Оскар Уайльд Словей и Роза
Интегрированный урок литературы и психологии с использованием методов и приёмов технологий РКМЧП и арттерапии
1 урок. Знакомство с жизнью и творчеством английского писателя Оскара Уайльда. Изучение и анализ сказки «Соловей и Роза». Понимание смысла сказки, выяснение, в чём, по мысли автора, заключается красота любви. В результате ребята приходят к выводу, как прекрасен Соловей, который не пожалел своей жизни ради Любви. Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, о чем мечтал. Его ценности - это любовь, самопожертвование, красота, действие. Он хотел ценой своей жизни помочь людям узнать это счастье.
2 урок. Ребята учатся размышлять, создают свой мир чувств и переживаний. Люди часто создают систему ложных ценностей, считая их важными, и не заботятся о том, что в мире есть то, что достойно внимания человека. Что же мешает им увидеть Красоту? В сказке есть ответ на этот вопрос. Собственная гордыня, эгоизм, нежелание думать и быть внимательными. Герой остается наедине с пыльными книгами, героиня - с дорогими каменьями, а маленькая птичка становится бессмертной. За что же даруется бессмертие? За то, что ты прожил по-настоящему ради людей и добра и не жалел себя. А.И.Княжицкий. «…настоящий учитель отвечает за то, что происходит не только при нём, у него на уроке, но и после него, спустя годы и десятилетия
Тема. Оскар Уайльд. «Соловей и Роза»
Цель:
1. Познакомить с творчеством писателя; мотивировать учащихся для последующего знакомства со сказкой О.Уальда.
2.Совершенствовать умения выразительно и осознанно читать; активизировать и расширить словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся
Оборудование: Презентации к уроку, ИКТ, художественные тексты
Ход урока
Оргмомент
1.Биографическая справка (презентация: слайды с 1 по 12)
Посмотрите на портрет писателя. Привлекательный, по моде одетый молодой человек.
Родился Оскар Уайльд в 1854 году в Дублине, в семье известного ирландского хирурга и англичанки-поэтессы. Он получил хорошее образование. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции.
Был признан законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Старались одеваться так, как Уайльд, повторяли его остроты. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности, магическое умение себя слушать
Он говорил… Он рассказывал десятки сказок и весёлых историй.
Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие
2. Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Как вы понимаете слово «соловей» и «роза» ( Соловей – маленькая серая птичка, символ мастера, искусства пения, любви; роза – королева цветов, символ любви, это что-то очень красивое, таинственное)
Что может означать сочетание слов “соловей” и “роза”? Каким вы ожидаете увидеть Студента? (Он должен быть красивым, связано что-то волшебное.)
Сегодня на уроке мы проанализируем образы “Соловей - Студент”. И попробуем ответить на главный вопрос:
Какая любовь может изменить мир к лучшему?
II.Выразительное чтение сказки до слов «Когда на небе засияла луна»
Беседа по содержанию сказки («Толстые-тонкие вопросы»)
Почему это произведение называется сказкой?
Какими приёмами писатель создаёт свой сказочный мир?
Почему Соловей решил помочь студенту?
Слайды (12-25)
Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел?
Почему расцвела красная роза?
Найдите отрывок, где Соловей поёт о Жизни и Смерти. Что для него дороже – Жизнь или Смерть?
Как оценивает девушка подарок студента?
IV Что такое идея? Коллективно составляем ключевые слова этого понятия.
идея
то, к чему призывает автор Главная, основная мысль
то, чему учит автор то, ради чего написано произведение
*Соотнесите это со сказкой, выписав ключевые слова, подтверждающие
Предположение о том, что является идейным стержнем произведения.
чему призывает автор? чему учит автор?
Быть верным своей любви и не быть слабым, как Студент, отказавшийся от своей любви, посчитав его глупостью, так как оно не практично. Автор призывает к чуткости, бескорыстью, самоотверженности. Сказка учит тому, что Любовь прекрасна, когда она достигает совершенства. Сказка учит не быть предателем, эгоистом.
Давайте сравним, что говорит о Любви Соловей и Студент
(составление Т – таблицы)
Соловей антитеза Студент
любовь
радость страдание
чудо слёзы
драгоценнее глупость
дороже опала нет пользы
не купишь обещает несбыточное
мудрее Философии удивительна непрактична
сильнее Власти заставляет верить в невозможное
дороже Жизни
Сколько точек зрения мы видим? Совпадают ли они?
-Две, и ни разные. Первая: Любовь – эта радость, чудо (Соловей)
- Любовь – это страдание, слёзы, глупость (Студент)
Чьё мнение разделяете вы?
- Любовь должна быть красивой и заслужить её нужно тоже красиво.
А какова позиция автора?
-Он придерживается позиции Соловья. Уайльд утверждает «Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости. Как ни могущественна Власть, Любовь сильнее Власти…»
IV. Групповая работа над определением стиля писателя.
Стиль – совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Из чего складывается стиль писателя Уайльда?
1 групппа
Какой вы увидели Розу в момент, когда она начала распускаться? Дайте её цветовое описание.(бело-серого, розоватого цвета)
Какие средства языка помогли сделать текст образным и выразительным?
Сравнения: бледная, как…, серебристая, как…
Эпитеты: Великолепная роза, живая кровь
Метафоры: хрустальная луна, серебряное зеркало
Олицетворение: луна слушала…
2 группа
Какие языковые средства использованы для описания Любви, обретающей совершенство в Смерти?
Эпитеты: жестокая боль, алое сердце,
Сравнительная форма наречия: сильнее прижался, громче,
Сравнение: сердце, как рубин
Повтор: громче и громче, сильнее и сильнее
Вывод: Изобразительные средства языка, их ещё называют тропами, придают поэтичность, выразительность, эмоциональность. У каждого писателя свой набор средств, которые составляют его стиль. Благодаря эпитетам, сравнениям, олицетворениям мы увидели, как ожила Роза, как она преобразилась, как Соловей в пении отдавал свою жизнь.
Домашнее задание.
1.Нарисуйте иллюстрации к сказке.
2.Мини-сочинение (письмо от имени Розы, студента, дуба…)
«Любовь? Любовь! Любовь…»
Тема: «Пусть будет жизнь любовью, а любовь - жизнью!»
(по сказке О.Уайльда «Соловей и Роза»)
Цель: В сказке Оскара Уайльда увидеть красоту Любви, обретшую совершенство в жертвенности, учиться размышлять, создавать свой мир чувств и переживаний соотносить свою деятельность с деятельностью остальных; воспитывать в себе самооценку и самокоррекцию
Оборудование: Презентации к уроку, аудиозапись, ИКТ, творческие работы детей
I. Психологический настрой ( проиграем движениями)
Доброе утро, ребята! Настроимся на хороший день!
«Я люблю солнце,- оно любит меня! Я люблю землю, - оно любит меня! Я люблю людей, - они любят меня!»
II. «Толстые – тонкие вопросы»
* Что вы вкладываете в понятие «любовь»?
* Какие ассоциации (чувства) вызывает у вас это слово?
любовь
* Почему любовь бывает счастливой и несчастливой?
* Чью любовь показал автор в сказке?
* Чья любовь вам понравилась? почему?
* Какие чувства испытывает студент?
* Как проявляется любовь соловья?
* Может ли человек прожить без любви? Почему?
* Что бы вы сказали о ящерице? о маргаритке? О бабочке?
2. Творческое задание: ( на доске изображено сердце, обрамленное цитатами о любви, с двух сторон соловей и студент. С двух сторон сердца написаны чувства главных героев)
Задание: Каких качеств, по вашему мнению, не хватает студенту, записать их в центре нарисованного сердца. Каждый учащийся, написав слово, снимает для себя понравившуюся ему цитату о любви из творческих работ учащихся (д/з)
3. Упражнение: составьте свою формулу человеческой любви в тетради:
(сердечность + чистота помыслов + человеколюбие т.д.).
4. Просмотр презентации «Любовь это…»
Совпадает ли ваша формула с главной мыслью сказки, презентации?
5. Вывод: Любовь – это чувство помогающее понимать другого человека. Проявлять доброе отношение к людям. Любовь может стать не только источником вдохновения, но и окрылить влюбленного на чудесные поступки.
Приложение
Работы учеников «Любовь. Любовь? Любовь.» Любовь! Это восхищение миром! Это радость! Это боль! Это боль, от равнодушия близкого человека.
Любовь? Когда оно приходит? Я люблю кого-нибудь? Что происходит со мной? Я влюблена?!
Любовь .Это понимание, жертвенность. Это нечто особенное что я не могу сейчас объяснить. Дарья
Любовь такое чувство, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Это маленькое сердечко, которое держит нас на ступеньку выше, делает нас лучше. «Любовь дороже алмаза. Сильнее власти, мудрее философии». Это самое сильное оружие. И поэтому нужно быть терпимым, хранить её, беречь.
Любовь? Что же это такое? Я часто задаю себе этот вопрос. Никогда не видел. Это предмет? Творчество? Природа? Но со временем я стал понимать, что Любовь это … Любовь!
Любовь – это чувство радости, нежности. Просыпаешься, открываешь глаза, видишь маму, встаёшь, видишь свой родной дом, школу, папу, братьев, природу; Максат
Любовь! Это чудное чувство! Чувство радости, восторга, желание творить! Это все чувства с восклицательным знаком!
Любовь? Почему мы иногда заставляем плакать самых родных любимых людей?!
Любовь. Чувство ответственности за близких, забота, жертвенность
Диана
Зачем, люди, вы зная, что не любите человека, заставляете страдать его? И вы, влюблённые, остыньте! Не надо слепо верить всем. Пусть примером будут герои мои. Студент, так скоро забывший свои страдания. Соловей, отдавший душу мне, чтобы я зацвела. И вот я скоро завяну, совсем никому ненужная и скоро сердце соловья перестанет стучать во мне. Прошу не повторяйте ошибок Студента!
Никому ненужная вянущая роза
Работаем вместе
Пусть будет жизнь любовью
Литература.
УМК «Русская словесность» Т.П.Чаплышкина, «Атамұра»,2010
«Русская словесность» методическое пособие.
«Русская словесность» дидактический материал
Б.Тулькибаева «Урок-педмастерская в 5 классе»
«Русский язык в казахстанской школе» №3 – 2009
Интернет – ресурсы:
http://interaktiveboard.ru/load/6-1-0-194