Mass Media: Good or Bad?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 47 г. ИРКУТСКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ »
Автор: КОДУБЕЦ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА,
к.п.н, учитель английского языка
МАОУ ЦО № 47
г. Иркутск
2015
содержание
Пояснительная записка.................3
Программа формирования медиаобразованности учащихся на занятиях английского языка.........................................................................11
Блок I. Вводно-установочный11
Тема 1. Медиаобразованность как качество личности современного учащегося..11
Тема 2. Гипертекст и его роль в учебном процессе в образовательном учреждении.12
Блок II. Теоретико-технологический....12
Тема1. Массовая коммуникация и общество ..12
Тема 2. Значения и смыслы информационных сообщений ....13
Тема 3. Медиа, медиакультура и их роль в развитии личности.13
Тема 4. Информационные ресурсы сети Интернет ..14
Тема 5. СМК и учебная деятельность учащихся...14
Блок III.Проектировочно-методический.....14
Тема: Творческое задание медиаобразовательной направленности как результат медиаобразовательных занятий.15
Ориентировочная диагностическая программа изучения медиаобразованности учащихся..16
Содержание диагностических актов изучения уровня медиаобразованности учащихся..21
Список литературы.....27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность исследования. В условиях новых социальных реалий в России и мире, интенсивного увеличения объема информации особую роль приобретает подготовка обучающихся, способных решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Жизнь в условиях поликультурного общества выдвигает повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству.
Кардинальные изменения в политической, экономической, социальной, культурной, информационной жизни нашей страны обусловливают новую педагогическую ситуацию, требующую включения медиаобразования в теорию и технологию осуществления педагогического процесса.
Актуальность проблемы подтверждается приданием медиа-образованию в России официального статуса, что обозначилось регистрацией новой специализации «Медиаобразование».
Медиаобразование позволяет радикально повысить эффективность и качество подготовки обучающегося, способного в дальнейшем выступать активным деятелем собственного становления и развития.
Медиаобразование рассматривается нами как педагогическое явление и представляет собой процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации.
Результатом медиаобразования ученика является медиаобразованность, рассматриваемая нами как значимое качество личности современного ученика, которое влияет на источники развития образования и формирования личности, на выбор стратегии и тактики деятельности.
На наш взгляд, именно такое качество, как медиаобразованность, создает целостность личности современного, востребованного обществом ученика. Медиаобразованность – объективная, всеобщая, принципиально новая характеристика личности обучающегося, представляющая собой сложное социально-психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности, включающее в себя жизненный опыт, специфику сознания, чувств, поведения. Субъективно-объективная связь личности с окружающей действительностью отражается в единстве медиазнаний, умений и ценностного отношения, составляющих сущность медиаобразованности (значимого качества личности).
Медиаобразованность – это принципиально новая характеристика личности, рассматриваемая как существенная определенность человека, благодаря которой он является именно этим, а не иным.
Анализ научных публикаций и педагогического опыта свидетельствует, что существует несоответствие между необходимостью формирования медиаобразованности обучающихся в условиях информационного общества и реальным состоянием практической подготовки учеников в области образования. Поиск путей разрешения данного противоречия, требующий выявления и проверки научно-обоснованных педагогических условий эффективной организации процесса формирования медиаобразованности обучающихся, составляет проблему исследования.
Объектом исследования является педагогический процесс в школе.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования медиаобразованности обучающихся в школе.
Цель – Медиаобразованная личность учащегося.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования медиаобразованности обучающихся в школе, эффективно влияющие на степень медиаобразованности личности.
Гипотеза: формирование медиаобразованности обучающихся будет успешным, если
разработано и реализовано примерное содержание формирования медиаобразованности обучающихся, включающее конкретный объем и характер знаний и умений;
ведущей (по назначению и временному фактору) формой организации уроков является педагогическая студия, которая позволяет изучать педагогические проблемы во взаимодействии и взаимопроникновении их теоретического, технологического и методического аспектов;
разработаны критерии и используются диагностические методики по выявлению результативности формирования медиаобразованности у обучающихся.
Сформулированные объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов:
Проанализировать в психолого-педагогических исследованиях проблему медиаобразования и теоретически обосновать необходимость формирования медиаобразованности обучающихся, выявить сущность медиаобразованности.
Теоретически обосновать педагогические условия формирования медиаобразованности, являющиеся основой авторской модели организации педагогического процесса в школе по формированию медиаобразованности обучающихся.
Разработать критерии, диагностические методики по выявлению результативности формирования медиаобразованности обучающихся.
Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность выделенных педагогических условий формирования медиаобразованности обучающихся.
Теоретико-методологическую основу составляют системно-деятельностный подход, идеи о всестороннем гармоничном развитии личности, о воздействии СМК на сознание и поведение человека, о роли и месте медиаобразования в педагогическом процессе.
Исследование опирается на концептуальные идеи теории развития личности в деятельности, существующие подходы психологии восприятия (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, Б.М.Теплов и др.), ведущие идеи педагогов о проблемах формирования личности (А.И.Дулов, В.А.Сластенин, Т.А.Стефановская, В.А.Сухомлинский, М.И.Шилова и др.), российские и зарубежные исследования в области компьютеризации образования, в том числе использование гипертекста в педагогическом процессе (Е.Бевор, Б.С.Гершунский, Н.П.Петрова, Е.С.Полат, В.С.Токарева, Е.В.Якушина, Е.Н.Ястребцева и др.), по проблемам медиаобразования (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Л.А.Иванова, Р.Кьюби, Л.Мастерман, Н.П.Петрова, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, А.В.Шариков, Е.В.Якушина и др.).
Методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, социологической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование; анкетирование, беседы, опрос, интервьюирование, метод экспертных оценок, само- и взаимоанализ, наблюдение как метод качественного анализа процесса ориентирования учащихся в СМК; организация опытно-экспериментальной работы; качественный и количественный анализ результатов исследования; обобщение полученных данных.
База исследования: программа предназначена для учащихся 8-9 классов МАОУ ЦО № 47 г. Иркутска, рассчитана на 54 часа.
Научная новизна:
( Впервые «медиа-образованность» рассматривается как значимое качество личности современного ученика, которое влияет на источники развития образования и формирования личности, на выбор стратегии и тактики деятельности.
( Установлено внутреннее содержание медиаобразованности, выражающееся в единстве медиазнаний, умений и ценностного отношения к медиаобразованию в целом.
( Разработаны критерии и показатели сформированности медиаобразованности обучающихся.
( Определена цель и разработано примерное содержание медиаобразовательных уроков по формированию медиаобразованности учащихся, ведущим среди которых являются уроки, проводимые в форме «Педагогической студии».
( Разработана и реализована авторская модель организации процесса формирования медиаобразованности обучающихся, отличительной особенностью которой является включение учеников в конкретные виды деятельности по освоению и усвоению медиазнаний, умений, по изучению медиапроблем в единстве их теоретического, технологического, методического аспектов в рамках достаточно новой для школы формы организации уроков – педагогической студии.
Теоретическая значимость: получила дальнейшее развитие теория педагогического процесса в школе (содержание подготовки обучающегося может быть обогащено медиаобразовательными уроками); доказано, что в характеристику обучающегося возможно включение медиаобразованности как значимого качества личности, необходимого и ценностного в современных условиях развития образования.
Практическая значимость:
( создана «Программа формирования медиаобразованности учащихся»;
( разработаны конкретные методические алгоритмы проведения медиаобразовательных уроков, включающие в себя дидактический материал, СМК, систему упражнений, серии заданий;
создано «Диагностическое сопровождение программы изучения уровня медиаобразованности обучающихся»;
результаты исследования могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ.
Период глобальной реформации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к каждому современному ученику. В связи с тем, что медиаобразование выступает как компонент общекультурной подготовки обучающихся, организация педагогического процесса должна быть направлена на образование, развитие, формирование личности при помощи средств массовой информации и коммуникации. Не ставя перед собой задачу привития знаний и умений по ориентации в средствах информационных технологий, а также умений воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать информацию по каналам СМК (этим занимаются преподаватели информатики), учитель любой специальности направляет свою деятельность на формирование личностных качеств школьников, развитие у них избирательного отношения к информации, на изучение вопросов, связанных с последствиями воздействия СМК на психику. Работа с информацией является одной из ведущих форм в обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС. Учитель включает СМК в организацию целостного педагогического процесса.
Таким образом, под медиаобразованностью учащегося мы будем понимать совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом.
Изучение состояния практики основной общеобразовательной школы показывает несформированность у обучающихся такого качества, как медиаобразованность. Ученики не подготовлены к работе с информацией. Отсутствует целенаправленное педагогическое руководство формирования медиаобразованности обучающихся.
Проведенный нами анализ использования СМК в образовательном процессе школы показывает наличие разрыва между запросами практики и состоянием знаний и умений обучающихся по данной проблеме. Среди причин такого разрыва явно прослеживается игнорирование объективного воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности, последствий воздействия на психику. В свою очередь, деятельность современного учителя строится на нововведениях, способности организовывать педагогический процесс на основе СМК. Поэтому подготовка обучающихся к самостоятельной образовательной деятельности с использованием СМК является приоритетным направлением современного педагогического образования.
В практике работы образовательных учреждений существует ряд методик с предполагаемыми заданиями, применимыми для обучающихся школ, однако анализ литературы убеждает в том, что целостная модель формирования медиаобразованности обучающихся не разработана.
Проведенный нами анализ способствовал разработке авторской модели процесса формирования медиаобразованности обучающихся.
Авторская модель процесса формирования медиаобразованности обучающихся отражает цель; содержание; собственно технологический компонент; результат (рис. 1). В педагогическом плане разработанная модель представлена деятельностью субъекта и субъектов.
Исходными в разработке модели теоретическими положениями явились:
Сущность процесса формирования медиаобразованности обучающихся заключается в совокупности последовательных действий учителя и учеников с целью формирования конкретных медиазнаний, медиаумений, ценностного отношения к медиаобразованию у обучающихся под руководством учителя.
Цель (идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности) - медиаобразованная личность ученика.
Содержание - объем и характер медиазнаний, медиаумений, рассматривающиеся нами как необходимая база для формирования ценностного отношения к ним, к медиаобразованию в целом. Содержание представляется тремя блоками: вводно-установочным, теоретико-технологическим, проектировочно-методическим.
Системно-деятельностный подход является основой процесса формирования медиаобразованности учащегося, обеспечивает включение его в учебно-познавательную, познавательно-практическую, проектировочную деятельность. При этом ведущими принципами его организации являются: научность, связь теории с практикой, ориентация на субъект учебной деятельности.
Ключевой идеей, принятой при разработке модели, явилось признание зависимости эффективности формирования медиаобразованности как качества личности обучающегося от активности ученика как субъекта педагогического процесса.
Особенность организации процесса формирования медиаобразованности заключается в использовании особой формы взаимодействия с учащимися - педагогической студии.
Критериями определения эффективности сформированности медиаобразованности учащихся выступают: медиазнания, отличающиеся по уровням полнотой, шириной, глубиной; медиаумения, характеризующиеся по уровням самостоятельностью (т.е. совершаемые собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи); ценностное отношение к медиаобразованию в целом. Показатели медиаобразованности учащихся представлены на рис. 1.
:
Показателями критерия «медиазнания» мы определили знание закономерностей, форм и методов массовой коммуникации; основных закономерностей восприятия и понимания медиасообщений; объективности воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности; последствий воздействия на психику. Следует сразу сделать оговорку, что первые две группы знаний нас интересуют лишь в той мере, насколько они сформированы у обучающихся посредством изучения курса информатики и самообразования.
Показателями критерия «медиаумения» являются умения находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию; общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств; формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию; организовывать педагогический процесс на основе СМК. Выше сформулированная оговорка относится также к первым двум группам умений.
Показателями критерия «ценностное отношение к медиаобразованию» мы определили: осознание необходимости формирования медиаобразованности; переживание несоответствия своего уровня медиаобразованности определенным требованиям, нормам; потребность самосовершенствования в области медиаобразования.
Сформированность медиаобразованности у обучающихся проявляется во взаимосвязанных между собой уровнях: высоком, среднем и низком.
Общая схема (образец, вариант) описания процесса формирования медиаобразованности обучающихся представлена на рис. 1. Целью формирования медиаобразованности обучающегося является медиаобразованная личность. Содержание отражено в «Программе формирования меди-образованности обучающихся на занятиях английского языка» и представлено тремя блоками: вводно-установочным, теоретико-технологическим, проектировочно-методическим. Процесс формирования медиаобразованности обучающихся представлен в соответствии с содержанием серии уроков, организованных в традиционных формах работы с учащимися; в форме «Педагогической студии» и деловой игры «Заседание экспертного совета». При этом педагогическая студия является основной формой организации взаимодействия с обучающимися.
Выбор данной формы организации занятий обосновывается, во-первых, указанными выше психолого-педагогическими особенностями школьного возраста; во-вторых, тем, что педагогическая студия - это «учебное занятие, призванное решать комплекс задач: вооружать ученика на основе теоретических знаний практическими умениями, наделяющее его опытом до этапа самостоятельной работы»; в-третьих, педагогическая студия не часто используется в школьном обучении, а в организации медиаобразования обучающихся на занятиях английского языка, по данным литературных источников, совсем не используется.
Общая модель педагогической студии разрабатывалась Залекер О.П., Щурковой Н.Е. В ее структуру включены пять компонентов: пролог, этюд, экспликация, практикум, рефлексия.
В первой части (пролог) уделяется внимание психологическому настрою и интеллектуальной установке. Учителю важно создать на уроках атмосферу психологического комфорта, доброжелательности, раскрепощенности, что ведет к снятию у обучающихся физического и психологического дискомфорта, создает атмосферу взаимного доверия.
Во второй части (этюд) основное внимание уделяется педагогическому предъявлению феномена, изучающегося на уроке. К основным способам конструирования этюда Щуркова Н.Е. относит: ролевую игру, художественный образ, персоналии выдающихся личностей, рисунок, графическое изображение, видео- и аудиозаписи.
Экспликация - центральная часть занятия. Логика ее построения: обобщение фактов, определение понятий, формулировка суждений и умозаключений, выводов. Выстраивается экспликация при помощи вопросов: что? почему (зачем)? где? когда? как?
Практикум имеет своей целью формирование конкретных умений, опыта. Ведущей формой здесь выступает ролевое упражнение, однако предлагается использовать в этой части педагогической студии и «игровое воспроизведение реальной ситуации», и деловую игру, и «сценические иллюстрации по заготовленному тексту», и опытно-экспериментальную проверку отдельных положений (идей).
Рефлексия завершает каждое занятие: за короткое время осмысливается значимость проведенной работы для каждого участника.
Взяв за основу данную модель организации занятий в форме педагогической студии, мы разработали содержание, алгоритмы проведения уроков (конкретные упражнения, задания), а также методическое обеспечение к ним.
Таким образом, исходными теоретическими положениями в разработке модели явились: сущность процесса формирования медиаобразованности обучающихся; его цель и содержание; методологический подход, ведущие принципы, а также формы, методы, средства организации процесса формирования медиаобразованности обучающихся.
Таким образом, на основе анализа литературных источников, сущности
целостного педагогического процесса с точки зрения проблемы исследования была разработана принципиальная схема описания процесса формирования медиа-образованности обучающихся.
Результат (медиаобразованность учащегося) представлен через конкретные критерии и показатели сформированности данного качества личности.
Программа формирования медиаобразованности учащихся
Примерный план проведения медиа-образовательных
уроков по проблеме «Формирование медиа-образованности обучающихся на уроках английского языка» (8-9 класс)
Этап
Блок программы
Часы
Подготовитель-
ный
Вводно-установочный
1. Медиаобразованность как качество личности современного учащегося.
2. Гипертекст и его роль в учебном процессе в образовательном учреждении.
6
4
Основной
Теоретико-технологический
1. Массовая коммуникация и общество.
2. Значения и смыслы информационных сообщений.
3. Медиа, медиакультура и их роль в развитии личности.
4. Информационные ресурсы сети Интернет.
5. СМК и учебная деятельность учащихся.
8
8
8
8
8
Завершающий
Проектировочно-методический
Творческое задание медиаобразовательной направленности как результат медиаобразовательных занятий.
4
Цель программы: формирование медиаобразованности как личностного качества обучающегося.
Блок I. Вводно-установочный
Задачи:
развитие убежденности в необходимости формирования медиаобразованности;
выработка мотивации к овладению медиазнаниями, умениями;
формирование представлений у обучающихся о медиаобразовании как педагогическом явлении; о перспективах реализации медиаобразования в дальнейшей деятельности;
обогащение медиазнаний за счет изучения вопросов по использованию различных СМК в медиаобразовательных целях.
Примерное содержание:
Тема 1. Медиаобразованность как качество личности современного учащегося.
Модель современного ученика, медиаобразованность как ее составляющая. Понятие медиаобразования в документах ЮНЕСКО, справочной и научной педагогической литературе. Историческая справка по медиаобразованию. СМИ и СМК: общее и особенное. Сущность медиаобразованности как результата медиаобразования. Роль медиаобразованности в организации целостного педагогического процесса на уроках английского языка (общая характеристика).
По теме предусмотрено вводно-установочное занятие, практическое занятие.
Тема 2. Гипертекст и его роль в учебном процессе в образовательном учреждении.
Гипертекст как электронный документ: общая характеристика. Организация работы с гипертекстом (СМИ, СМК). Образовательный и воспитательный потенциал гипертекста в учебном процессе в образовательном учреждении. Избирательность и умение оценивать качество информации при работе с гипертекстом.
По теме предусмотрено самостоятельное изучение материала, практическое занятие, защит творческих работ.
Блок II. Теоретико-технологический
Задачи:
1) развитие у обучающихся медиазнаний, умений и ценностного отношения к медиаобразованию;
2) формирование умения использовать различные СМК в медиаобразовательных целях.
Примерное содержание:
Тема 1. Массовая коммуникация и общество
Основные понятия: массовая коммуникация; средства массовой коммуникации; медиавоздействие; субъект воздействия (коммуникант); объект воздействия (коммуникатор); медиавосприятие; ценностное отношение.
Ключевые профессиональные умения: находить информацию; воспринимать информацию, оценивать ее качество; понимать скрытый смысл информации; самостоятельно находить ошибки в получаемой информации; формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию; оценивать объективность воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности; понимать последствия воздействия информационных сообщений на психику.
СМК: газеты, журналы, книги, электронные издания.
СМИ и СМК: сущность, роль в жизни человека. Психолого-педагогическая проблема взаимодействия человека и СМК. Медиавоздействие («effects», «media effects»), медиавосприятие («mediation»). СМИ, СМК и манипулирование сознанием человека. Коммерческие цели СМИ. СМК и профессиональная информация.
По теме предусмотрено теоретическое и практическое занятие, самостоятельное изучение материала, защита творческой работы.
Тема 2. Значения и смыслы информационных сообщений
Основные понятия: параллельная школа, информационный кокон, медиа-текст, медиа-воздействие, медиа-восприятие, ценностное отношение.
Ключевые профессиональные умения: понимать цели коммуникации, направленность информационного потока, вычленять главное в информационном сообщении; воспринимать информацию; формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию; принимать личностную позицию по отношению к сообщению.
СМК: газеты, журналы, аудио-, видеовизуальные материалы; демонстрационные стенды и т.д.
Проблема «параллельной школы». Достоверная и недостоверная информация. Направления изучения информационных сообщений. Цели информационных сообщений, технология производства, специфика воздействия на человека. Информационный «кокон» человека. Различные формулировки и контексты заданий работы с информационными сообщениями. Рецензии и анонсы информационных сообщений.
По теме предусмотрено теоретическое занятие, самостоятельное изучение материала, практическое занятие, защита творческой работы.
Тема 3. Медиа, медиакультура и их роль в развитии личности
Основные понятия: медиа, медиаобразование, медиакультура, медиаискусства, СМИ, СМК.
Ключевые профессиональные умения: осуществлять методические приемы формирования медиаобразованности; формировать и обосновывать альтернативные взгляды; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему; вербальную информацию в визуальную знаковую систему; создавать медиаинформацию в различных формах; передавать медиаинформацию аудитории.
СМК: печатные издания, теле-, радиопередачи, компьютерные сети.
Медиаискусства («media arts»), медиакультура («media culture»): сущность, значение для развития личности. Сценарий медиатекстов. Визуальная информация - вербальная знаковая система. Вербальная информация - визуальная знаковая система. Создание медиатекстов как творческое задание, способствующее развитию познавательной активности обучающегося. Произведения медиакультуры, их возможности в формировании, развитии личности.
По теме предусмотрено теоретическое занятие, самостоятельное изучение материала, практическое занятие, защита творческой работы.
Тема 4. Информационные ресурсы сети Интернет.
Основные понятия: медиатекст, медиавосприятие, медиаискусства, медиакультура, информационные технологии.
Ключевые умения: целенаправленно находить нужную информацию,пользуясь поисковыми системами и каталогами; воспринимать информацию с экрана; понимать адресную направленность информации; создавать, сохранять и передавать информацию; использовать информацию в учебном процессе.
СМК: гипертекст, Интернет, компьютерные сети.
Информационные ресурсы сети Интернет: сущность, направленность, скорость передачи. «Футурошок» (А.Тоффлер) и физиолого-психологические возрастные особенности учащихся. Формы и методы использования сайтов, содержащих справочные материалы по образовательной тематике. Роль и место (в процессе обучения, во внеклассной деятельности) популярных поисковых систем: http:///www.yandex.ru; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Гипертекстовый формат: организация работы с ним в различных ситуациях взаимодействия с детьми. Творческие задания медиаобразовательной направленности как средство развития исследовательских умений школьников, расширение их образовательного поля, как вариант разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута.
Тема 5. СМК и учебная деятельность учащихся.
Основные понятия: медиаобразование, СМК, СМИ, коммуникатор, коммуникант.
Ключевые профессиональные умения: ставить и решать медиаобразовательные задачи; умение использовать информацию в учебных целях.
СМК: печатные издания, теле-, радиопередачи, электронные издания.
Роль СМК в учебном процессе. Усиление медиаобразовательной активности при изучении различных школьных дисциплин как средство подготовки школьников к жизни в информационном пространстве.
Блок III. Проектировочно-методический
Задачи:
1) выявить степень сформированности у обучающихся медиазнаний, умений и ценностного отношения к медиаобразованию;
закрепить и обогатить имеющийся уровень медиа-образованности;
3) закрепить интерес, ценностное отношение учеников к медиаобразованию как составляющей целостного педагогического процесса на уроках английского языка.
Примерное содержание:
Тема: Творческое задание медиаобразовательной направленности как результат медиаобразовательных занятий.
По теме предусмотрены медиаобразовательные уроки, групповые и индивидуальные консультации, деловая игра «Заседание экспертного совета».
Творческое задание медиаобразовательной направленности: содержание, формы его выполнения. Цель и критерии качества выполнения задания. Возможности переноса идеи выполнения и защиты творческих заданий медиа-образовательной направленности в условия общеобразовательной школы, условия и необходимое материальное, методическое обеспечение.
Задания общей медиаобразовательной направленности: написание и защита реферата, анализ произведения медиакультуры, презентация рисунка, графического изображения, медиатекста и др.
Задания по выявлению медиаумений (умение работать в сети Интернет; составление ориентировочного пути работы в сети, для нахождения информации по теме; подбор информации по конкретной теме»; формулировка заданий; определение и обоснование адресата информации; составление рецензии на конкретное информационное сообщение и др.
Ориентировочная диагностическая программа изучения медиаобразованности учащихся
Часть 1.
Ни одна учебная программа не может быть действенной, если не имеет своего диагностического сопровождения. Коррективы, дополнения, изменения могут быть внесены только при наличии конкретных критериев, показателей, по которым мы судим о результативности реализации программы, а также диагностических методик к ним. По определенным нами критериям и показателям медиаобразованности обучающихся мы разработали уровневые характеристики сформированности этого качества (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности
медиаобразованности учащихся
Уровни Критерии
Показатели по уровням
высокий
средний
низкий
Знания
Знает закономерности, формы и методы массовой коммуникации
На уровне понятий ориентируется в закономерностях, формах и методах массовой коммуникации
Имеет представление о закономерностях, формах и методах массовой коммуникации
Знает основные закономерности восприятия и понимания медиасообщений
На уровне понятий ориентируется в основных закономерностях восприятия и понимания медиасообщений
Имеет представление об основных закономерностях восприятия и понимания медиасообщений
Осознает воздействие СМК на образование, развитие и формирование личности
Слабо осознает воздействие СМК на образование, развитие и формирование личности
Имеет представление о воздействии СМК на образование, развитие и формирование личности
Осознает последствия воздействия СМК на психику
Слабо осознает последствия воздействия СМК на психику
Имеет представление о последствиях воздействия СМК на психику
Умения
Самостоятельно умеет находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию
С частичной помощью извне умеет находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию
С помощью извне находит, воспринимает, понимает, создает, сохраняет и передает различную информацию
Умеет общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
С частичной помощью извне умеет общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
С помощью извне общается на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
Самостоятельно формирует и обосновывает альтернативные взгляды на информацию
С частичной помощью извне формирует и обосновывает альтернативные взгляды на информацию
Только с помощью извне формирует и обосновывает альтернативные взгляды на информацию
Ценностное отношение к
медиаобразованию
Осознает необходимость формирования медиаобразованности как значимого качества личности.
Слабо осознает необходимость формирования медиаобразованности как значимого качества личности
Знает о необходимости формирования медиаобразованности как значимого качества личности
Переживает несоответствие своего уровня медиаобразованности определенным требованиям, нормам
В конкретных педагогических ситуациях переживает несоответствие своего уровня медиаобразованности определенным требованиям, нормам
Не переживает несоответствие своего уровня медиаобразованности определенным требованиям, нормам
Испытывает потребность самосовершенствования в области медиаобразования
Испытывает интерес к самосовершенствованию в области медиаобразования
Испытывает желание самосовершенствования в области медиаобразования
Уровень сформированности у обучающихся медиазнаний определялся при помощи анкетирования, бесед, само- и взаимооценки, письменного опроса, а также из соотношения между фактически усвоенными медиазнаниями и общим объемом этих знаний, подлежащих усвоению (см. часть 2).
Коэффициент усвоения медиазнаний вычислялся из соотношения:
M = K/V x 100%, где М – оценка успеваемости, K – фактический объем усвоенных знаний, V – полный объем усвоенных знаний. Показатель усвоения знаний может колебаться между 100% - полное усвоение знаний и 0 – полное отсутствие знаний.
Уровень медиаумений определялся при помощи методов наблюдения за практической деятельностью, само- и взаимоанализа, выполнения заданий прикладной направленности (см. Приложение № 1).
Уровень сформированности отношения к медиаобразованности как необходимому в современных условиях качеству личности обучающегося, (а, стало быть, и к медиаобразованию в целом) определялся при помощи интервьюирования, само- и взаимоанализа преподавателем хода и результатов деятельности, тестирования, анкетирования (см. Приложение № 1).
Для определения уровня сформированности медиаобразованности в целом мы производили вычисления из соотношения: E= S/V x 100 %, где E – уровень сформированности медиаобразованности; S – фактический объем усвоенных знаний, умений и проявление ценностного отношения к медиаобразованию; V - полный объем знаний и умений, подлежащих усвоению, а также проявление ценностного отношения к медиаобразованию.
Показатель медиаобразованности может колебаться от 0% – полное отсутствие знаний, умений и ценностного отношения до 100 % - полное овладение учеником медиазнаниями, умениями и ценностным отношением. При этом низкий уровень составляет 1/3 (0 % – 33 %) от 100 %; средний уровень составляет от 1/3 до 2/3 (34 % – 67 %); высокий от 2/3 до 1 (68 % - 100 %).
Методы изучения уровня медиаобразованности обучающихся расположены во времени (сроки определяются учителем). Формы фиксации данных, полученных в результате использования каждого метода (методики) фиксируются в таблицах. Эти формы подвижны в зависимости от цели и этапа диагностирования (табл. 2).
Таблица 2
Примерные сроки проведения диагностических актов по изучению медиаобразованности обучающихся.
Этапы диагностики
Задачи
Методы изучения
Форма фиксации данных
I.
Определение исходного состояния сформированности
медиаобразованности обучающихся
1. Анкетирование (прил. 1: № 8, 10, 11)
3. Беседа (прил. 1: № 1-5)
4. Интервью (прил. 1: № 6, 7)
5. Само- и взаимоанализ (прил. 1: № 14)
6. Само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- таблицы
- описательная характеристика
- диаграммы
II.
Определение промежуточных результатов по отдельным показателям
I. Знание закономерностей, форм и методов массовой коммуникации
- анкетирование (прил. 1:№ 8)
- беседа (прил. 1: №4)
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- письменный опрос (прил. 1: № 16)
2.Основных закономерностей восприятия и понимания медиасообщений
- анкетирование (прил. 1: № 8)
- беседа (прил. 1: № 2, 4)
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- письменный опрос (прил. 1: № 16-наблюдение
3- Объективности воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности
- анкетирование (прил. 1:№ 8)
- беседа (прил. 1: № 2, 4)
- письменный опрос (прил. 1: № 16
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- наблюдение
4. Последствий воздействия на психику
- беседа (прил. 1: №4)
-само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
-письменный опрос (прил. 1: № 16- наблюдение
- описательная характеристика
- таблицы
- диаграммы
II. Умение находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять, передавать информацию
- анкетирование (прил. 1: № 9, 10, 12)
- беседа (прил. 1: № 2, 3, 5)
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- само- и взаимоанализ (прил. 1: № 14)
- интервью (прил. 1: № 7)
- тестирование (прил. 1: № 13)
- наблюдение
- выполнение заданий
2. Общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
- анкетирование (прил. 1: № 9, 10, 12)
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- тестирование (прил. 1: № 13)
- наблюдение
- выполнение заданий
3. Формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию
- анкетирование (прил. 1: № 10)
- беседа (прил. 1: № 3)
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- само- и взаимоанализ (прил. 1: № 14)
- наблюдение
- описательная
характеристика
- таблицы
- диаграммы
III. Отношение к медиаобразованности (медиаобразованию в целом)
- анкетирование (прил.1:№ 11, 12)
- само- и взаимооценка (прил. 1: № 15)
- само- и взаимоанализ (прил. 1: № 14)
- интервью (прил. 1: № 6, 7)
- письменный опрос (прил. 1: № 16)
- наблюдение
- выполнение заданий
- описательная характеристика
- таблицы
- диаграммы
III.
Определение
результатов
апробации авторской
«Программы
формирования
медиаобразованности
обучающихся на уроках английского языка»
1. Анкетирование (прил. 1: №8-12)
2. Тестирование (прил. 1: № 13)
3. Беседа (прил. 1: №1-5)
4. Интервью (прил. 1: № 6. 7)
5. Само- и взаимоанализ (прил. 1: № 14)
6. Само и взаимооценка (прил. 1: № 15
- таблицы
- описательная
характеристика
- диаграммы
Сравнительный анализ данных на начало и конец занятий.
Формулировка выводов. Разработка рекомендаций.
- таблицы
- описание результатов
- диаграммы
Часть 2.
Содержание диагностических актов изучения уровня медиаобразованности учащихся *
Примерные вопросы для беседы:
№ 1
Цель: выявление информационной сферы обучающегося.
Ответьте на вопросы:
Какая информация Вас интересует больше всего?
Какие вопросы Вы задали бы человеку, который знает все?
На какие вопросы Вы могли бы ответить сами?
№ 2
Ответьте на следующие вопросы:
Какие средства массовой коммуникации Вы предпочитаете?
Какая информация для Вас наиболее интересна? Почему?
Какая информация запомнилась? Почему?
Может ли автор исказить информацию, содержащуюся в сети Интернет (телепередаче, статье и т.д.)? Если да, то как и для чего это делается?
№ 3
Цель: выявление умений обучающихся работать с информацией.
1. Назовите, какую полезную информацию Вы получили, пользуясь СМК?
2. Как часто Вы используйте СМК для нахождения необходимой информации?
3. Часто ли Вы используете гипертекст для нахождения необходимой информации?
4. Назовите информацию, которая привлекает Ваше внимание?
5. Вся ли информация Вам понятна? Если нет, приведите примеры.
6. Как Вы выбираете из всех информационных потоков те, которые Вам действительно необходимы?
№ 4
Цель: выявление медиазнаний обучающихся.
Отвечая на вопросы, постарайтесь дать объяснение.
1. Влияют ли СМК на расширение Вашего кругозора?
2. Оказывают ли СМК влияние на психику?
3. Знаете ли Вы закономерности формы и методы массовой коммуникации?
4. Известны ли Вам основные закономерности восприятия и понимания медиасообщений?
№ 5
Цель: выявление медиаумений.
1. Из своего личного опыта приведите примеры, указывающие на то, какие медиаумения, в какой ситуации, где Вы применяли:
-
Примерные вопросы для интервью:
№ 6
Цель: выявление отношения обучающихся к информации, получаемой при работе с СМК.
1. Какое умение, по Вашему мнению, наиболее важно при работе с гипертекстом, если учесть возрастающий поток информации?
2.Какое соотношение объема и качества информации, содержащейся в СМК, насколько оно правильно? Ответ обоснуйте.
3.Насколько правомерны различные оценки одной и той же информации? Ответ обоснуйте.
4.Есть ли отличие в содержании материалов СМК, от материала, предлагаемого Вам в школе?
№ 7
Цель: анализ уровня подготовки в области медиаобразования обучающихся.
1. Для чего Вам необходимо медиаобразование?
2. Какие медиаумения Вы можете назвать?
3. Какие медиазнания необходимы обучающимся, для лучшего
понимания ими нового учебного материала?
Анкетирование:
№ 8
Цель: выявление медиазнаний обучающихся.
Выберите ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы (если Вы отвечаете «да», подчеркните это слово и объясните, что означает соответствующий термин или выражение; при ответе «нет», нужно подчеркнуть слово «нет» и попробовать объяснить, что бы это могло означать).
Знаете ли Вы, что такое:
1. Медиаобразование? (да\нет)
2. Медиаобразованность? (да/нет)
3. Средства массовой информации? (да/нет)
4. Средства массовой коммуникации? (да\нет)
5. Формы массовой коммуникации? (да\нет)
6. Гипертекст и его возможности в медиаобразовании? (да\нет)
№ 9
Цель: выявление сформированности медиаумений.
Умеете ли ВЫ: Да Нет
-понимать задания в разных формулировках
-находить требуемую информацию, используя гипертекст
-пользоваться поисковыми системами
-систематизировать информацию по заданным признакам
-определять, кому адресована информация
-в чем ее скрытый смысл
-из большого текста делать маленький
-из краткого текста делать большой
-аргументировать собственные высказывания
-находить ошибки в получаемой информации
-исправлять их
-вычленять главное
№ 10
Цель: выявление медиаумений учащихся.
Умеете ли Вы:
1) работать с информацией, а именно:
находить,
воспринимать,
понимать,
создавать,
сохранять,
передавать;
2) общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
3) формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию.
№ 11
Цель: выявление отношений обучающихся к медиаобразованию.
1.Считаете ли Вы необходимым учителю использовать СМК на уроке?
-Если «Да», то как?
-Если «Нет», почему?
2. В чем Вы видите положительные и отрицательные стороны использования СМК? Ответ аргументируйте.
4.Какие, по Вашему мнению, умения работы с информацией, необходимо формировать у обучающихся, учителей?
Назовите их:
-
-
5. Считаете ли Вы необходимым использование гипертекста?
-Если «Да», с какой целью?
-Если «Нет», почему?
6. Испытываете ли Вы затруднения при работе с гипертекстом? Какие затруднения? Чем это вызвано?
№ 12
Цель: выявление использования информации из Интернета.
Использовали ли Вы раньше Интернет?
Помогает ли Вам информация, полученная из Интернета?
Достаточно ли Вам этой информации?
Возникает ли желание узнать больше?
Интересно ли Вам работать с гипертекстом?
Какими медиаобразовательными возможностями обладает гипертекст?
Какие медиаумения можно развить при работе с гипертекстом?
Тестирование:
№ 13
Цель: Выявление умений находить информацию.
1. Вам встретилось незнакомое слово. Что Вам необходимо сделать, чтобы узнать об этом слове как можно больше:
- спросить у соседа
спросить у учителя
обратиться к электронной энциклопедии, словарю
(ваш вариант)
2. Что, по Вашему мнению, значит "Узнать о слове больше?"
как оно пишется
что означает
(ваш вариант)
Вам необходимо самостоятельно найти необходимую информацию. Что Вы сделаете?
спросите у знакомых
будете вспоминать, что Вы об этом читали или слышали
воспользуйтесь информацией, содержащейся в СМК
(ваш вариант)
Вы работайте с гипертекстом. Сумеете ли Вы самостоятельно найти необходимую информацию? Что будете делать?
обратитесь за помощью к учителю
откажетесь от задуманного
самостоятельно сумеете найти необходимое.
(ваш вариант)
По каким признакам Вы определите, что именно эта информация Вам необходима?
по содержанию
по иллюстрациям
Примерные вопросы для само- и взаимоанализа обучающихся:
№ 14
При положительном ответе на заданный вопрос, постарайтесь объяснить для чего Вам это необходимо.
Хотите ли Вы:
1. Сформировать у себя критическое мышление?
2. Развить свои коммуникационные способности?
3. Научиться использовать гипертекст как средство медиаобразования?
4. Целенаправленно находить необходимую информацию?
5. Научиться выражать и доказывать свои впечатления и мнения при обсуждении этой информации?
6. Выработать умение производить избирательность необходимой информации?
7. Критически осмысливать информацию, с дальнейшим ее использованием?
8. Формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию?
Примерные вопросы для само- и взаимооценки обучающихся:
№ 15
При положительном ответе на заданный вопрос, постарайтесь объяснить для чего Вам это необходимо.
1. Знаете ли Вы:
- закономерности, формы и методы массовой коммуникации;
- основные закономерности восприятия и понимания медиасообщений;
- объективность воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности;
- последствия воздействия на психику;
2. Умеете ли Вы:
- находить,
- воспринимать,
- понимать,
- сохранять,
- передавать информацию;
- общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
- формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию;
3. Испытываете ли Вы потребность самосовершенствования в области медиаобразования?
4. Переживаете ли Вы несоответствие уровня медиаобразованности определенным требованиям, нормам?
5. Осознаете ли Вы необходимость формирования медиаобразованности?
Примерны вопросы для письменного опроса
№ 16
1. Знакомы ли Вы с закономерностями, формами и методами массовой коммуникации?
2. Как Вы понимаете основные закономерности восприятия и понимания медиасообщений?
3. Понимаете ли Вы объективность воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности?
4. Осознаете ли Вы последствия воздействия на психику?
Список литературы
Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. - 2001. - № 4.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиа-образования интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании.-1998.-№ 3.
Змановская (Кодубец) Н.В. Практикум по формированию медиа-образованности учителя. Методические рекомендации. - Иркутск, 2002. -53 с.
Иванова Л.А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): Автореф. Дис. ... канд. пед. наук.- Иркутск: ИГЛУ, 1999.- 24 с.
Медиа-образование, интегрированное с базовым: Опыт работы школ округа / Сост. A.M. Константинова, В.А. Белова. -М.: УМЦ ЮОУО, 2000.- 75 с.
Медиа-образование, интегрированное с базовым: Опыт экспериментально-исследовательской работы коллектива школы № 858 / Под ред. А.А.Журина.- М.: ЮУМЦ, 2001.- 236 с.
Петрова Н.П. Разработка образовательной технологии «Компьютерная анимация как средство медиа-образования»: Автореф. Дис. ...канд. пед. наук.- М., 1995.- 14 с.
Стефановская Т.А. Урок в новом формате как инновационное средство воспитания // [Электронный ресурс]. Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык», № 1, 2014. – 12 с.
Токарева B.C. Гипертекстовые технологии в обучении.- М.: НИИВО, 1994.-37 с.
Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников. - М.: SVR-Apryc, 1995. - 224 с.
Федоров А.В. Медиа-образование: история, теория и методика / А.В.Федоров.- Ростов: ЦВВР, 1997.-708 с.
Федоров А.В. Терминология медиа-образования // Искусство и образование.-2000.-№ 2.
Шариков А.В. Концепция медиа-образования во второй ступени средней образовательной школы / А.В.Шариков.-М.: Академия педагогических наук СССР, 1991.-23 с.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 2001, - 250 с.
Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук.- М., 2002.- 20 с.
* Некоторые виды вопросов заимствованы. См.: Медиаобразование интегрированное с базовым. Опыт организации экспериментально-исследовательской работы коллектива школы/ Под ред. Л.С.Зазнобиной.-М., 1999
13PAGE 15
13PAGE 14515
рис. 1. Схема авторской модели процесса формирования
медиаобразованности учащихся.
ценностное отношение к медиаобразованию
Медиа-
образованность
умения
знания
осознание необходимости формирования меди-образованности
переживание несоответствия своего уровня медиаобразованности определенным требованиям, нормам
потребность самосовершенствования в области медиаобразования
последствий
воздействия на психику
объективности воздействия СМК на образование, развитие и формирование личности
основных закономерностей восприятия и понимания
медиа-сообщений
закономерностей, форм и методов массовой коммуникации
общаться на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
формировать и обосновывать альтернативные взгляды на информацию
находить, воспринимать, понимать, создавать, сохранять и передавать различную информацию
Формы, методы
Выполнение творческих заданий. Деловая игра: «Заседание экспертного совета»
Педагогическая студия
Теория;
практические занятия
Основное средство
III. Проектировочно-методический блок
II. Теоретико-технологический блок
I. Вводно-установочный блок
Содер-жание
Цель: медиаобразованная личность учащегося
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7-ђЗаголовок 8Заголовок 915