листа, его секретарь Беллони узнал имя и адрес столь щедрой дарительницы. Вскоре пианист смог лично поблагодарить княгиню за её пожертвование. Так они познакомились, но, конечно, тогда они ещё не могли предположить, что уже к концу этого года соединят свои судьбы и радикально изменят свою жизнь [36]. В томе писем Листа к Каролине первой публикуется его записка с извинениями, что он не сможет прийти [38, с. 1]. Даты нет, указан только день недели – четверг. По календарю это 30 января. Следовательно, исходя из этого, мы можем предположить, что второй концерт Листа в Киеве прошёл 25 или 26 января.
Вскоре Каролина Витгенштейн пригласила музыканта в своё имение Воронинцы на празднование 10-летия её дочери, которое должно было состояться 6 февраля. На 2 февраля был назначен последний концерт пианиста в Киеве. Накануне этого концерта он ещё раз встретился с Алиной Крагельской.
Прослушав в её исполнении некоторые свои произведения, Лист предложил ей учиться в Венской консерватории, но мать девушки от этого решительно отказалась. Потом он вручил им билеты на свой последний концерт и попросил, чтобы они сели на отведённые им в зале места. В самом начале концерта великий пианист подошёл к Алине, взяв её за руку, вывел на сцену и посадил у рояля рядом с собой. Перед началом исполнения он повернулся к ней и сказал: «Следите за моей игрой – это урок для Вас на память обо мне»[17]. На этом концерте смогли присутствовать также профессора и чиновники Университета, бесплатные билеты которым были выделены в качестве платы за аренду зала [ДАК; Ф. 16, оп. 357, д. 8].Тогда же Листа слушал и Н. Костомаров.
Близился час отъезда пианиста из Киева. Уместно вспомнить, что писал о контрактах современник: «Выехать с контрактов было намного сложнее, чем туда собраться Можно сказать, что Варшава танцевала, Краков молился, Львов влюблялся, Вильно охотилось, а Старый Киев играл в карты» [33]. Лист, как очень азартный игрок, в карты играл много, но не всегда удачно. В Киеве он очень крупно проигрался в картёжном салоне «короля золотой молодёжи» Зигмунта Котюжинского (в будущем одного из пионеров украинского сахароварения) племяннику генерал-губернатора Д. Бибикова [1, с. 263], [16, с.  324]. Ни о какой поездке в Константинополь не могло быть и речи, нужно было срочно пополнить кошелёк. И, конечно же, пианист решил воспользоваться своей поездкой в Воронинцы. Дорога туда проходила через Житомир. Очевидно, тогда Беллони узнал о том, что в этом городе есть условия для проведения концертов Листа.
6 февраля Ф. Лист был уже в Воронинцах. Любимое имение княгини находилось в Литинском уезде Подольской губернии [29]. Сейчас это село Воронивцы Хмельницкого района Винницкой области [19]. О первом приезде сюда Листа и его очень кратковременном пребывании здесь свидетельствует фрагмент из письма музыканта к М. д’Агу: «Известна ли Вам последняя новость? Так знайте, в Киеве я случайно встретился с исключительной и выдающейся (даже очень) женщиной <>; настолько выдающейся, что я решил с величайшим удовольствием сделать крюк в двадцать миль ради возможности поговорить с ней несколько часов. Имя её мужа – князь Николай Сайн-Витгенштейн, девичья её фамилия: Ивановская. Я пишу Вам от них» [25, с. 157] Здесь, в Воронинцах, Лист впервые познакомился с мужем княгини и их десятилетней дочерью Марией. К слову, именно она через много лет будет инициатором создания Дома-музея Ф. Листа в Веймаре.
Княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн, урождённая Ивановская, была дочерью богатого польского помещика Петра Ивановского и Паулины из Подоских. Родилась она 2 февраля 1819 г. в Монастырище, усадьбе отца своей матери. Родители Каролины жили раздельно, поэтому она бывала и в светских салонах Европы, где блистала её мать, и в живописных украинских поместьях своего отца. Благодаря отцу Каролина получила очень хорошее образование и умение самостоятельно решать жизненные проблемы.
Ко времени знакомства с Листом она, повторяя судьбу своих родителей, уже несколько лет жила вдали от мужа, воспитывая дочь и управляя своими многочисленными имениями [16, с. 83-85]. Князь Николай Витгенштейн (1812-1864) был младшим сыном российского фельдмаршала П. Витгенштейна, прославившегося в Отечественной войне 1812 г. Но после восстания на Сенатской площади в 1825 г. фельдмаршал попал в опалу. Царь Николай I так и не смог простить ему того, что в Тульчине, где находился штаб Второй армии, которой командовал П. Витгенштейн, был центр Южного общества декабристов [26, с. 226].
К сожалению, считается признаком хорошего тона обвинять мужа Каролины Витгенштейн чуть ли не во всех смертных грехах. На самом же деле о нём известно крайне мало, и для воссоздания реальной картины отношений князя Николая Витгенштейна, его жены и Ференца Листа ещё необходима большая исследовательская работа.
Но вернёмся в 1847 г. Лист 6-го февраля поздравил с днём рожденья княжну Марию, а уже 8-го он приезжает в Житомир. Из «Волынских губернских ведомостей» мы узнаём, что до 22 февраля пианист уже уехал из города. За это время он дал здесь два концерта. Первый концерт прошёл в субботу 15 февраля. «Событие это привлекло в Житомир посетителей не только из ближайших окрестностей, но из отдельных уездов губернии; гг. помещики со своими семействами спешили приехать послушать игру г. Листа, а он так был внимателен к посетителям, что не отказал дать ещё другой концерт» [13, с.106-108]. Что же было после Житомира? Куда поехал Лист? В прессе того времени об этом нет никаких упоминаний, так как в последующие полтора месяца пребывания пианиста в Российской империи он больше не даёт концертов в губернских городах. Ференц Лист возвращается к Каролине Витгенштейнв Воронинцы. По пути он останавливается в Бердичеве. В письме к княгине, написанном в феврале, но без точной даты, он пишет: «Обед у мадам Ржевусской, завтра, во вторник, задержит мой приезд в Воронинцы почти на 24 часа, так как только к семи часам я вернусь в своё убежище Уложите меня к ногам Эльфа и сохраните ко мне Вашу снисходительную и всепрощающую привязанность. Понедельник 2 часа. Ф. Л.  Я в чудесном настроении и нахожу, что, если в мире есть Воронинцы, то мир прекрасен!» [38, с. 2]
Это письмо Лист не мог написать до первой поездки в Воронинцы, потому что тогда он ещё не был знаком с «Эльфом», маленькой княжной Марией, и в записках, написанных в Киеве, он о ней никогда не упоминал.
По календарю 1847 г. понедельник, когда написано письмо, приходится на 24 февраля. Следовательно, обед у графини Ржевусской был 25-го. Возможно, этот обед давала Констанция Ржевусская, двоюродная сестра К. Витгенштейн и жена графа Эрнеста Ржевусского, который был младшим братом Эвелины Ганской, вскоре ставшей женой О. Бальзака. Лист благодаря своему таланту и, очевидно, рекомендательным письмам княгини вскоре стал желанным гостем польских салонов Правобережной Украины.
Числа 27–28 февраля Лист приезжает в Воронинцы. Его с нетерпеньем ждут. Хозяйка дома и её гость много времени проводят в беседах, музицировании и развлечениях. Тогда же посетили они и Куриловку, расположенную неподалёку. Это имение принадлежало родному дяде Каролины Дионизию  Ивановскому. Жена Дионизия Фелиция из Залесских была горячей польской патриоткой. С 1838 по 1840 г. она с семьёй провела в Курске, куда Николай I сослал её за активную помощь польским эмигрантам и их семьям, оставшимся в Украине после разгрома Ноябрьского восстания 1830 г. [16, с. 242–243].
Взаимная симпатия гениального музыканта и светлейшей княгини стремительно перерастала в чувство огромной любви и восхищения. Вскоре они вместе по приглашению графа Болеслава Потоцкого едут в Немиров. Граф Потоцкий, просветитель и меценат, был младшим сыном легендарной Софии Потоцкой, в честь которой создан известный парк «Софиевка» в Умани. Концерт венгерского пианиста с огромным успехом прошёл в Немировском дворце 9/21 марта [39, с. 21]. В то время здесь в гимназии преподавал будущий первый биограф Т. Шевченко Михаил Чалый. Из его воспоминаний мы знаем, что «ещё задолго до прибытия Листа, оповещённые об этом событии паны съезжались чуть ли не со всех юго-западных губерний. Съезд был так велик, что в Немирове не хватило помещений; жили в крестьянских хатах в предместии и в жидовских домах». Описывая впечатления от концерта, автор пишет: «Никогда в жизни не испытывал я такого высокого наслаждения <>; я в первый раз лицом к лицу видел гения – венец человеческого бытия» [34, с. 2–5].
Другой слушатель, поляк Август Иванский, особо отметил то, что «Лист впервые знакомил земляков Шопена с его мазурками и музыкой на темы польских песен» [39, с. 21].
Теперь пришло время продолжить свои гастроли, и Ф. Лист уезжает в сторону Западной Украины, договорившись с Каролиной о встрече в Одессе летом после концертов в Константинополе. В салоне Б. Потоцкого музыкант познакомился с Каролем Пшездецким, который предложил ему по дороге во Львов на время Пасхальных праздников остановиться в поместье своего отца.
Через несколько дней, проехав через Каменец-Подольский, Ференц Лист остановился в имении графа Константы Пшездецкого. В Страстную пятницу 21марта/2апреля пианист пишет большое письмо княгине: «Я довольно благоразумно устроился здесь, в Чёрном Острове, у графа Пшездецкого, свёкра нашей милой особы из Немирова, и маршалка губернской шляхты в течение 27 лет. Живу в очаровательной комнате его невестки с прекрасным камином и чрезвычайно хорошо подобранной библиотекой. Поскольку, к счастью, нет ни одной женщины в доме, я наслаждаюсь полной свободой – до двух часов дня я не показываюсь из своей комнаты. Послеобеденное время делится между вистом и оркестром графа, который, я полагаю, лучший в этих местах и довольно хорошо подобранный, чтобы сносно исполнять некоторые увертюры Россини и Доницетти» [38, с. 3–4].
В конце рукописи «Второй венгерской рапсодии» Ф. Листа стоит дата – 27 марта 1847 г. [22, с. 17].
Композитор использовал только календарь нового стиля. Если из Немирова пианист выехал 10/22 марта, то уже 13/25 марта он был в Чёрном Острове. В письме он пишет о том, какой спокойной и размеренной была здесь его жизнь, что, конечно, давало возможность записать то произведение, созданное на основе венгерских мелодий, которое с конца 1846 г., по воспоминаниям слушателей, пианист исполнял в своих концертах. Значит, именно в Чёрном Острове была закончена рукопись всемирно известной «Венгерской рапсодии» № 2.
В том же письме к княгине Лист пишет:
«Во вторник (25/6 марта – Л. В.) я покидаю Чёрный Остров, в четверг (27/8 – Л. В.) – концерт в Кременце, и в воскресенье или понедельник я буду в Лемберге, куда и прошу Вас писать. В ожидании, я живу воспоминаниями и смутными надеждами». Подтверждение того, что концерты состоялись, мы находим в рапорте Кременецкого полицмейстера генерал-губернатору Д. Бибикову [ЦГИАУ; Ф. 442, оп. 797, ед. хр. 121, л. 1–1 об.]. Только по просьбе слушателей Листу пришлось дать два концерта: 27 и 28 марта. После 30 марта через Радзивилов пианист уехал во Львов, покинув пределы Российской империи, продовжив своё турне уже в Австрии.
Во Львов Лист прибыл 1/13 апреля. Его с нетерпением ждали. В тот же вечер перед гостиницей, в которой он остановился, члены Галицкого Музыкального Общества и ученики спели в его честь две кантаты. Почти месяц прожил пианист в этом городе. За это время он дал четыре сольных концерта,
193
участвовал в двух камерных концертах, аккомпанируя скрипачам, а также в одном из выступлений после исполнения с оркестром Концерта К.-М. Вебера дирижировал Большой симфонией Л. Бетховена [15].
Восторг львовской публики был безграничным. «Моё пребывание в Лемберге было чудесным со всех точек зрения, – писал Лист К. Витгенштейн. – Вы не можете представить, с какой доброжелательностью и симпатией я был принят в течение месяца, который там провёл. Что касается концертов, по мнению Беллони, киевский уровень был почти достигнут Множество обедов и ужинов. Три-четыре знакомства по-настоящему интересных, которые могли бы перерасти в дружбу, если обстоятельства поспособствуют. О них я Вам расскажу позднее более подробно, т. к. эти люди Вам знакомы. И, наконец, долг и тесная связь со страной, для которой я тоже не чужой и к которой я начинаю чувствовать привязанность всем лучшим, что во мне есть» [38, с. 5].
В ночь с 29 на 30 апреля Ф. Лист уехал в Черновцы. Здесь он дал три концерта: два в зале гостиницы «Молдова» и один во дворце барона Гормузати [7]. 11/23 мая пианист выезжает в Яссы, куда он прибыл через два дня. Оттуда в письме Лист пишет, что его поездка в Константинополь будет отложена на неделю, т. к. в Яссах он заболел и чувствует себя ещё слабым.  Далее через Галац Ф. Лист поедет в Константинополь.
После серии блестящих концертов в Турции 16 июля 1847 г. на пароходе «Пётр Великий» венгерский музыкант прибывает в Одессу. Здесь его ждёт восторженная публика и К. Витгенштейн со своим мужем. Почти полтора месяца Ф. Лист пробыл в Одессе. За это время «он дал шесть концертов, и все с блистательным успехом, несмотря на небывалую до того цену за вход Один из этих шести концертов был дан с благотворительной целью; кроме того, Лист участвовал в нескольких бенефисах» [13, с. 118]. В это же время отношения с К. Витгенштейн становились всё более близкими и тёплыми. Хотя князь Витгенштейн повсюду сопровождал свою жену, по мнению А. Волкера, он приехал в Одессу не из большой любви к Каролине – к ней он был к тому времени уже равнодушен, – но, чтобы поближе познакомиться с Листом [36, с. 41].
Очевидно, здесь же в Одессе вопрос о разводе Каролины с Николаем Витгенштейном уже между ними обсуждался. К началу сентября Лист получает приглашение от четы Витгенштейн провести осень и зиму в Воронинцах; при этом князь на это время уезжает в Берлин. Покидая в конце августа Одессу, великий пианист ехал в Николаев и Елизаветград, чтобы дать свои последние концерты и закончить свою блистательную карьеру пианиста-виртуоза. Теперь, при полной поддержке К. Витгенштейн, он хотел посвятить себя композиторской и дирижёрской деятельности.
4 сентября Лист пишет княгине из Николаева, что он решил не ехать с концертами в Полтаву и таким образом приблизить день приезда в Воронинцы. «У нас будут два наших праздника, в итоге их будет четыре, т. к. мы их отпразднуем по двум календарям», – пишет влюблённый музыкант [38, с. 9]. 10/22 октября был день св. Франциска Боргия и дата рождения Листа, а 19 ноября/1 декабря – день св. Елизаветы, королевы венгерской, покровительницы Жанны Елизаветы Каролины Витгенштейн.
Концерт в Николаеве прошёл 5 сентября, и на следующее утро пианист выехал в Елизаветград. Его путь пролегал через Вознесенск, но концерта Лист здесь не давал, хотя изумлённые горожане могли услышать его игру, прогуливаясь тёплым вечером под окнами квартиры генерала Г-га [13, с. 120]. Вскоре карета музыканта уже ехала по пыльным улицам Елизаветграда. По случаю царского смотра всё в этом захолустном городке пришло в движение. Из воспоминаний русского поэта А. Фета мы знаем, что в это время сюда приехали также французская и русская театральные труппы.
Ф. Лист выступал в состроенном на скорую руку дощатом театре, в котором также шли и театральные представления. «Трудно описать энтузиазм, который он производил и своею игрою, и своей артистической головой с белокурыми, зачёсанными назад волосами» [13, с. 121]. Точное количество концертов, сыгранных в Елизаветграде, до сих пор не установлено. Среди слушателей было много офицеров Кирасирского Военного ордена полка, в котором служили и А. Фет, и В. Лысенко, отец будущего классика украинской музыки Н. Лысенко [30, с. 141–142].
К. Витгенштейн вернулась в Воронинцы 11/23 сентября, через неделю сюда приехали и Лист с Беллони. В письме к матери он писал, что здесь, у очень выдающейся женщины, он проведёт два или три месяца «без концертов, без помех, без волнений», что было для него внове. «Близится час, когда решится моя судьба <>. Неожиданное и решающее событие склоняет чашу весов, как кажется, в сторону счастья <>. 1847 год принесёт мне удачу!» [25, с. 159]. Иногда пианист выезжал по приглашению в имения знатных господ и выступал у них [38, с. 9–10].
В Воронинцах был написан фортепианный цикл «Glanes de Woronince» («Колоски, собранные после жатвы в Воронинцах»). Этот цикл состоит из трёх пьес, в основе которых лежат мелодии, услышанные Листом в Украине: это «Украинская баллада» (Думка), «Польские мелодии» и «Жалоба» (Думка).
Первая пьеса написана на тему песни Маруси Чурай «Ой, не ходи, Грицю». Во второй пьесе Лист использовал две польские народные темы. Первую из них он позже повторил в «Дуэте» для скрипки и фортепіано.
 Вторая – пьеса «Польские мелодии» заслуживает отдельного рассказа. В ее основу положены две польские темы. Первая неизвестная, но композитор еще раз позже использовал ее в своем «Дуэте для скрипки и фортепиано». Вторая тема принадлежит Фредерику Шопену. Это тема песни «Желание девушки», написанной на стихи уроженца Подолья польского поэта Стефана Витвицкого еще в 1830 году. Но дело в том, что во время пребывания Ф. Листа в Украине, песни Ф. Шопена еще не издавались, их переписывали от руки в альбомы. Как же так случилось, что песня Ф. Шопена, с которым Ф. Лист дружил в Париже, попала в его руки именно здесь, на Подолье, в Украине?
Одна из кузин Каролины, Дионизия Понятовская, выдающаяся женщина: историк, публицист, религиозный деятель и филантроп. Долгое время она была музой, «Черноглазой Украинкой» и «Душой сестринской» известного польского поэта «украинской школы» Юзефа Богдана Залеского. Оба польских поэта из Украины, Стефан Витвицкий и Ю. Б. Залеский, часто общались с Ф. Шопеном в Варшаве еще в 1830 году, именно тогда, когда он написал песню «Желание девушки» для своей любимой Констанции Гладковской. После восстания 18301831 годов все они оказались в эмиграции и теперь иногда встречались в Париже. Таким образом, с конца 1830-х годов Дионизия Понятовская, после знакомства с Ю. Б. Залеским, имела возможность получить переписанный текст этой песни. Впоследствии эта музыка зазвучала в польских салонах Подолья и, несомненно, именно здесь ее услышал Ференц Лист. Свою пьесу «Польские мелодии», в основу которой была положена тема шопеновской песни, композитор очень любил и даже исполнил ее в своем последнем выступлении, за двенадцать дней до смерти.
В основе третьей пьесы также песня Маруси Чурай «Віють вітри».  Исполнение этой песни Лист услышал в Киеве на ярмарочной площади, её пела слепая девушка под аккомпанемент старого бандуриста. Пианист был так потрясён её пением, что на своём первом концерте в Контрактовом зале в тот же день импровизировал на эту тему [36, с. 48–49].
Цикл «Glanes de Woronince» Лист посвятил княжне Марии Витгенштейн. Впервые он был издан в 1849 г. в издательстве Кистнера, позже композитор отдельно в 1885 г. издал «Польские мелодии». Автограф этих пьес сейчас находится в Нью-Йорке в Pierpont Morgan Library [35]. Особого внимания заслуживает тот факт, что «Польские мелодии» Лист сыграл во время своего последнего выступления в Люксембурге за 12 дней до смерти [5, с. 208].
Тогда же в Воронинцах Ф. Лист написал пьесы «Призыв», «Благословление Бога в одиночестве» и «Гимн любви», которые позже вошли в цикл «Поэтические и религиозные гармонии», посвящённый К. Витгенштейн.
В середине января 1848 г. великий музыкант вместе со своим верным секретарём покинули Воронинцы и направились в Веймар. А в апреле из России вслед за Ф. Листом выехала и К. Витгенштейн, ещё не подозревая, что больше никогда не сможет сюда вернуться.
Биографы Ференца Листа утверждают, что Каролине Сайн-Вигенштайн принадлежит основная роль в его решении оставить бесконечные гастроли и всерьез заняться сочинением музыки. Как композитор он состоялся именно благодаря своей украинской возлюбленной. Каролина стала его соавтором и в книге о Шопене, и когда ее спросили, что именно в этом фолианте принадлежит Листу, а что ей, она ответила: “Если два человека столь связаны, что составляют единое целое, то невозможно определить, что сделал один и что было сделано другим”. Каролине Лист посвятил все свои симфонические поэмы.
Как отмечала впоследствии дочь княгини, ее мать “принесла в жертву Листу все: свою родину, свои имения, свое заметное положение и даже свое доброе имя Она создала ему дом, следила там за его духовной деятельностью, пеклась о его здоровье; для его блага она блюла его малейшие привычки, оберегала от излишеств, заботилась обо всех его делах, отдалась попечению о его матери и детях [от первого брака Ф. Листа авт.] и творила гостеприимство, которое вряд ли можно было оказывать более дружески, более благородно”. Ференц Лист отвечал ей взаимностью. Его письма дышат не только поэзией, но и вдохновением.
В Вемаре, где они с Листом прожили 12 лет, Каролина создала музей его имени. В марте 1900 г. дочь Каролины издала в Лейпциге “Письма Ференца Листа к княгине Каролине Сайн-Вигенштайн” – удивительную книгу, потрясающий человеческий документ, который не может оставить равнодушным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев Н. Воспоминания [Текст] / Н. Афанасьев // Исторический вестник. – 1890. – №8. – С. 255–276.
2. Б. а. Несколько слов об игре гг. Листа и Дм. Свечина [Текст] // Киевские губернские ведомости. – 1847. – № 8. – 21 февраля.
3. Бантыш-Каменский Д. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов [Текст] / Д. Бантыш-Каменский. – СПб., 1841. – Ч. 4. – 373 с.
4. Бовуа Д. Шляхтич, кріпак, ревізор [Текст] / Д. Бовуа. – К., 1996. – 415 с.
5. Бэлза И. Лист и музыкальная культура славянских народов [Текст] / И. Бэлза // Вестник истории мировой культуры. – 1961. – № 6. – С. 113–122.
6. Людмила Вольская.ЛИСТ В УКРАИНЕ: ХРОНОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ.

 Гульдман В. Справочная книга Подольской губернии [Текст] / В. Гульдман. – Кам.-Под., 1888. – 654 с.
7. Ельгісер Й. Ференц Ліст у Чернівцях [Текст] : Доповідь на науковій конференції «Ф. Ліст та піаністична культура XX ст.» / Й. Ельгісер. – Кіровоград, 1999 : [Рукопис].
8. Ернст Ф. Контракти та контрактовий будинок у Києві. 1798–1923 [Текст] / Ф. Ернст. – К., 1923. – 96 с.
9. Забелин А. Военно-статистическое обозрение Волынской губернии [Текст] / А. Забелин. – К., 1887. – Ч. I. – 365 с.
10. Звід пам’яток історії та культури України [Текст]. – К., 2004. – Книга I. Часть II. – С. 585–1216.
11. Зинькевич Е. Концерт и парк на Крутояр [Текст] Е. Зинькевич // Киев музыкальный XIX – начала XX ст. : Очерки. – К., 2003. – С. 18–44.
12. Зінькевич О. Ференц Ліст у Києві [Текст] / О. Зінькевич // Українська музична спадщина: статті, матеріали, документи. – К., 1989. – Вип. 1. – С. 53–66.
13. Зінькевич О. Ференц Ліст в Україні [Текст] / О. Зінькевич // Український музичний архів: Документи і матеріали. – К., 1995. – Вип. 1. – С.105–125.
14. Кауфман Л. О популярных украинских народных песнях и их авторах [Текст] / Л. Кауфман. – М., 1973. – 86 с.
15. Колбін Д. Виступи Ференца Ліста у Львові [Текст] / Д. Колбін // Musica Galiciana. – Л., 1999. – Т. 3. – С. 189–195.
16. Колесник В. Відомі поляки на Вінниччині [Текст] / В. Колесник. – Вінниця, 2007. – 1008 с.
17. Костомарова А. Н. И. Костомаров[Текст] / А. Костомарова // Вестник Европы. – 1910. – № 7. – С.43–66.
18. Кузьмін М. Забуті сторінки музичного життя Києва [Текст] / М. Кузьмін. – К., 1972.
19. Кушка Н. Ференц Ліст на Вінничині [Текст] / Н. Кушка. – Вінниця, 2005. – 12 с.
20. Кушка Н. Ференц Ліст на Вінничині: міфи та факти [Текст] / Н. Кушка // Студії мистецтвознавчі. – 2007. – Ч.2. – С. 7–14.
21. Ливанова Т. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века [Текст] / Т. Ливанова. – М., 1966. –Вып. III.
22. Мильштейн Я. Вторая венгерская рапсодия Листа (К истории создания [Текст] / Я. Мильштейн // Музыкальная жизнь. – 1974. – № 7. – С. 17.
23.Мильштейн Я. Ф. Лист [Текст] : В 2 томах /Я. Мильштейн. – М. : Госмузиздат. – Т. 1 – 1956. – 540 с. – Т. 2. – 1956. – 335 с.
24. Н. Р. Лист в Киеве [Текст] / Р. Н. // Московский городской листок. – 1847. – 28 февраля, №48.
25. Надор Т. Если бы Лист вёл дневник [Текст] / Т. Надор. – Будапешт : Корвина. – 1988. – 350 с.
26. Полторацкий С. Заметки и воспоминания по поводу труда Д. Н. Бантыш-Каменского «Словарь достопамятных людей русской земли» // Русская старина. – 1892. – Т. 73.

15