Любовь-светлое чувство по сказке О Уайльда Соловей и роза
Урок литературы. 5 класс.
Тема: О. Уайльд «Роза и соловей» Герои сказки. Любовь – светлое чувство.
Цели: - обобщить прочитанное, формировать умение анализировать произведение, умение давать характеристику поступкам героев.
- развивать понятие о положительном и отрицательном персонаже, умение сравнивать.
- воспитывать умение сопереживать, чувство ответственности за близкого человека дать понятие, что любовь – светлое чувство.
Методы: словесный, наглядный, проблемный, групповая работа, исследовательский, выразительное чтение
Оборудование: рисунки, изображение роз, иллюстрации, отрывок из цикла «Времена года»
А. Вивальди «Май». Трели соловья.
Ожидаемый результат: сумеют определить идею быть добрым, внимательным, не быть эгоистом.
Эпиграф: Любовь – сильное чувство,
Любовь – светлое чувство.
Ход урока
Организационный момент. Позитивная рефлексия.
Звучат трели соловья, розы в классе.
Слово учителя: Мы начинаем урок под трели соловья и в окружении роз и, конечно, вы догадались, о чем пойдет речь. Да, мы сегодня вновь обратимся к сказке Оскара Уайльда, в которой утверждается великая сила любви, попытаемся определить основною мысль сказки. Оскар Уайльд всегда поклонялся красоте, его сказки затрагивают самые чувствительные струны нашей души. Название сказки символичное «Соловей и Роза», что и кого символизируют они.
Я хочу представить слово авторам 1 мини- проекта «Соловей - птица певчая,
Роза – царица цветов».
Защита мини- проекта
Если певца сравнивают с соловьем, это для него лучший комплемент. Это невзрачную серенькую птичку все знают и любят именно благодаря ее чудесной песне. Соловей считается лучшим певцом среди пернатых. Ценили его за это уже в древности.
В древней Греции соловей считался священной птицей поэзии, как позднее лебедь. Римляне были такими любителями этих птиц, что платили за них безумные цены. Соловей стоил дороже раба и даже оруженосца.
Соловей относится к «божьим», «святым», чистым птицам. Его рассматривают поляки как Божье творение. Убивать соловья грех, потому, что он красиво поет людям и пользуется особой любовью Бога и Божьей Матери. Когда Христос спасался от мучителей, соловей накрыл его крыльями. За это Христос прославил соловья.
Соловей – вестник майских дней. Певец обновления, утра, певец садов. Символ свободы, «вольная пташка» веселья, удовольствия. Казак, посаженный в темницу, сравнивает себя с соловьем, на которого налетели «соколы».
Соловей – птичка – невеличка, а поет –лес дрожит.
- соловьиная песня очень красива, соловьи не только выводят замысловатые трели, но и умеют подражать другим птицам и животным;
- ловля соловьев в России считалась прибыльным промыслом, поэтому в конце 19 столетия были изданы законы о запрете в некоторых губерниях ловли птиц;
- Родители еще в гнездах обучают своих малышей пению;
- На Востоке пение соловья ценилось очень высоко, оно считалось предзнаменованием счастья, эти птицы жили во дворцах императоров и вельмож.
В Украине верили, что соловьи начинают петь тогда, когда напьются воды из березовых листьев. В начале лета, когда наливаются зерном ранние хлеба, их рулады прекращаются.
По частоте упоминание в русских народных песнях и былинах среди птиц соловей стоит на четвертом месте. В России в XIX веке, вспомним Некрасова, крестьяне даже создавали особые «соловьиные заповедники». В русской народной песне соловей являет собой звонкое песенное начало. Его символика связана с молодостью и весельем.
С древнейших времен перед красотой этого цветка преклонялись все народы, особенно в странах Востока. Невозможно точно указать год и место, где впервые стала произрастать волшебная красавица - роза. Но большинство считает родиной этого чуда - Персию.
В Индии утверждали, что богиня любви и красоты Лакшми появилась из лепестков роз. А из древнего индийского предания мы узнаем, что по обычаю, каждый, кто приносил царю розу, мог просить у него все, что пожелает.
Множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке создали древние греки и римляне. В них говорится, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, когда богиня, освещенная лучами утреней зари, выходила из моря. А красные розы появились, когда Афродита укололась об острые шипы и капли ее крови упали на белоснежные цветы.
Послушайте легенду о появлении желтой розы. Пророк Магомед, отправляясь в дальний поход, подарил своей любимой жене красную розу и взял с нее клятву верности. Но молодая жена во время долгого отсутствия мужа увлеклась молодым юношей и роза из красной стала желтой.
Интересна легенда о происхождении шипов розы. Оказывается, шипы роза обрела "благодаря" Купидону, которого ужалила пчела, лакомившаяся сладким нектаром розы. Разгневанный озорник послал в нее стрелу, которая попала в цветок и превратилась в острый шип.
Очень любили розы в древнем Риме. Во время празднеств на головы богатых римлян падал дождь из лепестков роз, для выращивания которых возделывались огромные плантации. Все улицы Рима были настолько пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно.
Во время крестовых походов, вместе с сокровищами в Европу попала и роза. Во Франции проводился праздник роз. Он был чудесен. Легкой грациозной походкой шла по улице самая красивая девушка в венке из роз.
Даже кровавые страницы истории связаны с розами. Например, война между Алой и Белой розой, которая продолжалась более 30 лет.
В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с ней были связаны празднества русалок, которые позднее по христианскому календарю приходились на Троицу. Но капризная красавица не прижилась тогда у нас, слишком суровые у нас были зимы. Поэтому у русского народа не было ни одной сказки, ни одной легенды о царице цветов. И только при Петре I розу снова начали выращивать, сначала в царских садах, потом - в дворянских. Украшали тогда розами свои наряды и прически только самые богатые дамы. По христианской мифологии роза - символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу. Розе, особенно ее аромату, приписывали целебные свойства.
Роза совершает победное шествие от сердца к сердцу через века и страны, волнуя сердца людей. Перед ней отступают границы и реки, горы и моря, беды и людская вражда.
Вот такие они герои сказки Оскара Уайльда «Соловей и роза». Соловей символизирует чистоту, красоту, доброту, чуткость, искреннюю веру в любовь. В этой маленькой и непримечательной внешностью птичке – большое доброе сердце, способное к самопожертвованию. А роза – символ милосердия, красоты, душевной чистоты.
Слово учителя: А теперь обратимся к персонажам, теме, идее сказки, решим проблемный вопрос «Почему сказка называется «Студент и соловей»?
Прошу поучаствовать всех в конкурсе «Почемучка»
- Почему плачет Студент?
- почему у него нет имени?
- почему из всех действующих лиц только Соловей откликнулся на страдание студента?
Слово учителя. Обратимся к эпизоду. «Диалог Соловья и Розового куста». Стр206-207. Чтение по ролям. Мини- проект № 2.
Вопросы для беседы: - О чем просит Соловей Розовый куст?
- Способ получить красную розу и страшный и жестокий. Почему Соловей соглашается с условиями? В чем смысл жизни Соловья? О чем просит Соловей Студента перед тем, как расцветет Роза? Как вы понимаете эти слова? Почему сказка называется «Соловей и Роза», а не «Студент и роза»? О чем заставила задуматься сказка? Кому из героев даруется бессмертие? И почему? Какие качества могут сотворить чудо, спасти любовь.
Слово учителя: Мы пришли к выводу, что Соловей – геоой, его подвиг достоин награды. И мы предложим другой способ «окрашивания» розы, чтобы спасти Соловья. Станем соавторами Уайльда.
Послушаем Мини – проект № 3 «Свой финал сказки»
(ребята предлагают свой вариант).
Слово учителя: Итак, давайте сформируем основную идею сказки. Итоговое задание (групповое) карточки в форме красных сердечек.
1 группа – Любовь – (какое это чувство? Какой человек может любить по- настоящему?)
2 группа- Любовь – (Что это такое? Мука или радость?)
3 группа – Как бы вы поступили на месте Соловья?
4 группа – Если бы ты находился рядом со студентом, смог бы ему помочь, объяснить, в чем сила песни Соловья?
Слово учителя: Заслушав ответы, мы пришли к выводу, что такое настоящая любовь, что только Соловей сумел понять, в этом его счастье, а другие персонажи оказались слепы сердцем, циничны, - в этом их несчастье.
Рефлексия. У вас на рабочем столе предложения одно из них на выбор надо закончить.
Могу сказать, что это произведение………………………………………….
Захватывает в нем………………………………………………………………………
Хочется понять, что же ………………………………………………………………
Хочу быть похожим на Соловья, потому что ………………………………
Мне жаль Студента, потому что…………………………………………………….
Сказка заставила задуматься над………………………………………………….
Учитель: Я верю, что у вас, когда вы станете взрослыми, любовь будет светлым, радостным чувством. Вы будете добрыми, отзывчивыми, любить своих близких.
Итог. Оценки за урок.
Инструктаж по д/з. Напишите письмо автору с отзывом о сказке.