Рабочая программа для 1-4 классов В. Алеев, Т. Науменко, Т.Кичак
Приложение 1
к ООП НОО,
утверждённой приказом
от 31.08.2016г. № 327-О
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей историко-обществоведческого и культурно-эстетического цикла
протокол №_______
от ____2016 г.
Согласовано
на заседании Методического совета МАОУ «СОШ №2»
протокол № _________
от _____ 2016г.
Утверждено и введено в действие приказом № 260-о
от 31.08.2016 г
.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
для 1-4 классов
Срок реализации рабочей программы 2016-2020 учебный год
Рабочая программа разработана на основе программы по музыке для начальной школы. 1–4 классы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.И.Кичак. Дрофа, 2012.
Стерлитамак, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………3
3
Содержание учебного предмета, курса………………………………………10
1
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………….. 14 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» направлена на достижение
младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
1) укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
2) наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; 3) формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
4) приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;
5) развитие мотивов музыкально - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
6) продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
7) развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко 8)культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
1) наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
2) ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.) 3) овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; 4) применение знаково - символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
6) планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неспешности, умение корректировать свои действия;
7) участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
8) умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
1) развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
2) развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
3) общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно- нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
4) представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
5) использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно - образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
6) готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
7) участие в создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнение вокально - хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Область метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян. Балалайка);- проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо)- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально - творческих способностей.
Область метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;
- понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- владеть основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады, мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент.
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Область метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский - Корсаков, М.Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Область метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
- распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме: «Музыка, музыка всюду нам слышна». Она раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках. Дети узнают об основных средствах музыкальной выразительности, знакомятся с нотной грамотой.
Музыка в жизни человека (19ч)
«Нас в школу приглашают задорные звонки»; «Музыка, музыка всюду нам слышна»; «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку»; Краски осени; «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться»; «Что ты рано в гости, осень к нам пришла»; Марш деревянных солдатиков; «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать»; «Ноги сами в пляс пустились»; «Новый год! Новый год! Закружился хоровод»; Зимние игры; «Детский альбом» П.И. Чайковского; Весёлый праздник Масленица; «Кто-кто в теремочке живёт?»; Природа просыпается; Мелодия, звуки дня; Весенний вальс; «Давайте сочиним оперу», или музыкальная история про Чиполлино и его друзей.
Основные закономерности музыкального искусства (8ч)
«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться». Темп; «Что ты рано в гости, осень к нам пришла». Выразительность и изобразительность в музыке; Музыкальное эхо. Динамика; «Водят ноты хоровод…» Название нот, звукоряд;
Где живут ноты? Запись на нотоносце; Мелодии и краски весны. Выразительные и изобразительные возможности мелодии; Музыкальные инструменты. Тембры – краски; Легко ли стать музыкальным исполнителем? Качества настоящего исполнителя.
Музыкальная картина мира (6ч)
Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных муз.инструментов; Башкирские народные инструменты
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. Знакомство с музыкально-литературной композицией; Зимние игры. Изобразительные свойства челесты; В детском музыкальном театре; На концерте; «Но на свете, почему то торжествует доброта» (Музыка из мультфильмов.)
Во 2 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме: «Музыкальная прогулка». По сравнению с 1 классом во 2 классе содержание углубляется за счёт привлечения широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «Музыкально-театральные жанры», «Музыкальные инструменты», «Музыка – живопись - поэзия», «Основы музыкальной грамоты». Углубляется содержание специальных тем, таких как, «Осень: поэт – художник – композитор», «Зима: поэт – художник – композитор», «Весна: поэт – художник – композитор». В этих темах подчеркивается общее и индивидуальное различных произведений искусства; выявляется их содержательное взаимовлияние внутри единой темы (осень, зима, весна).
Музыка в жизни человека (12ч)
Прогулка; Осенины. Музыкальный фольклор России и Башкортостана.
В оперном театре; Композитор – сказочник Н. А. Римский-Корсаков; В оперном театре; Башкирская опера. Озорные частушки; Стиль кыска-кюй. «Балло» означает «Танцую»; Башкирский балет. Рождественский балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»; Марш Черномора М. И. Глинка; Праздник бабушек и мам; ; «Снегурочка» - весенняя сказка Н.А. Римского-Корсакова; «Где это видано…» (смешные истории о музыке).
Основные закономерности музыкального искусства (15ч)
«Картинки с выставки». Изобразительность в музыке; Осень: поэт, художник, композитор. Выразительные возможности искусства; Весело – грустно; Мелодия – душа музыки; Стиль озон-кюй. Музыкальная интонация; Ноты долгие и короткие. Ритм;
Зима: поэт, художник, композитор. Выразительные и изобразительные возможности искусства; Для чего нужен музыкальный размер? ( Музыкальный аккомпанемент; Диезы, бемоли, бекары; Весна: поэт, художник, композитор. Изобразительные и выразительные возможности искусства; Звуки-краски. Динамика; Тембры-краски. Музыкальные инструменты народов Башкортостана.
Музыкальная картина мира (7ч)
«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Творчество В.А.Моцарта; Величественный орган; Инструмент-оркестр. Фортепиано; Звуки клавесина; «Эту музыку лёгкую… называют эстрадною…»; Музыкальные театры мира; Башкирский театр оперы и балета. Музыка в детских кинофильмах.
В 3 классе тема года «О чём рассказывает музыка». Главный акцент на проблеме, связанной с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).
Музыка в жизни человека (8ч)
Картины природы в музыке; Может ли музыка «нарисовать» портрет?; Там русский дух… там Русью пахнет!; «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»; Колокольные звоны на Руси; Музыка в храме; Что такое патриотизм; Русский национальный герой Иван Сусанин;
Основные закономерности музыкального искусства (20ч)
Многообразие в единстве: вариации; «Дела давно минувших дней…»; Бег по кругу: рондо; Какими бывают музыкальные интонации; Знаки препинания в музыке; «Мороз и солнце, день чудесный…»; М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки; Музыкальная имитация; Композиторы детям; Картины, изображающие музыкальные инструменты; «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана; Струнные смычковые инструменты; С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»; Легко ли быть музыкальным исполнителем?
Музыкальная картина мира (6ч)
В сказочной стране гномов; «Рождество Твое, Христе Боже наш...»; Прощай, Масленица!; Вечная память героям. День Победы; Концертные залы мира;
В 4 классе тема года: «Музыкальное путешествие». В данной теме аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, Башкортостана, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие представляет в ориентации на яркие музыкальные стили:
- стиль выдающихся произведений (В.А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 № 12 «Революционный»; А. Скрябин. «Прометей» и другие)- стиль творчества отдельного композитора (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);
- стиль музыкального течения («Могучая кучка»);
- стиль направления (венский классицизм).
Музыка в жизни человека (5ч)
Знаменитая Сороковая; Героические образы Л. Бетховена; Песни и танцы Ф. Шуберта; «Не ручей – море ему имя» и. С. Бах; Поэма огня «Прометей»;
Основные закономерности музыкального искусства (13ч)
Великое содружество русских композиторов; Союз композиторов Башкортостана. «Так полюбил я древние дороги…»; Ноктюрны Ф. Шопена; «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»; Арлекин и Пьеро Р. Шуман; В подводном царстве; Цвет и звук: «музыка витража»; Вознесение к звёздам; «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана; Что такое мюзикл?; Петербург. Белые ночи; «Москва! Как много в этом звуке…».
Музыкальная картина мира (16ч)
«Россия – любимая наша страна…»; Моя Родина Башкортостан. Тема Востока в творчестве русских композиторов; Музыка Украины; Музыка Белоруссии; Музыкант из Желязовой Воли; Блеск и мощь полонеза; Музыкальное путешествие в Италию; «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди; Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики; Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига; Природа в башкирской музыке. Симфонический оркестр; Джазовый оркестр; Джаз в Башкортостане. Под небом Парижа; Великие исполнители Башкортостана. Музыка, воспевающая Башкортостан. «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».
Музыкальный материал программы составляют: произведения композиторов-классиков, произведения композиторов Башкортостана, народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов.
Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований к уровню подготовки учащихся (направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы).
В программе по музыке выделяются следующие содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий, тесно связанных и взаимопроникающих, находит свое воплощение в целевых установках программы, в содержании музыкального образования и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Музыкальная культура родного края
В содержание данного учебного предмета интегрирован материал, реализующий национальные, региональные и этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
Ребята изучают музыкальный фольклор родного края, особенности жанров, интонационно-образного языка, исполнения, бытования. Профессиональные композиторы республики Башкортостан. Духовная музыка различных религиозных конфессий, представляющих данный регион. А также должны знать музыкальные центры родного края. Известные исполнители и исполнительские коллективы. Музыкальные традиции родного края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ
Раздел 1
класс 2
класс 3
класс 4
класс
Музыка в жизни человека
19 12 8 5
Основные закономерности музыкального искусства 8 15 20 13
Музыкальная картина мира
6 7 6 16
Итого: 33 34 34 34