Открытый урок литературы О Уайльд. Соловей и роза


Учитель русского языка и литературы Тлеубаева Динара Амангельдиновна.
Школа –гимназия №3 г Костанай.Урок литературы
Тема:
О.Уайльд. «Соловей и Роза».
Цели урока: Создать коллобаративную среду, способствующую пониманию авторского замысла произведения.
1 Формировать умение определять авторскую идею и тему произведения; давать характеристику героям, расширять понятия отрицательного и положительного персонажа;
способствовать развитию умения анализировать содержание произведения, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки критического мышления;
Воспитательная цель
Интерес к предмету, воспитывать высокие нравственные качества, подвести детей к выводу: любовь – светлое чувство, чувство ответственности за близкого человека.
Метод: наглядный, частично-поисковый, методы критического мышления
( инсценирование, составление кластера, синквейна, работа в группах. Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг О.Уайльда.
Запись Бетховен « Лунная соната», трели соловья
ЛЮБОВЬ – ЭТО ….?
( это проблема урока)
Ход урока.
1 СТАДИЯ ВЫЗОВЫА
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке литературы. Сегодня у нас не обычный урок, а открытый. Другими словами, наши знания, мысли, наши чувства открыты присутствующим гостям. Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьезном, вечном. Как сделать нашу жизнь чуточку добрей, светлей, лучше? А поможет нам замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки «Соловей и роза»
Тема урока цель!!!
Изучая произведение «Соловей и роза», мы должны будем понять, о чем оно и зачем, с какой целью написано, а также разобраться в определении понятий добра и зла, охарактеризовать героев произведения и ответить на возникающие после прочтения вопросы.
Предлагаю вам отправиться в путешествие в «литературное прошлое», «в гости» к писателю.
А помогут нам 1 группа уч-ся.
А вот и сам писатель! «Более всего поражает в поэте его рост – несколько дюймов выше шести футов, - а затем темно – каштановые волосы до плеч…. В отличие от большинства англичан лицо у него не румяное, но скорее матовое, глаза не то голубые, не то светло – серые и отнюдь не мечтательные, как воображают некоторые его поклонники, но блестящие и быстрые…»
Будущий журналист.
-Скажите, многоуважаемый мистер Уайльд, вы учились в школе?
Писатель
-Конечно, когда мне исполнилось 10 лет, я стал учиться в Королевской школе, близ Дублина. Там я проучился 7 лет.
Журналист. Любили ли вы учиться?
Писатель.
-Да, я окончил школу с золотой медалью. Особенно я любил читать, изучать языки (немецкий, английский, греческий) и обыгрывать смешные сценки из школьной жизни. А далее я окончил колледж и Оксфордский университет.
Журналист:
- Скажите, сэр, а как вы стали писать сказки?
Писатель:
-Хороший вопрос. Моим учителем является сказочник Х.К.Андерсен. Именно его сказки читала мне мама в детстве. Когда я стал взрослым, сказки Андерсена стал читать своим детям. Мной издано два сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».
Журналист
-Мистер Оскар, учащиеся моего класса познакомились с вашей сказкой «Соловей и роза». О чем это произведение?
Писатель
-Свою позицию я выразил в произведении. Думаю, что на этот вопрос вы сможете ответить сами, если внимательно будете читать его.
Учитель. На этом наше виртуальное путешествие закончилось, Заинтригованные, мывозвращаемся в реальное время, прислушаемся к совету писателя.
11 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.
1)Актуализация знаний. Опережающее задание прочитать дома сказку
Задание. Хочу понять, все ли прочитали сказку?
Блиц – опрос.
1. Почему плачет Студент?
- студент плачет, потому что у него нет красной розы.
2. Зачем Студенту роза?
- роза нужна, чтобы подарить девушке.
3. Что будет, если Студент не подарит Розу девушке?
- Девушка не будет с ним танцевать.
- О чем просит соловей розу? Какая роза?
4. Что сделал Соловей, чтобы роза стала красной?
(Соловей пел песню и прижимал шип розы к сердцу.(Кровь соловья сделала розу красной. Он отдал свою жизнь, чтобы роза стала красной.Соловей совершает самоотверженный поступок, он жертвует собой ради любви.)
5. Как отнеслась девушка к подарку Студента?
6. Что сказал студент?
.Задание группе 2
Почему О. Уайльд назвал сказку «Соловей и роза», а не назвал «Студент и роза»
Ответы уч - ся:
Дальнейшая проверка знаний.
Индуктор. Составить ассоциативные ряды к словам, давшим название сказки
Соловей и Роза (ассоциации предлагают уч-ся).
Обмен словами. Работает весь класс
У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он (смотрел, уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень. ( Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс,уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.
Задание 3 группы
Исследование текста проводились по различным уровням
Тип речи повествование
Стиль художественный
Тема произведения о чем? Об отношении к любви
Основная мысль Любовь - высокое чувство, и ее надо заслужить.
Выразительные средства языка:
Эпитеты
Метафора
Повторы

Учитель: знакомимся с новым литературным термином
Антитеза. ТЕЗИС-утверждения, путем доказательств
-ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Вопрос. Примеры антитезы в сказке?
( герои, понятия к слове любовь)
ФИЗМИНУТКА!!!
Учитель: В день влюбленных надо говорить о любви
Вопрос: Давайте сравним, что говорят о любви Соловей и Студент
Студент Соловей
«Глупость- эта любовь. Вней нет пользы. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она непрактична» «Любовь – это чудо. Она драгоценнееизумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь в золото».
-Два и разные. Первая: Любовь – эта радость, чудо (Соловей)
- Любовь – это страдание, слёзы, глупость (Студент)
Запись в тетрадях:
Эгоизм бескорыстная дружба
лицемерие верность
предательство самоотверженность
Вопрос 1.Чьё мнение разделяете вы?
.2.Что вы вкладываете в понятие «любовь»?
Кластер!!! Каждая группа составляет свой кластер.
- Какие ассоциации (чувства) вызывает у вас это слово? (составление кластера под музыку Бетховена)
Проблема урока : Любовь – это … ЭПИГРАФ!!!!!
Запись в тетрадях. 1йт Тезис урока
Учитель Любовь - высокое чувство, которое живет в человеческих сердцах и душах.
Тезис2.Любовь должна быть красивой и заслужить её нужно тоже красиво.
111 СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Вопрос. Достойны ли герои жертвы соловья.?А человек не увидел Красоту.)!!!!!Вопрос. - Что мешает видеть красоту людям?
Вопрос. Идея произведения прозвучала у 3 группы, что можно добавить и записать?
Вопрос. Какова авторская мысль? Записать
Автор призывает к чуткости, бескорыстью, самоотверженности. Сказка учит тому, что Любовь прекрасна, когда она достигает совершенства.
3 –й тезис урока. Сказка учит не быть предателем, эгоистом.
Эпиграф?
Заключительное слово учителя.
Прочитав сказку, мы задумываемся о том, как прекрасен Соловей, который не пожалел своей жизни ради Любви. Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, о чем мечтал. Его ценности - это любовь, самопожертвование, красота, действие. Он хотел ценой своей жизни помочь людям, узнать это счастье. Но человек оказался глух к прекрасному, в жизни, оказывается, другие ценности. Что же мешает людям увидеть Красоту? В сказке есть ответ на этот вопрос. Собственный эгоизм, нежелание думать и быть внимательным.
Студент остается наедине с пыльными книгами,
героиня - с дорогими каменьями,
а маленькая птичка становится бессмертной.
Самостоятельная работа
РЕФЛЕКСИЯ
Задание 1 -2 -3 группам:
Продолжи мысль:
Могу сказать, что это произведение…
Хочется понять…
Могу предположить, что …
синквейн1-2 ученикам
Студент соловей
Спасибо за урок.( выставление оценок )
Оценочная карта
№ Фамилия Готовность 1задание 2задание 3задание рефлексия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Оценочная шкала.
5 - от 40 -50баллов
4- от 30 до 40
3-от 20 -30
Домашнее задание: на выбор.
1.Нарисовать иллюстрацию к сказке.
2. О чем я задумался после чтения сказки?.
2. Интервью у родителей «Я тоже прочитал сказку…»
.