Формирование нравственно-патриотических чувств как важнейший аспект гражданского воспитания дошкольников
выступление на семинаре-практикуме
для молодых педагогов ДОУ
по работе с семьей
«Формирование нравственно-патриотических чувств как важнейший аспект гражданского воспитания дошкольников»
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, неполноценности или отчаяния и др.), в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как например, справедливость, любовь к Родине, толерантность к детям других национальностей.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредствами чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка, своеобразно установленным эстетическим, этическим требованиям общества.
Нравственное развитие ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступил нравственно.
На данном этапе развития нашего общества одним из актуальных проблем считается воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма молодого российского поколения. Еще Д.С. Лихачев подчеркивал: «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину».
Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
Обращение к проблемам нравственно-патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.
Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать, как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, быть ответственным уже в любом, пусть маленьком деле.
Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет, привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний, и у него наступит психологическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле».
Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
Сочувствовать – значит понимать мысли и чувства другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека, как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.
Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.
Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Прекрасному и благородному, они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется впоследствии самосознание, и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом случае, ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».
Понимая актуальность темы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, педагог должен определить для себя тему, цель и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель:
Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Задачи:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами);
вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны;
воспитывать любовь и уважение к людям труда;
развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям;
формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
В этом поможет методологическая основа: программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е.В. Котовой; программа приобщения ребёнка к социальному миру «Я — человек» С.А. Козловой; «Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду» Н.А. Ветлугиной; «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьевой; «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста» О.В. Солодянкиной; «Игротерапия общения» М.А. Панфиловой; рабочая программа «Я и мой край», разработанная Погореловой Л.Н., старшим воспитателем нашего ДОУ.
В духовно-нравственном воспитании помогут рабочие программы опытных педагогов края: Е.Г. Карасевой «Родник», Н.Е. Пигуновой «Лучик православия».
При отборе материала по нравственно-патриотическому воспитанию нужно учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Начиная работу по нравственно-патриотическому воспитанию, нужно обязательно определить для себя важный момент: педагог сам должен хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности родного края, района, станицы.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик. Высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, рабочие.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей. В другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлопкоробов и т.д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, палеховские мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.
Значит и вы, как педагоги, в первую очередь должны хорошо знать историю своей страны, края и станицы, обычаи, устои, людей – известных и не очень – обычных простых жителей. Поэтому, в первую очередь, нужно заняться изучением литературы по истории страны, края и станицы, собрать наглядный материал для показа детям, можно создать мини-музей по любой теме. Если взять отдельно нашу станицу, в ней есть краеведческий музей. С фотографиями, отражающими прошлое и настоящее станицы.
Организуя работу по вопросам нравственно-патриотического воспитания, можно опираться на такие виды деятельности как: проектная, игровая и художественно-продуктивная.
Вот наиболее приемлемые формы и методы работы с детьми.
Методы. Формирование у детей 5-6 лет нравственных качеств происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым. Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат. Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности: убеждение, доказательство; беседы, рассказы; обсуждение произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение;- методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; использование творческой игры; соревнование;
- методы поощрения и стимулирования нравственного поведения.
В старшей группе уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако, было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой страны, в которой они живут. И задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, магазинах… они всегда готовы помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов;
здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
каждый человек, любящий родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Для формирования у детей элементарных нравственных представлений важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Здесь помогут ролевые театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии коммуникативных умений и навыков. С детьми можно организовать проблемно-поисковую деятельность, создать условия для продуктивной деятельности (сбор материала для мини-музея «Русская изба», фотографий станицы Родниковской и др.).
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное нравственное чувство, понятие, необходимо использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Знакомство детей на материале сказок нужно проводить осторожно - ведь в сказках существует иногда совсем иная оценка действий героев. Устное народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств у ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, слепо следует усвоенным правилам поведения.
В детском саду нередко во время чтения художественной литературы решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Поэтому, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают:
как дружба помогает победить зло;
как добрые и миролюбивые побеждают;
что зло наказуемо.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица - умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.
Устное народное творчество я использую во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например,
Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.
Театрализованные занятия, с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.
Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
Игровые физкультурные занятия - используются народные игры и игры со сказочными героями.
Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, такие как «Прилетела осень на Кубань», «День матери», «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово», «Праздник Великой Пасхи» и др.
Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. Во время образовательной деятельности по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.
На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, а во время продуктивной деятельности готовят рождественские подарки.
На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей. Очень ими любимы и создают настоящее праздничное настроение.
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.
Для самостоятельной детской деятельности нужно создать условия для организации сюжетно-ролевых игр.
Центральным звеном в ознакомлении детей с родным краем становится центр краеведения, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа закреплять знания о родном городе, крае, стране.
В соответствие с этим нужна подборка материала о станице, включающего в себя как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике и замечательных людях. В центре - альбомы «Моя семья», «Моя улица», «Моя станица Родниковская», макет микрорайона детского сада, а также мини-музей «Русская изба». Самостоятельная игровая деятельность в этих центрах помогает детям использовать полученные знания на практике.
Ваша задача, как педагога, состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы нравственно-патриотического воспитания, активно привлекая к этому процессу родителей. Не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути! Цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать его.
Семья и детский сад – два педагогических феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Опыт работы показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей, проявляют искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
воспитатель
Быковская Светлана Александровна