Занятие кружка Юный исследователь по теме Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь

Аннотация.

Тема занятия включена в раздел «Самостоятельная исследовательская практика» программы кружка «Юный исследователь. Хочу всё знать!», который организован в рамках реализации ФГОС внеурочной деятельности четвероклассников.
Выбор формы проведения, цели, задач занятия кружка «Юные исследователи» был обусловлен задачами создания условий для формирования универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность. В соответствии с целью занятия были подобраны методы и приёмы обучения: частично-поисковый, проблемный, использовалась эвристическая беседа, работа с разными источниками информации; были использованы ИТК, игровая технология и элементы технологии критического мышления
На занятии кружка были созданы условия для формирования исследовательских умений учащихся, формировалось осознанное отношение к обучению. Кроме того, актуализировались имеющиеся у детей знания, совершенствовались практические навыки, максимально реализовывались их творческие способности.
Данное занятие, безусловно, способствует развитию и культуры речи учащихся, делая её яркой, образной, выразительной. Научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, ребята будут получать удовольствие от таких занятий, и русский язык станет для них верным другом.

Тема: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Цель: развитие познавательного интереса в области филологических наук.
Задачи: развивать познавательный интерес в области филологических наук; уточнить понятие «фразеологизм» и выявить их роль в русском языке, формировать умение употреблять в своей речи фразеологизмы.
Оборудование: компьютер, электронные материалы к занятию (презентация), листы-опоры, карточки с текстами, предметные картинки, листы бумаги, смайлики.
Предварительная подготовка: группа учащихся готовит сообщение с толкованием фразеологизмов.










Ход занятия:
Содержание

Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Самоопределение, мотивация к учебной деятельности
-Каким вы бы хотели видеть наше сегодняшнее занятие кружка?
(Интересным, познавательным, полезным, запоминающимся) Интересным, необычным, запоминающимся, творческим, удачным, познавательным
-Что для этого нам всем нужно делать?
(Работать активно, дружно, помогать друг другу, уважать и слушать друг друга)
Целеполагание
1.Игра-загадка «Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и (поперёк).
И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь (медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, (кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши (вянут).
- Как бы вы назвали одним словом все те слова, которые договаривали? (фразеологизмы, крылатые слова)
- Посмотрите, как, совершенно не задумываясь, вы произносили фразеологизмы. Слова вылетали сами собой.
- Почему так происходило?
2. Формулирование темы, цели, задач.
-Вы уже догадались, какой будет тема нашего занятия сегодня? Слайд 1
Названием послужит тоже крылатое выражение – пословица, в которой встречается слово «воробей».
Тема открывается на доске. Слайд 2
- Почему я вынесла в заголовок эту пословицу? Как она связана темой занятия?
- Я приглашаю вас в лингвистическую мастерскую. А что это вы сейчас попробуете объяснить сами.
Вам поможет следующая информация: Слайд 3
Лингвистика – наука о языке, языкознание.
-Какие учебные задачи поставим для себя в связи с темой?


III. Систематизация знаний
1. Уточнение понятия «фразеологизм» и выявление их роли в русском языке
-Что такое фразеологизмы? Что вы о них знаете?
- Предлагаю исследовать это явление. Давайте поработаем с учебной статьёй, в которой сообщается информация о фразеологизмах. Слайд 4

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов с образным, переносным смыслом. Фразеологизмы можно заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Существуют фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним также относят пословицы, поговорки. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за природными явлениями («Много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями(«пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её яркой, образной, выразительной.
2.Фронтальная беседа.
«V» - я уже знал эти сведения;
«+» - новая информация;
«-» - я думал иначе;
«?» - я это не понял, у меня возник вопрос.
3. Разминка Слайд 6
Упражнение 1 «Фразеологический зверинец» Слайд 7

Вместо точек вставьте названия животных. Слайд
Голоден как Нем как
Хитёр как Грязный как
Труслив как . Упрям как
Здоров как Болтлив как
Изворотлив как Колючий как
Надут как
Упражнение 2 «Сказочные фразеологизмы»
Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.(Устно)
Поди туда – не знаю куда, (принеси то – не знаю что)
Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается)
Это всё присказка, (сказка будет впереди)
Упражнение 3 «Рисунки-подсказки»
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
- об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)
- о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козёл отпущения)
- о состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)
- о том, кто сам не пользуется и другим не даёт ( собака на сене)
-хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать(как рыба в воде)
- быть в постоянных хлопотах ( вертеться как белка в колесе)
-появляться быстро и в большом количестве (как грибы после дождя)
- проливной дождь, ливень (льёт как из ведра)
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1. Слайд 8
-Сгруппируйте фразеологизмы по значению: бездельничать, обманывать, работать старательно. Запишите их в 3 колонки. (Читаем)
Не покладая рук, втирать очки, бить баклуши, водить за нос, в поте лица, гонять лодыря, сидеть сложа руки, обвести вокруг пальца, засучив рукава.
-Откуда появились фразеологизмы. Знаете ли вы источники происхождения фразеологизмов?
(Учащиеся называют источники происхождения фразеологизмов)
- Ребята, нам встретились новые фразы, давайте дадим толкование тем из них, значение которых вам непонятно.
Слайды № 9, 10, 11 по самостоятельно найденным источникам. Далее идет выполнение упражнения,
Упражнение 2 Cлайд 13
-Подберите к фразеологизмам из первого столбца словосочетание или слово-объяснение из второго столбца.
Не бросать слов на ветер
легкомысленный

Заячья душа
зазнаваться

Мухи не обидит
приуныл

Ветер в голове
добрый

Вылетело из головы
не говорить впустую

Повесил нос
трусливый

Задирать нос
забыл

- В каких случаях можно использовать данные фразеологизмы? (характеристика человека).
Физминутка.
Попробуйте изобразить фразеологизмы:
1.Стрелять глазами.
2.Хлопать глазами
3.Голова идет кругом
4.Писать носом
5.Встать с левой ноги
6.Идти в ногу
7.Сядем как мыши
Вспомните, что такое синонимы? А антонимы?

Упражнение 3 Cлайд 15
- Выберите из записанных фразеологизмов те, которые являются синонимами к фразеологизму СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ. Но сначала давайте обратимся к школьному фразеологическому словарю и дадим толкование этого фразеологизма.
(Учащиеся работаю с фразеологическим словарем)
Не разлей вода, добрая душа, светлая голова, толочь в ступе воду, голова на плечах, подавать надежды, человек большого ума, ума палата, кожа да кости, в ежовых рукавицах, ума не занимать, в огонь и в воду.
(Семи пядей во лбу - светлая голова, голова на плечах, человек большого ума, ума палата, ума не занимать)
Упражнение 4 «Пословицы «шутят» Слайд 17
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была:
Неужто, буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два – лучше.
Голод – не щётка.
Один в золе не воин.
Жди у горя погоды.
Терпение и пруд всё перетрут.
Сашу маслом не испортишь.
В здоровом теле здоровый пух.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слова.
Правда глаза полет.
Купить кита в мешке.
Что не так? Исправьте ошибки.
Упражнение 5 «Одинаковые слова» Слайд 18
Перед вами несколько фразеологических оборотов с одинаковым словом, заменёнными точками. Отгадайте это слово. (Окончания могут меняться)
а) об . Из . вон плохо. Сбыть с . Мастер на все . сидеть сложа . золотые . (Руки)
нитками шито. Среди дня. Сказка про бычка. Чёрным по написано. (Белый)
в) Как в канул. Толочь в ступе. Решетом черпать. Тише ниже травы. Много утекло. Выйти сухим из . (Вода)
г) на лоб лезут. на мокром месте. разбежались. Выплакать все . Смотреть во все . В рябит. Как бельмо на . Не в бровь, а в . (Глаза)
д) Не в обиду. себя знать. маху. слово. Как пить . Не спуску. Ни ни взять. (Дать)
е) век. дно . осень. руки. Сулить горы. мастер. (Золотой)
 5. Работа с текстом Слайд 19
- Перед вами текст, который придумала для вас я. Найдите фразеологизмы, объясните их значение. Cлайд 20
Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится
- Если в тексте мы заменим устойчивые сочетания на обычные слова (слова из общеупотребительной лексики), что-нибудь изменится?
IV. Контроль и самоконтроль
Творческий проект (сочинение-миниатюра). Слайд 22
- А теперь мы подошли к самой интересной, но достаточно трудной работе - созданию собственного текста. Используя фразеологизмы, о которых мы говорили на уроке, а также те, которые вы знаете, нужно написать сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему "Мой дорогой человек:". Ваша личная оценка качеств человека, который близок вам по характеру, по душе. Это может быть ваш друг, подруга, ваша мама, сестра, брат и т.д. Ваше видение этого человека, отличительных особенностей характера, качеств, достойных уважения. Возможно, этот слайд (Cлайд 23) поможет вам в выборе метких выражений.
Мухи не обидит, мастер на все руки, душа в душу, не разлей вода, светлая голова, золотые руки, простая душа, душа нараспашку, слов на ветер не бросать, идти в огонь и в воду, вкладывать душу, стреляный воробей, как за каменной стеной, с открытой душой.
V. Рефлексия.
1 Самооценка деятельности.
-Получилось ли у нас занятие таким, как мы хотели?
-Пришли ли мы к своей цели?
-Решили поставленные задачи? (Открывается слайд с целью и задачами, поставленными в начале занятия)
-Полезно ли было занятие для вас?
-Чем хотите поделиться дома с родителями?
2. Синквейн «Фразеологизм» Слайд 24
-Отразите в 5 строках всё, что сегодня мы узнали о фразеологизмах
Описание:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.

3. Самооценка работы
-Используя смайлики, покажите, как вам работалось сегодня на занятии.
-Почему вы так считаете?
Я хотела бы обратить внимание на еще один фразеологизм с пониманием добра “наоборот”, который достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и для удачи при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра. Слайд 25
И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от занятий русского языка. И русский язык станет для вас верным другом.

Фронтальная работа. Настраиваются на плодотворную успешную работу.










Фронтальная работа


Анализируют информацию, высказывают свои мысли.













«Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Коллективное планирование работы .Формулируют цель и задачи занятия.

Будем учиться словесному мастерству
Уточнить
Исследовать
Применять
Развивать
Воспитывать







Изучают информацию с пометами.













Отвечают на вопросы.
Фронтальная работа.
Слайд 5





Фронтальная работа.










Слушают и анализируют вербальную информацию.















Ведут обсуждение в группе, выступают, представляя общее мнение группы для всех.









Выступление детей с толкованием фразеологизмов.








Взаимопроверка Слайд 12




Работа в парах


Работа с фразеологическим словарём


Самопроверка Cлайд 14


Обсуждают в группе и записывают на листах бумаги, представляют свой вариант, дополняют после выступления других групп, читают обобщённый вариант на слайде.



Проверка Cлайд № 16



Индивидуальная работа,
работа в парах, группах








Работа в группах





















Работа в парах по нахождению фразеологизмов



Проверка. Cлайд 21






Ответы учащихся о роли фразеологизмов в речи




Самостоятельная работа


Взаимопроверка в группах.
Защита проектов
(Заслушивание полученных текстов)


Оценивают успешность решения поставленных в начале занятия цели и задач.


Групповая работа по обобщению материала (с опорой на схему- рисунок), проверка- фронтально
Фразеологизм
Яркий, выразительный
Украшает, обогащает, заинтересует.
Слово – не воробей
Крылатое выражение
или
Фразеологизм.
Мудрый, поучительный,
Выражает, украшает, дополняет.
Речь яркая и эмоциональная.
Устойчивое сочетание слов.



Оценка своих достижений
Л. Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
К. Выражать в речи свои мысли и действия.


Р. Формирование мотивационной основы учебной деятельности.




Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу.






П. Умение выявлять особенности (качества, признаки) объектов в процессе их анализа.








Р. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.



Р. Способность планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, принимать и сохранять учебную задачу.


К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности.
Вступать в учебное сотрудничество



П. Осуществлять поиск необходимой информации.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



П. Анализ текста с целью определения главной мысли.

Л. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.






Л. Готовность целенаправленно использовать знания , умения и навыки.




.

П. Умение использовать различные источники информации, отбирать нужную информацию

К. Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.













К. Принимать участие в работе группами. Согласовывать действия с партнёрами.

Л. Готовность целенаправленно использовать знания , умения и навыки.
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



Р. Самоконтроль.
К. Воспринимать мнение других людей.






К. Согласовывать действия с партнёрами.

Р. Взаимоконтроль.


П. Ориентироваться в книгах. Осуществлять поиск необходимой информации для с использованием учебной литературы.
П.Способность к классификации понятий.



К. Умение слушать и воспринимать информацию на слух.





















К.Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре ,доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.















Р. Удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции.









К. Cпособность к учебному сотрудничеству в группе, умение участвовать в обсуждении вопросов, соблюдая правила работы в группе и речевого поведения, умение представить результаты общего труд



К. Согласовывать действия с партнёрами.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



К. Воспринимать мнение других людей.









Л. Готовность целенаправленно использовать знания , умения и навыки.










Л. Способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать из в речи. Соотносить результат действия с поставленной целью.


К.Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре
Р.Умение осуществлять адекватную самооценку своего эмоционального состояния, объяснять его причину.










Прыткова Светлана Николаевна, учитель начальных классов,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»




15