Статья Формирование нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Т. М. Окунева,воспитательг. Полысаево, Кемеровская обл.
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.В. Сухомлинский
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.
В проекте «Национальной доктрины образования в РФ» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития. Поэтому так важно формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Исходя из актуальности этого направления, в нашей детском саду уделяется большое внимание по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей.Целью нашей работы является формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
- закреплять духовно – нравственное отношение к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;
- развивать представление о России как о Родине.
Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей мы разделили на 4 тематических блока:
1. Блок «Я и моя семья»- Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду.
2. Блок «Малая родина» - Расширения представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любовь к своему городу.
3.Блок «Россия»- Знакомство детей с России, со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
4. Блок «Великая Отечественная Война» Именно события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснения того, какие обязанности по дому есть у ребенка.
Были проведены мероприятия: беседы, составление рассказов о семье, рисование семейного портрета, инсценировка сказки, на пример теремок на новый лад, совместные праздники. Создание семейного древа вместе с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Эти мероприятия способствовали сближению родителей с детьми, создавали радостную и бодрую атмосферу.
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. С 4-5 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.
Для ознакомления детей с родным городом, были проведены разнообразные мероприятия, способствующие расширению знаний воспитанию гордости за свою малую родину:
- прослушали литературно – музыкальную композицию «Есть добрый городок», автор - Т. Страхова;
- познакомились с историей создания флага, герба нашего города;
- провели беседы «Наш город - раньше и теперь», «Улицы любимого города», «Моя родная улица»;
- играли в дидактические игры «Профессии нашего города», «Городок», сюжетно – ролевые игры «Шахтер», «Строим город»;
- организовали семейные экскурсии в ДК «Родина», в парк имени «Горовца», на аллею «Молодоженов» и «Сквер Единый Кузбасс»;
- провели целевые прогулки в школу, библиотеку.
На закрепления изученного материала детям было предложено создать макет города, в процессе деятельности у детей расширились знания об истории родного города, сформировались умения работы в команде, наглядно-образное мышление, любознательность.
В тесном сотрудничестве с родителями собрали материалы и оформили альбомы: «Полысаево город надежд», «Шахтеры народ трудовой», «Наши земляки». Составили карту города, на которой обозначили улицы и достопримечательности города. В результате у воспитанников сформировалось умение свободно пользоваться иллюстративно-печатным материалом при решении познавательных и практических задач.
Итогом нашей работы стало создание «Мини музея города».
В процессе ознакомления с историей России использовали разнообразные формы работы с детьми, большое значение уделялось вниманию гордости за героическое прошлое нашей страны, воспитанию уважения к защитникам Отечества:
- подготовили презентацию «Города- герои»;
- прослушали гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Россия — священная наша держава»;
- провели беседы – о Родине, об армии, о защитниках Отечества;
- рассматривали иллюстраций «Военные сражения», «Боевые машины», «Обмундирование»;
- читали рассказы, повести и стихи о героях венных лет;
- оформили выставку рисунков «Я помню! Я горжусь!»;
- играли в сюжетно-ролевые игры «Военные учения», «Разведчики», «Военный госпиталь». Игры вызвали большой интерес не только у мальчиков, но и у девочек.
Во время прогулок дети играли в «Зарничку». Игра представляет собой имитацию боевых действий, во время игры дошкольники выполняли приказы командира по всем правилам воинского устава. В результате игры у детей проявилась находчивость, быстрота ориентации в пространстве.
Активное участие приняли родители воспитанников в создании экспозиций мини-музея в группе «Музей боевой славы». Совместными усилиями были оформлены альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Памятники и обелиски героям». Создали мини-библиотеку «Стихи, рассказы и повести о Великой отечественной войне», собрана коллекция «Музыка военных лет».
Проделанная работа повысила у родителей интерес к совместной деятельности, направленной на формирование у детей патриотических чувств.
Для родителей провели родительское собрание на тему: «Патриотическое нравственное воспитание детей в современном мире», анкетирование «Воспитание юных патриотов».
Результатом нашей деятельности стало то, что у детей расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны. У наших воспитанников формируются патриотические чувства, повысилась самооценка.
В дальнейшем планируем продолжить работу по данной проблеме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. В группе в перспективе создать уголок «Островок Патриотизма», где будут представлены все собранные нами в процессе работы материалы и альбомы.
Литература
1. Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы [Текст] / Л. Е. Белоусова. // Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 24 с.
2. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст]: материалы 2-й международной научной конференции / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С 48-50.
3. Князева, О. Л. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст]: программа учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2006. – 304 с.
4. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. П. Ушакова. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 48 с.