Эссе Моё призвание — учитель
Министерство образования республики Саха (Якутия)
МКУ «Управление образования МО «Намский улус»»
МБОУ «Кобяконская СОШ»
Мое призвание учитель начальных классов
(эссе)
Васильевой Елены Александровны,
учителя 4-го класса
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель…» (Л. Толстой)
Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. В наступившем году
исполняется семь лет со дня моего окончания школы. И вот недавно мы,
одноклассники, поздравили нашу первую учительницу Неустроеву Татьяну
Герасимовну за то, что она открыла нам путь к знаниям.
Наша Татьяна Герасимовна – необыкновенный человек, она умела увлекать
на своих уроках всех – не только прилежных и успевающих, но и
троечников, и порядочных шалунишек. На мой взгляд, настоящий учитель
– это тот, кто обладает силой воздействия на своих учеников, умением
внушить им не только интерес, но и любовь к учебным предметам,
и при этом всему классу. Я считаю это основным качеством человека,
который выбрал себе профессию – учитель. Говорю об этом, основываясь не
только на детских воспоминаниях, но и встретив, своих коллег, свой первый
учительский коллектив. Моя первая учительница Татьяна Герасимовна
всегда была для меня примером, идеалом и сейчас я стремлюсь быть
похожей на неё. Помню тот момент и взгляд, с каким доверием Татьяна
Герасимовна посмотрела на меня, когда услышала, что я хочу стать учителем
как она. Иногда думаю: «Оправдала ли я её доверие, состоялась ли, как
учитель?». Хочется сказать: «Да», несмотря на очень трудное объяснение…
Я родом из маленького наслега Эмис Амгинского района, который известен
своей красивой природой, богатой историей, талантливыми людьми. В нашей
школе над дверью висели портреты писателей Владимира Михайловича
Новикова – Куннук-Уурастыырап, великого олонхосута Тимофея
Васильевича Захарова – Чээбий, Екатерины Захаровой – Саха Куорэгэйэ.
Именно гордость за своих знаменитых земляков зажгла во мне искру,
которая даёт стремление зажечь своих учеников. Одних абсолютных знаний,
на мой взгляд, для этого мало. Нужно именно гореть!
К сожалению, не всегда знание предмета и любовь к нему совпадают. А ведь
дети непосредственные, они не терпят формалистов. Бывают знания
абсолютные, но формальные. А формальное отношение к делу, вряд ли кого-
нибудь может зажечь. Мои учителя Т.Г. Неустроева, А.Н. Гаврильева, А.А.
Кириллина, Н.Е. Захаров, А.А. Михайлов, С.С. Нестерева, Д.В. Захарова,
У.У. Захарова, М.В. Неустроева, Л.Н. Иванова, как раз и запомнились мне
на всю жизнь отсутствием формального отношения к своим предметам.
Современное российское общество создает все условия для развития
полноценной человеческой личности. Новый закон об образовании
открывает новую страницу истории развития школы. И, конечно,
ответственность первого учителя, его роль в воспитании тех, кому суждено
развивать информационное общество, повышается. Мне, как учителю
начальных классов, возложена ответственность за будущее моих учеников,
ответственность перед своими маленькими школьниками.
Я учу своих младших школьников всему, проявляя особо удивительное
терпение. Склоняясь над каждым учеником, показываю, как нужно
правильно держать ручку, а потом с увлечением объясняю им, непонятные
слова. Думаю сейчас об этом и удивляюсь: как быстро проходит время, моивтороклашки стали чуть взрослее. Сложность учителя начального класса
в том, чтобы найти путь к каждому маленькому человеку и проложить ее для
развития способностей, заложенных в каждом ребенке. На своих уроках я
пользуюсь методикой развивающего обучения. На каждом уроке, в каждой
беседе ребята наперебой высказывают свои мысли, смелые суждения,
обоснованные сомнения... А ведь каждое такое, мгновенное озарение может
стать той первой искоркой, из которой возгорится пламя творческого поиска.
Учащиеся могут самостоятельно постигать знания. Вот поднимается рука
Егорки, спокойного, вдумчивого мальчика, который опровергает
рассуждение своего друга Антона о том, что к слову «жадный» синонимом
является слово «корыстный». Вот так дети, мои ученики уверенно начинают
высказывать свои мысли. Учить детей мыслить вслух с самого первого дня
учения – один из принципов моей методики. Отсюда начинается развитие
речи, мысли, и не только, но еще и чувства ответственности перед
одноклассниками и самим собой за свои слова и действия, самооценки и
саморегуляции учебно- познавательной деятельности. Ежедневно, организуя
урок, работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы
каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. То есть, стараюсь, чтобы
мои четвероклассники чувствовали себя внутренне комфортно, настроились
к занятиям радостно, уверенностью своим возможностям. Для меня это
особенно важно. Я поддерживаю ученика, потерпевшего неудачу,
подбадриваю его, обязательно хвалю даже за незначительное продвижение
вперед. Мое призвание учитель, и это обязывает меня многому…
Я имею дело с сугубо душевной сферой жизни ребенка, мои ученики
безгранично доверяют мне. И это переполняет мои чувства ответственности
за радость, за их веру мне. Быть учителем младших классов требует
универсализма: мы имеем некоторую особенность…
Отличаемся энциклопедичностью, определенностью и ясностью, тем более
если ты живешь и работаешь в сельской местности, отдаленной от центра.
От нас весь наслег требует пример служения обществу. Это значит, мы
привыкли к жизни простой, суровой, без всяких развлечений, но к жизни
с природой, аккуратной, честной и в высшей степени деятельной. Высшая
степень деятельности проявляется во всех сферах жизни наслега. Я со своими
детьми, родителями участвуем в различных конкурсах, соревнованиях,
творческих выставках, в улусных, региональных, российских олимпиадах.
Без нашего участия не обходится ни одно мероприятие в наслеге. Моя
сельская учительская жизнь «бьет ключом». И я, ни в секунду не жалею, что
выбрала почетную профессию – учитель, а именно учителя начальных
классов. Я вижу в своей области работы не науку, а искусство. И убеждена,
что в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно
необходимо узнать педагогам, берущимся за практику воспитания и учения.
Меня очень волнует судьба каждого моего ученика, и я хочу видеть их
в будущем, как состоявшихся, нашедших свой жизненный путь людей.
И я, мечтаю, чтобы мои четвероклассники, встретив меня когда-нибудь,
произнесли слова: « Вы, моя первая учительница…».
Свое эссе хочу закончить словами китайского философа и древнего
мыслителя Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть
учителем» и «Учитель ученик растут вместе».