Программа внеурочной деятельности Безопасная дорога детства


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по правилам дорожного движения
«Безопасная дорога детства»
Направление внеурочной деятельности:
социальное
для обучающихся 3-4 классов
срок реализации 2014 -2016 уч.г.
учитель Миронова Ольга Александровна
первая квалификационная категория
уровень: общеобразовательный
пгт. Приобье2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
I. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3
Актуальность и необходимость программы……………………………
II. Цель программы …………………………………………………… 6
Целевые параметры ……………………………………………………..
2.2 Задачи программы……………………………………………………….
III. Отличительные особенности данной программы…………………………. 7
3.1 Основной педагогический принцип работы ………………………….
3.2 Психологическое обеспечение программы…………………………….
IV. Основные направления реализации программы и ценностные ориентиры 10
V. Содержание обучения …………………………………………………... 10
5.1 Таблица тематического распределения количества часов……………
VI. Механизм реализации программы……………………………………….. 14
VII. Планируемые результаты……………………………………………… 15
7.1.Способы фиксации результатов………………………………………
VIII. Список использованной и рекомендуемой учебно-методической литературы и материально – технического обеспечения занятий внеурочной деятельностью 20
IX. Приложение …………………………………………………………… 23
Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для обучающихся 3-4 классов составлена на основе Правил дорожного движения, а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений I – VIII классов 2005 г., Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения 1992г. и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5);Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. №889.
Приказа о внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.09.2008 № 814 «Об организации работы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по предупреждению причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет»
Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МКОУ « ПСОШ » на 2015-2016 учебный год.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: соблюдение правил поведения на дорогах и здоровый образ жизни. В связи с введением ФГОС особое место занимает внеурочная деятельность младшего школьника. Сфера дополнительного образования в школе играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Поэтому в рамках окружной программы создания экспериментальных школьных площадок и набора первых классов начальной школы по апробации Новых образовательных стандартов и была разработана данная программа. Программа является модифицированной, в основе её положена Примерная программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторская программа начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Предлагаемая программа построена с учетом дидактических принципов. Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умении обеспечить себе и окружающим безопасность на дорогах.
Данная Программа направлена на дальнейшее формирование гражданского сознания как важнейшей ценности, одной из духовно-нравственного единства общества.
Актуальность и необходимость программы
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Ежегодно на дорогах страны гибнет большое количество маленьких пешеходов. Статистика дорожно-транспортных происшествий по Октябрьскому району за последние годы показывает, что количество нарушений на дорогах только растёт. При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Изучив проблему дорожно-транспортного травматизма с детьми и увидев актуальность данной темы, поняла необходимость создания программы для ознакомления детей с правилами дорожного движения и применения их на практике. Основанием для проведения занятий по правилам дорожного движения, целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Безопасная дорога детства». Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна программа.

II. Цель программы
Формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
2.2 Целевые параметры:
относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
2.3 Задачи программы:
Образовательные: приобретение определенных знаний, умений, способствующих к безопасному поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях дорожного движения;
Воспитательные: формировать мотивацию к безопасному поведению на дорогах и улицах; навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Развивающие: развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; формировать потребности в обеспечении физического и психического саморазвития; личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

III. Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия строятся так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. Обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).
Содержание  программы, а также используемые форм и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить в практической деятельности. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии и организационные формы интегрированных уроков различны: это урок-встреча, урок-исследование,урок-экскурсия, урок-практикум. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические занятия, встречи с сотрудниками ГИБДД, экскурсии, тренинги. Для подготовки и проведения занятий и экскурсий привлекаются общественные автоинспектора, сотрудники автоинспекции, водители транспорта (родители).
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
Направление деятельности:
Формы проведения занятий (соответствуют возрастным особенностям младших школьников) занимательные беседы
исследование;
игра;
соревнование;
анкетирование;
наблюдение;
конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений
экскурсия;
викторина;
родительские собрания
встречи со специалистами (инспектором ГИБДД, педиатром)
Место проведения занятий учебный кабинет;
автогородок при школе;
пришкольная территория
Виды деятельности - познавательная деятельность;
- художественная деятельность;
- спортивная деятельность;
- общественная деятельность;
- ценностно-ориентационная деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- игровая деятельность;
- совместная деятельность
- речевая деятельность;
- предметная деятельность
- групповая деятельность.
3.1.Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагога.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
В данной программе планируется использование современных педагогических технологий:
игровые технологии,
технология сотрудничества,
технология системно-деятельностного подхода,
проектные технологии.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: мультимедийная установка, видеокассеты, презентации, автогородок.
3.2 Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
применение индивидуальных, групповых форм обучения;
формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
применение знаний обучающимися в различных ситуациях на дороге и улице.

IV. Основные направления реализации программы
и ценностные ориентиры
Рабочая программа по правилам дорожного движения «Безопасная дорога детства»:
предназначена для работы с обучающимися 3 -4 классов
1 занятие в неделю– 34 часа в год;
направлена на формирование у младших школьников элементарных знаний о правилах поведения на дороге, безопасного и самостоятельного передвижение по улицам и дорогам, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
Методически занятия являются продолжением курса «Окружающий мир».
«Окружающий мир» решает задачи развития познавательной сферы.
«Безопасная дорога детства» решает задачи по формированию знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные ситуации на дорогах и в случае их наступления правильно действовать.
Сроки реализации программы: данная образовательная программа рассчитана на два года и будет реализована в 2014-2016 учебном году.
V. Содержание обучения
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу обучающихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Обучающихся имеют отдельную рабочую тетрадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий, экскурсий,бесед привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
5.1 Таблица тематического распределения количества часов
3 класс
№ п/п Разделы,темы Количество часов Вид деятельности
Теоретич. ПрактичДетский дорожно-транспортный травматизм 7ч 1 Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?»
Игра «Безопасное колесо» (1 тур) 1
2 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. 1 3 Причины ДТП (Выступление сотрудника ГИБДД) 1 4 Навыки безопасного поведения пешеходов 1 5 Выступление перед первоклассниками «Мы за безопасность на дорогах» 1
6 Экскурсия «Безопасный путь домой» 1
7 Практические занятие и игры «Я – пешеход» (автогородок школы) 1
Кто следит за порядком на дорогах? 10ч 8 Наши верные друзья на улицах и дорогах. Экскурсия в ГИБДД 1
9 Перекрестки и их виды. Дорожная разметка 1 10-11 Сигналы регулирования дорожного движения 2 12 Игра «Регулировщик» 1
13 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков 1 14 Запрещающие знаки 1 15 Предупреждающие знаки 1 16 Знай правила дорожного движения как таблицу умножения. Игра 1
17 Экскурсия по улицам посёлка 1
Улица и я(10ч) 10ч 18 Опасные ситуации на дорогах 1 19 Правила перехода улиц, дорог 1 20 Движение по тротуарам и обочине. 1 21 Правила перехода железной дороги. 1 22 Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры 1 23 Пассажирам запрещается 1 24 Конкурс рисунков учащихся 1
25 КВН «Транспорт и правила поведения в нём» 1
26 Инспектор ГИБДД в гостях у ребят 1
27 Оказание первой медицинской помощи 1
Дорога и мы 7ч 28 Виды транспортных средств 1 29 Мой друг – велосипед 1 30 Тормозной путь транспортных средств 1 31 Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. 1 32 Викторина «Безопасное колесо» 1
33 Тест по ПДД 1
34 Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». 1
34 19 15
класс
№ п/п Разделы, темы Количество часов Вид деятельности
ТеоретичПрактичЗнаем ли мы ППД? 3ч 1 Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?» 1 2 Экскурсия «Безопасный путь домой»
Наш путь в школу и новые маршруты. 1
3 Выступление перед первоклассниками «Сказка в гостях у дорожных знаков» 1
Современный транспорт 8ч 4 Виды транспорта 1 5 Остановочный и тормозной путь автомобиля. 1 6 Практические упражнения, тренирующие глазомер. 1
7 Значение номерных знаков 1 8 Правила поведения в транспорте 1 9 Мероприятие «Я пассажир» 1
10 Правила перевозки детей в транспорте 1
11 Встреча с родителями, которые имеют автомобили или работают водителями 1
«Что такое ДТП?» 7ч 12-13 Причины возникновения ДТП 2 14 Разбор дорожных ситуаций на макете 1
15-16 Создание буклета «Помни, пешеход!» 2
17 Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД с целью предупреждения ДТП 1
18 Вручение детям - пешеходам буклетов «Помни, пешеход!» 1
Первая медицинская помощь 5ч 19 Поведение пассажиров при неизбежности ДТП 1 20 Виды травм. Беседа со школьной медсестрой 1 21 Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП 1 22 Виды кровотечений. Оказание первой помощи при кровотечениях 1
23 Оказание первой помощи при ожогах. 1
Виды перекрёстков 5ч 24 Регулируемые перекрестки. Светофор. 1 25 Сигналы светофора с дополнительными секциями 1 26 Регулировщик и его сигналы 1 27 Нерегулируемые перекрёстки 1 28 Практическое занятие в автогородке школы 1
На железной дороге 4ч 29 Опасности, возникающие при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна. 1 30 Сигналы дежурного или светофора, находящихся на железнодорожном переезде. 1 31 Правила перехода и проезда через железнодорожные пути. 1 32 Запрещение хождения по рельсам и насыпи, игр вблизи железнодорожных путей 1 Повторение пройденного2ч 33 Итоговый тест по ПДД 1
34 Встреча с сотрудником ГИБДД. Инструктаж на летние каникулы. 1 34 19 15
VI. Механизм реализации программы
Срок реализации программы – 2 года.
Направление программы: социальное.
Программарассчитана на детей 9 - 10 лет.
Категории участников: обучающиеся 3-4 классов, родители обучающихся, классный руководитель.
Режим занятий
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Безопасная дорога детства» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
3класс - 34 часа в год. Продолжительность занятия 35 минут.
4 класс - 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа реализуется через:
систему занятий;
проведение бесед, праздников, конкурсов, викторин (с использованием ИКТ);
встреч с сотрудниками ГИБДД, школьным врачом, педиатром, родителями ,
работающими в ГИБДД.VII. Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Безопасная дорога детства» обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Ожидаемый результат по данной программе:
повышение правовой культуры участников дорожного движения
способность обучающихся предвидеть опасность на дорогах и правильно действовать в этих ситуациях при ДТП.
Таким образом, в результате изучения курса «Безопасная дорога детства» обучающийся должен:
Знать:
основные понятия дорожной безопасности;
иметь представление о существующих опасных ситуациях на дороге;
правила поведения в транспорте, на проезжей части;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;
Уметь:- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни:
действий в опасных ситуациях на дорогах;
соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
анализа погодные условий и определения тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
анализа своегои чужогоповедение, определения ошибок, установления причины и определения пути исправления.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения», инструктаж на каникулы.
Курс «Безопасная дорога детства» в связи с его содержанием и способами организации учебной деятельности для обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты
Результаты Планируемые результаты (характеристики) ООП
Личностные
УУД

Самоопределение:- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на безопасность;
- осознание ответственности человека за общее благополучие,
- гуманистическое сознание,
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Нравственно-этическая ориентация:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним, опираясь на освоенные знания и умения по ПДД, делать выбор способов реализации предложенной задачи
Познавательные
УУД
Общеучебные: - ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- обработка информации
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- синтез, сравнение;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;обобщение.
Оценка:- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
Саморегуляция:- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество:
-проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать свои затруднения;
Планирование учебного сотрудничества:
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- слушать собеседника;
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
Регулятивные УУД
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу,
- преобразовывать практическую задачу в познавательную
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Учебные действия:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.
- использовать речь для регуляции своего действия;
Прогнозирование:- предвосхищать результата;
Контроль:
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
Коррекция:- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
7.1. Способы фиксации результатов:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, во время экскурсий, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков соблюдения и применения ПДД; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения», сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно переходить улицу» и «Я – пешеход» и др. Занятия по курсу «Безопасная дорога детства» предусматривает ведение обучающимися портфолио, в котором накапливаются полезные советы и золотые правила ДД с занятий, письменные и творческие работы обучающихся (сказки, стихи, рисунки), а так же:
памятки Приложение 1
викторины Приложение 2
тесты (на начало года и по итогам года) Приложение 3
фотоотчёт Приложение 4
Результаты 2 этапа открытого первенства на лучшее знание безопасности дорожного движения и правил дорожного движения 2015г Приложение 5
VIII. Список использованной и рекомендуемой учебно-методической литературы и материально – техническогообеспечения занятий внеурочной деятельностью
Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. М, 1977.
Бабина Р.П. Уроки светофора. М.,1996.
Давыдова Н.М. Это должен каждый знать обязательно на пять!// 30 детских утренников. М., 2003
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брей - рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.
Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М., 2003.
Новиков С. Безопасный путь в школу. М., 1996.
1000 загадок / Сост. Н.В.Елкина, Т,И.Тарабарина. Ярославль. 2004.
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».
Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».
Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».
Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.
autokorolev.lact.ru›e…pravil-dorozhnogo-dvizhenfestival.1september.ru›Утренник-викторинаПДДprodlenka.org›…znai-pravila…dvizheniia…nachalnoi…Учебно-практическое оборудование
Таблицы по правилам дорожного движения. 1-4 классы.
Демонстрационный и раздаточный материал (альбомы, карточки, плакаты).
Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.Персональный ноутбук.Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Акустическая система.
Натуральные объекты
Автогородок школы
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): знаки дорожного движения
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по ПДД (лото, игры-путешествия и т.д.)
Оборудование кабинета
Ученические столы (парты) двухместные.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения.
Детские стулья.
Меловая доска.
Приложение 1
Памятка для пешехода.
Ребята, будьте дисциплинированные на улице!!!
Ходите только по тротуару!
Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
Переходя улицу, посмотри налево, а дойдя до середины – направо!
На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жезле регулировщика.
Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом!
Не устраивайте игры и не катайтесь на велосипедах, коньках, лыжах, санках, скейтах и т. п. на проезжей части улицы!
Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешена детям не моложе 14 лет.
Соблюдайте правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким!
Приложение 2
Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».
1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?
2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?
4. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.
5. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.
6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.
7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?
8. На какие группы делятся дорожные знаки?
9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?
10. Как называется знак, накотором белой краской изображен велосипед?
11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?
12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?
13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?
14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?
15. Как называется знак, на котором изображена вилка и ложка?
16. Как называется знак, на котором изображена кровать?
17. Какие легковые автомобили вы знаете?
18. Какие грузовые автомобили вы знаете?
19. Какой общественный транспорт вы знаете?
20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.
Викторина по теме: «Пешеход».
1.Что называется улицей, на какие части она делится?
2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?
3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
4. Как регулируется движение пешеходов?
5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?
6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?
7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?
8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
9. Как и где надо переходить улицу?
10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?
11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?
12. Где надо переходить шоссейную дорогу?
Приложение 3
Итоговый тест по ПДД для 3 класса
ФИ обучающегося _____________________________________________________
1. Основными элементами дороги в городе являются:
1. Обочина, кювет, тротуар.
2. Пешеходный переход, дорожное ограждение.
3. Проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трамвайные пути, обочина.
2. Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном — красный сигнал?
1. Не имеет право.
2. Имеет право.
3. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?
1. Безразлично.
2. Левой.
3. Правой.
4. Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода, если она просматривается в обе стороны?
1. Можно.
2. Нельзя.
5. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор?
1. Только сигналам светофора.
2. Только сигналам регулировщика.
3. Двигаться согласно обстановке на дороге.
Какой знак разрешает движение пешеходов?


1 2 3
1. Знак № 1. 2. Знак № 2. 3. Знак № 3.
7. Как должен двигаться пешеход вне населенного пункта?
1.За пределами населенных пунктов пешеходы, которые двигаются обочиной или краем проезжей части, должны идти навстречу движению транспортных средств.
2. За пределами населенных пунктов пешеходы двигаются в направлении движения транспортных средств.
8. Как безопаснее обойти стоящий на остановке автобус или троллейбус, чтобы пересечь проезжую часть дороги?  1. Стоящий автобус или троллейбус на остановке можно обойти только сзади.   2. Можно обойти автобус или троллейбус спереди.  3. Подождать, когда троллейбус или автобус отойдут, и будет хороший обзор.
9. Где должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или обочины?
1. Пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке.   2. Пешеходы могут двигаться по краю проезжей части в один ряд. 
3. Оба варианта верны.
10. К какому виду транспортного средства относится автомобиль?
1. Наземный. 2. Подземный. 3. Водный.

Приложение 4



Приложение 5
Результаты 2 этапа открытого первенства на лучшее знание безопасности дорожного движения и правил дорожного движения 2015г