Методические рекомендации к родительскому собранию Семья и школа: Территория безопасности
Методические рекомендации к родительскому собранию
«Семья и школа: территория безОпасности».
Безопасность – необходимое условие развития общества, государства и цивилизации в целом. Крупнейшие природные и техногенные катастрофы, унесшие многие человеческие жизни, дают понять, что никто не застрахован от беды, а значит, каждый должен уметь противостоять возникающим угрозам. Важным условием развития общества является жизнеспособность подрастающего поколения в настоящем и будущем: от того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование зависит развитие общества в целом.
В молодежной среде происходит ценностная переориентация: через средства массовой информации распространяется негласная пропаганда насилия, наркотиков, суицидов, а в обществе материальные ценности превалируют над духовными, что препятствует формированию высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. В результате чего среди молодежи усилился негативизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла и «помолодела» преступность, многие дети оказались на улице, за пределами воспитательной среды. Таким образом, сегодня можно наблюдать кризис российского общества, приводящий к тому, что молодежь, не имея целостного устойчивого мировоззрения, неспособная противостоять асоциальным явлениям, скатывается на путь цинизма, безверия и апатии, в то время, когда от подрастающего поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное развитие.
Настоящие рекомендации содержат краткую теорию по вопросам целенаправленного формирования у подрастающего поколения норм и правил безопасного поведения, воспитания личности, способной адаптироваться к социальным переменам, устойчивой к воздействию негативных факторов окружающей среды.
Материалы и рекомендации адресованы участникам районных (городских) родительских собраний, а также Управляющим и Попечительским советам, родительским комитетам.
Правовая основа обеспечения безОпасности детства.
Вопросы формирования государственной политики в области воспитания детей как неотъемлемого условия развития, процветания, национальной безопасности и целостности России, обеспечения духовно-нравственного здоровья и национально-культурной идентичности российского общества предполагают консолидацию всех профильных государственных институтов и институтов гражданского общества.
Правовой основой обеспечения безопасности детства являются важнейшие законодательные документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России:
- разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей;
- ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков;
- вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- Указом Президента Российской Федерации утвержденная Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года, в которой предусмотрены основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства;- сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защиты прав детей в условиях новой социально-экономической реальности.
Основные понятия безопасности.
Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Социальная безопасность – характеристика состояния общества, в котором гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей, обеспечивается социально приемлемый уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ, определяющих качество жизни человека и общества.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
Физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях, включает совокупность учебно-воспитательных модулей, раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и заболеваний, передаваемых преимущественно половым путем.Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей от информации, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда их физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе через Интернет.
Личная безопасность — это совокупность знаний, умений и навыков человека, выражающихся в его готовности защитить себя от неблагоприятного воздействия окружающей среды и наступления нежелательных последствий.
Культура безопасности — это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Культура безопасности жизнедеятельности ребенка — это совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Личность безопасного типа — человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.
Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.
Родительская компетентность — наличие знаний, умений, опыта в области воспитания ребенка, а также необходимых личностных качеств и мотивов.
Безопасность в семье.
Семья — важнейший институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Сила и стойкость семейных воздействий связана с тем, что они постоянны и длительны, ребенок стремится подражать поведению близких людей, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.
В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к безопасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций, формируются прежде всего в семье. Однако многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения, недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности.
Один из важнейших вопросов, который рано или поздно необходимо решить всем родителям без исключения – обеспечение безопасности ребенка.
Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, воспитание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки безопасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью.
Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не растерялся и принял правильное решение, необходимо: дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; развить у детей самостоятельность и ответственность. Важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка нужно будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами. Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.
Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:
Последовательности:
Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста.
Воспитание собственным примером:
Важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения - главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения.
Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:
Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения информации в различных его формах.
Включенность обучения в контекст повседневной жизни.
В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов. Причем сегодня речь идет не просто об обучении детей основам безопасности жизнедеятельности, а о воспитании культуры безопасности как компонента общей культуры человека и формировании личности безопасного типа – личности безопасной для себя, для окружающих, для среды обитания, способной сознательно и ответственно относится к вопросам безопасности.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным поведением, научиться жить, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, то, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей. В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет? Можно выделить следующие: суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью; сайты-форумы потенциальных самоубийц; наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм; сайты порнографической направленности; сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка; виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А. Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей (законных представителей) и самих школьников. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают, так как темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей (законных представителей). Очень часто родители (законные представители) не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители (законные представители), с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление. С родителями (законными представителями) необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями (законными представителями) данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети Интернет. Обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы современного образовательного учреждения.
От успешного решения вопросов укрепления здоровья наших детей, подростков во многом зависит будущее нашей страны, будущее России, её экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности страны и, самое главное, – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества.Состояние здоровья подростков напрямую влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей. В этом возрасте организм перестраивается, готовится к взрослой жизни, идёт его бурный рост, интенсивно формируется личность и мировоззрение человека.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», - пишет В.А. Сухомлинский.
Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятие физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.
Опасные риски в образовании сегодня велики. Насилие в школе – буллинг (издевательства, травля) становится рядовым явлением. Английское слово буллинг (хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Буллинг может быть как в физической, так и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Жертвы буллинга в подавленном состоянии способны на самые отчаянные шаги, вплоть до ухода из жизни.
Новейшая форма в проявлении школьного насилия - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации: компьютера, сотового телефона, планшета. Кибербуллинг – подростковый виртуальный террор, он невидим, но оттого не менее страшен. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др. Поводом к нападению может послужить избыточный вес сверстника, недостатки внешности, ревнивые претензии на взаимность «буллера», опубликованная частная переписка, и – что угодно. Во многих случаях даже повода не нужно – школьники обрушивают свою агрессию на любого, кто покажется им подходящим объектом их атаки. Надо обладать необходимой для противостояния мужеством, твёрдостью характера, независимостью, чтобы совладать с ситуацией кибернасилия.
Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше волнует и тревожит наше общество. Подростки и юношество представляют собой группу повышенного риска. Как бы мы ни ограждали своего ребёнка от данной проблемы, к сожалению, в его жизни сложится такая ситуация, когда ему предложат попробовать первую сигарету, алкоголь, наркотическое средство. И мы не знаем, как ребёнок поведёт себя в данной ситуации, сможет ли он противостоять уговорам. Роль семьи в профилактике вредных привычек очень велика. Родители должны учить ребёнка критически относиться к пагубным привычкам, расширять круг полезных потребностей и интересов детей. В первую очередь они должны своим образом жизни показывать пример своим детям. Родителям необходимо помнить, что их ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки их жизненного пути.
Причины приобщения подростков к вредным привычкам могут быть разные. Это и конфликты с родителями, и неблагополучие в семье, и стремление себя утвердить, выделиться, и неразделённая любовь. Рассказывайте своим детям убедительно и спокойно о воздействии вредных привычек на организм, о механизме привыкания. Расскажите о сломанных судьбах, разрушенных семьях. Обязательно научите ребёнка отказываться от предложения покурить или выпить. Если вам удастся убедить ребёнка в том, что именно отказ от наркотиков – признак взросления, то ваш ребёнок будет защищён от страшной беды.
Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим». Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей. Для формирования благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом, создаются школы медиации (службы примирения). Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место. Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из приоритетных направлений органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества и должно носить системный и последовательный характер, корректироваться исходя из задач, которые ставит Президент Российской Федерации. Социальная ситуация развития современного детства представляет собой определенные риски для безопасного развития ребенка в различных сферах: физической, ментальной, психологической и духовно-нравственной. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
Цель, задачи родительского собрания.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по проблеме создания безОпасного пространства для детей в семье, школе, социуме.
Задачи:
- изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по вопросам безОпасного пространства;
- познакомить родителей (законных представителей) с рисками современного детства;
- проинформировать родителей (законных представителей) об основных направлениях государственной политики в области безОпасного детства;
- повысить педагогический потенциал семьи по созданию условий безОпасного детства;
- распространить опыт лучших семей и образовательных учреждений края по созданию безОпасной территории.
Организация районного (городского) родительского собрания.
2.1. Организатором собрания выступает районный (городской) родительский совет совместно с органами управления образованием.
2.2. Участниками собрания являются родители (законные представители), педагогическая общественность, специалисты разных ведомств: педагоги, психологи, врачи, сотрудники полиции, ГИБДД, пожарники. Продуктивность собрания в том, чтобы родители (законные представители) оценили ситуацию, вскрыли причины, наметили пути решения проблемы, получили исчерпывающие ответы специалистов разных ведомств на волнующие их вопросы по теме собрания.
2.3. В период подготовки родительского собрания с целью ответственного отношения можно провести:
Анкетирование родителей (законных представителей), учащихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Конкурс семейных мини проектов по следующим темам:
- «Мой безопасный маршрут в школу»;
- «Безопасность в наших руках»;
- «Я – спасатель»;
- «Азбука здоровья»;
- «Как избежать конфликта»;
- «Не проявляй бессилия, ты – сильней насилия»;
- «О золотых правилах безопасности в сети Интернет».
Практическое закрепление знаний о безопасности.
Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения.
Можно включать их в ознакомление через произведения художественной литературы: сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое»; стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я. Маршака «Пожар»; рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне»; Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно»; С. Обоева «Азбука безопасности»; дидактические игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так», подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди», проблемные игровые ситуации, иллюстрированные памятки (Приложение 2).Предлагаемые вопросы для обсуждения на родительском собрании:
Что мы знаем о личной безопасности наших детей?
Какова роль родителей (законных представителей) в её формировании?
С помощью каких способов возможно научить ребёнка таким важным на сегодняшний день правилам безопасности?
Существует ли проблема опасного пространства для детей в Вашем классе, школе, районе (городе)?
Позиция общества, родителей (законных представителей), педагогов, детей) к данной проблеме.Создана ли безопасная среда для жизни и развития ребенка в Вашей школе и социуме?
Знакомы ли родители (законные представители) о проблеме частого использования различных видов насилия как способа разрешения конфликтных ситуаций.
Как внутрисемейные отношения и возрастные особенности подростков влияют на изменение психического состояния (употребление психоактивных вещаств (ПАВ), компьютерная, игровая зависимоть и др.)
Как относятся родители (законные представители) к проведению социально-психологияеского тестирования на выявление подростков, склонных к употреблению ПАВ.
Познакомить родителей (законных представителей) с современными способами разрешения конфликтных ситуаций различных уровней (медиативные практики, школьные службы примирения). Подчеркнуть роль родителей (законных представителей) в этом процессе.
Знаете ли Вы, в обществе кого и как, Ваш ребенок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?
Знает ли Ваш ребенок номера телефонов экстренной помощи, телефона Доверия?
С какими проблемами в воспитании своих детей сталкиваетесь Вы и может ли школа, социум помочь разрешить вам ту или иную проблему в воспитании детей?
Познакомить родителей (законных представителей) с учреждениями, специалистами (молодежный центр, подростковый клуб, библиотека и др.), которые готовы и могут дать дополнительную информацию родителям (законным представителям) об альтернативных способах проживания сложных жизненных ситуаций, продемонстировать варианты досуговой деятельности.
Продемонстрировать важность для родителей иметь возможность получения психологической поддержки (индивидуальные консультации), поддержку других родитлелей (родительский актив, групповые консультации, группы взаимопомощи, родительские лектории, тренинги) по вопросам безОпасного детства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкеты для родителей.
«Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетировании для изучения мнения родителей (законных представителей) по проблеме создания безОпасного пространства для детей в семье, школе, социуме. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании».
Анкета для родителей (законных представителей)
на наличие игровой интернет-зависимости их ребёнка.
Поставьте в соответствующую графу 1 балл за каждый вопрос, на который вы ответили положительно.
№ Вопросы Балл
1 Много ли времени ребенок проводит за компьютером, игровой панелью, планшетом, карманным персональным
компьютером, смартфоном, играя в компьютерные игры? 2 Легко ли ребенок прекращает игру по вашему требованию? 3 Часто ли бывают ситуации, когда ребенок прячется от вас и
играет в компьютерные игры? 4 Часто ли ребенок рассказывает вам о персонажах из компьютерных игр и игровых ситуациях? 5 Часто ли ребенок с друзьями обсуждает игровые ситуации? 6 Изменился ли резко внешний вид ребенка, одежда? 7 Появились ли у него странные и нетипичные предметы: меч,
плащ, необычные аксессуары, обувь? 8 Просит ли он у вас обновить компьютер? Сделать его мощнее,
быстрее? 9 Просит ли ребенок деньги на игры или на непонятные вам
цели? 10 Изменились ли резко привычки ребенка? Если сумма баллов дает больше 5, то вам надо обратить внимание на возможную игровую зависимость вашего ребенка.
Анкета для родителей (законных представителей), на выявление благополучия в отношениях родитель – ребенок.
За каждое «да»-2 балла; «отчасти» - 1 балл, «иногда» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.№ Вопросы Ответы
Да Отчасти Иногда Нет
1 Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми? 2 Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли «по личным делам»? 3 Интересуются ли они вашей работой? 4 Знаете ли вы друзей ваших детей? 5 Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах? 6 Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам? 7 Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? 8 Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников? 9 Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на «детских праздниках», или предпочитают проводить их без взрослых? 10 Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы? 11 Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы? 12 Бываете и вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13 Совершаете ли совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы? 14 Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми? Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучным.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.
Анкета для родителей (законных представителей) по вопросам безопасности жизни и здоровья детей.
Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? (Приведите пример) __________________________________________________________________
Как вы думаете, смог бы ребенок избежать опасности, если бы знал о последствиях своего поведения? __________________________________________________________________
Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (Приведите пример) ________________________________________________________________
Проводите ли вы с ребенком беседы о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Приведите пример) _______________________________________________________________
Знает ли ваш ребенок правила дорожного движения? (Укажите какие) __________________________________________________________________
Формируя навыки безопасного поведения у ребенка, вы действуете:
путем прямых запретов: "Не трогай", "Отойди", "Нельзя";
пытаетесь подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию;
ваш вариант __________________________________________________________________
Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом? __________________________________________________________________
Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения?
всегда;
часто;
иногда;
редко;
никогда.
Целесообразно ли проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в образовательной организации? __________________________________________________________________
Какие темы образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности вы считаете наиболее актуальными?
"Ребенок и незнакомые люди";
"Ребенок дома";
"Ребенок и природа";
"Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка";
"Ребенок и дорога";
"Ребенок и огонь";
"Ребенок и бродячие животные".
Готовы ли вы принимать участие в обсуждении вопросов безопасности жизни и здоровья детей, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения у детей вне образовательной организации? __________________________________________________________________
Ваши пожелания по организации мероприятий (консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний, совместной с детьми деятельности т. д.) по данной теме в образовательной организации. __________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Примерный каталог иллюстрированных памяток по мерам пожарной безопасности
(допускается применять в качестве инструктажа)
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШЕГО ДОМА
Центр противопожарной пропаганды и общественных связей КГУ "Управления по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края", контактные телефон: (4212) 22-20-31(4212) 48-70-98.
Литература и сетевые ресурсы:
Азбука безопасности. В Интернете http://azbez.com/safety/internet/.
Акции детского портала Tvidi.Ru."Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/.
Безопасность детей в Интернете:
http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html/.
Копилочка активных методов обучения:
http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/.
«Школьный сектор. Права и дети в Интернете»:
(schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность» (http://sos-ru.info), «Безопасный Интернет» (http://www.saferinternet.ru).
www.хабсекрет.рф – раздел «Специалистам» - подрубрика «Методические рекомендации к собранию».
Сайт ФСКН России (www.fskn.gov.ru) - раздел «Родителям и детям».
Сайт Регионального управления ФСКН России по Хабаровскому краю (www.27.fskn.gov.ru – раздел «Видеоархив»).
Сайт Краевого информационного ресурса для молодежи «Наркотикам - НЕТ» (www.antinarkota.khb.ru – раздел «В помощь родителям и педагогам»).
Сайт «Я – родитель» (ya-roditel.ru).
________________________