Программа курса «Информационно–коммуникационные технологии и компьютерное делопроизводство»


Цандрыпшская средняя школа № 2 им. Н.З. Багателия
Программа учебного курса
«Информационно–коммуникационные технологии
и компьютерное делопроизводство»
(учитель Шестакова Е.Н.)
Образование - это индустрия, направленная в будущее.
С.П. Капица
Пояснительная записка
Статус документа. Программа предназначена для учащихся 10-11-х классов средней школы изучающих курс «Информационно–коммуникационные технологии и компьютерное делопроизводство».
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса.
Программа курса ориентирована на учащихся 10–11 классов общеобразовательной школы, изучающих базовый курс информатики в старшей школе.
Структура документа. Программа включает два раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса. Программа предлагает логичную последовательность изучения учебного материала.
Актуальность. В современной обществе информация становится стратегическим ресурсом. Техническими средствами освоения этого ресурса все в большей степени выступают компьютеры, средства связи и информационные технологии.
Развитие технического прогресса вызывает постоянное совершенствование существующих и появление новых информационных технологий. Их возможности постоянно расширяются, усложняется программная составляющая. Если раньше человек, работающий на компьютере, считался компетентным в области информационных технологий, то сейчас количество этих технологий и спектр их возможностей настолько широк, что быть компетентным во всех областях становится просто невозможным. В различных сферах профессиональной деятельности людей используются разные технологии, и их изучение для компетентного владения требует длительного времени. Именно поэтому важно уже в школе формировать у учащихся представление о существующих современных технологиях, об их возможностях и сферах применения, для того чтобы они могли осознанно подходить к изучению именно тех технологий, которые потребуются им в их дальнейшей деятельности.
Владение основами компьютерного делопроизводства – один из показателей высокого уровня информационной культуры человека. Полученные знания можно эффективно использовать в профессиональной деятельности, например: делопроизводитель, диспетчер на телефоне, референт, сотрудник справочной службы, архивариус.
Практически все специалисты сферы управления занимаются составлением и оформлением документов, поэтому знание правил составления и оформления наиболее часто встречаемых в управленческой деятельности видов организационно-распорядительной документации необходимо каждому профессионалу.
Учитывая, что учащиеся старших классов и их родители заинтересованы в получении профессиональных навыков в данной области; в школе имеется современно оборудованный компьютерный кабинет, администрацией школы было принято решение об открытии профильного класса с изучением курса «Информационно–коммуникационные технологии и компьютерное делопроизводство».
Цели курса:
формирование готовности учащихся к использованию информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;
изучение теоретических и прикладных основ использования компьютерных технологий в сфере документационно - информационного обеспечения управления;
обучение учащихся составлению и оформлению наиболее часто встречаемых в управленческой деятельности документов.
Программа курса базируется на современных представлениях об информационных технологиях, ведении делопроизводства с использованием компьютерных технологий.
Задачи курса:
овладение «слепым» методом печати документов (набора текста).
овладение навыками, позволяющими выполнять работу по документному обеспечению управленческой деятельности;
ознакомление с современными технологиями, применяемыми при документировании и организации работы с документами;
изучить основные направления применения компьютерных технологий в сфере документационно–информационного обеспечения управления (обращение с документами, хранение документов, правильное оформление организационно–распорядительных документов, ведение переписки, обеспечение рациональной организации труда и производственной и управленческой деятельности, изучение профессиональной этики, способов организации деловых контактов);
ознакомиться с современным аппаратным и программным обеспечением, используемым для автоматизации делопроизводства;
овладеть практическими навыками работы со специализированными прикладными программами.
развитие познавательно-трудовой активности, профессиональной мобильности учащихся;
осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий.
Общая характеристика курса. Учащиеся получат знания по следующим образовательным линиям:
Информационные технологии – технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии.
Компьютерные коммуникации – информационные ресурсы глобальных сетей; организация и информационные услуги сети Интернет.
Компьютерное делопроизводство – использования компьютерных технологий в сфере документационно–информационного обеспечения управления.
Данная программа дает возможность познакомиться с организацией информационно-документационного обслуживания организации, предприятия, учреждения или фирмы, а также с различными видами организационно-распорядительных и информационно-справочных документов и правилами работы с ними.
Предлагаемый курс призван помочь учащимся овладеть необходимым инструментарием компьютерных технологий для эффективной работы с документами.
Данный курс является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства с использованием возможностей текстового редактора WORD, т. е. обеспечить учащимся:
представление о современных подходах к организации делопроизводства;
знакомство с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
научиться оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения;
знание теории основ делопроизводства;
умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
умение организовывать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
умение оперативно работать с информацией.
На учебных занятиях данного курса используется личностно–ориентированный подход к учащимся. Деятельность учителя при организации дифференцированных форм работы состоит в разработке и подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся, а также при оценивании деятельности учащихся.
Организация обучения осуществляется путем сочетания теоретических и практических занятий. Теоретические занятия не предусматривают деление класса на группы, проводятся в форме лекции, комбинированного урока, включают элементы деловой игры, решение практических и профессиональных задач. Практические занятия проводятся в компьютерном классе и предназначены для приобретения каждым учеником индивидуальных практических навыков по работе с прикладными программами, используемыми в делопроизводстве.
Средства обучения рассматриваются как источник получения знаний, формирования умений и навыков. В процессе обучения широко используется прикладное программное обеспечение обучающего характера.
Программа предусматривает осуществление текущего, периодического и итогового контроля. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения.
На изучение данного предмета выделяется 340 учебных занятий (5 часов в неделю в 10 классе, 5 часов в неделю в 11 классе) продолжительностью 45 минут.
Ключевой составляющей программы является практический курс по компьютерной подготовке, в том числе обучение слепому десятипальцевому методу печати и работе с электронной почтой.
Отличительной особенностью курса является его демонстрационная направленность. Его освоение позволит старшеклассникам получить полное представление о возможностях информационных технологий и осознанно осуществить выбор направления для саморазвития в области информационных технологий.
Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме тестирования и выполнения практического задания. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в формировании готовности учащихся к работе с информационными технологиями.
После изучения отдельных тем практической части курса предусмотрены следующие дополнительные виды контроля: определение скорости печати, выполнение и защита итоговых работ (мини-проекты) по темам: технология обработки текстовой информации, технология обработки графической информации, создание презентаций в среде PowerPoint, работа в сети Интернет, система электронных таблиц MS Excel, система управления базами данных MS Access.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах.
Требования к уровню подготовки. В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
назначение делопроизводства и его основные задачи;
структуру службы делопроизводства;
основные задачи делопроизводственного обслуживания;
понятие стандарта;
классификацию документов;
понятие бланка и реквизита;
требования к составлению и оформлению организационных, распорядительных, информационно-справочных документов в соответствии с общегосударственными нормативно-методическими документами по организации делопроизводства;
общие требования к оформлению протокола;
содержание и правила оформления документов по личному составу;
правила организации документооборота;
формы и правила регистрации документов;
правила построения и использования справочной картотеки;
правила ведения контроля за исполнением документов;
правила оформления документов при передаче их в архив;
правила хранения документов.
На основе этих знаний учащиеся должны уметь:
печатать документы при помощи «слепого» метода;
составлять и оформлять организационные, распорядительные и информационно-справочные документы в соответствии с требованиями общегосударственных нормативно-методических документов по организации делопроизводства;
оформлять протокол;
составлять и оформлять документы по личному составу;
осуществлять правильное хранение документов.
использовать при создании документов шаблоны;
использовать стандартные фразы делового письма;
составить письмо в деловом стиле;
создавать документы при помощи Мастера;
готовить документы к сдаче на архивное хранение.
Приведенное в данной программе тематическое планирование курса является примерным. В зависимости от уровня подготовки и степени усвоения материала учащимися допускается корректировка планирования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (340 часов)
Модуль 1. Программа обучения машинописи (30 часов)
Аппаратная часть компьютера. Технология работы с клавиатурой. Конструктивные особенности клавиатуры.
Знакомство со «слепым» десятипальцевым методом печати. Правила посадки и постановки рук. Изучение техники печати. Буквенные и цифровой ряды. Упражнения для развития пальцев. Методы и способы снятия утомления. Изучение клавиш «основной позиции». Отрыв от основной позиции – печать букв П, Р, Э. Изучение верхнего ряда клавиатуры. Изучение нижнего ряда клавиатуры. Освоение печати заглавных букв. Цифры и знаки препинания, символы.
Анализ ошибок и их корректировка. Корректирующие упражнения для левой и правой руки.
Особенности печати в латинской раскладке.
Освоение десятипальцевого метода печати в процессе работы с программой «Стамина».
Модуль 2. Информационные технологии (130 часов)
Тема 1. Современные операционные системы. Операционная система Windows. Установка Windows. Настройка Windows. Особенности графического интерфейса. Объекты и их свойства. Работа с файлами и папками. Драйверы устройств. Справочная система Windows.
Тема 2. Технология обработки графической информации. Растровая и векторная графика. Графические редакторы: назначение, виды редакторов, основные функции. Графический редактор МS Paint. Графический редактор Adobe Photoshop. Создание графических файлов в среде МS Paint и Adobe Photoshop.
Тема 3. Технология обработки текстовой информации. Текстовые редакторы: назначение, основные функции. Текстовый редактор «Блокнот»: возможности, особенности интерфейса. Текстовый редактор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста, таблицы, заголовки и изображения в тексте. Правила оформления машинописных работ. Рекомендации по применению наиболее удобных сочетаний клавиш в программе MS Word. Печать текстов с символами, отсутствующими на клавиатуре (сочетание клавиш, автозамена). Оформление титульных листов. Оформление документов. Печать сложных текстов
Тема 4. Технология обработки электронных таблиц. Редактор электронных таблиц: назначение и основные функции. Редактор электронных таблиц Microsoft Excel: возможности, особенности интерфейса, ячейка, столбец, строка, абсолютная и относительная адресация ячеек, формулы, функции.
Тема 5. Компьютерные презентации. Компьютерные презентации: понятие, область применения, виды. Средство разработки компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint: возможности Microsoft PowerPoint, особенности интерфейса Использование анимации при разработке презентаций в среде Microsoft PowerPoint. Создание компьютерной презентации в среде Microsoft PowerPoint.
Тема 6. Технология обработки звуковых файлов. Понятие звукового файла. Его свойства. Применение. Типы и форматы звуковых файлов. Звуковые редакторы: назначение, основные функции, звуковая дорожка. Звуковой редактор Adobe Audition 3.0: технология создания и редактирования звуковых файлов.
Тема 7. Технология обработки файлов видео. Понятие видео–файла. Его особенности. Применение. Виды программ для работы с видео–файлами. Редактор видео Windows Movie Maker: назначение, основные функции, технология создания и редактирования видео–файлов. Pinnacle Studio 12.
Тема 8. Базы данных. Базы данных: понятие, применение, свойства, виды. Система управления базами данных Access: понятие, основные функции, структура. Ввод и редактирование записей. Поиск и сортировка данных. Реляционные базы данных. Однотабличные и многотабличные базы данных. Связывание таблиц. Создание реляционной базы данных.
Тема 9. Компьютерные сети и сетевые технологии. Компьютерные сети: понятие, назначение, виды сетей. Принципы передачи информации в компьютерных сетях. Протокол передачи данных ТСР/IP. IP–адресация.
Локальная вычислительная сеть (ЛВС): топология сети, сервер. Виды соединения компьютеров в локальную сеть: прямое кабельное соединение, его свойства, соединение посредством сетевого концентратора (коммутатора), его свойства, сетевая карта, концентратор.
Глобальная компьютерная сеть Интернет: понятие, её возможности, история развитие глобальной компьютерной сети, адресация в Интернете. Браузер Internet Explorer: понятие, его свойства, функции, возможности, особенности графического интерфейса, настройка браузера. Поиск информации в Интернете: поисковые сервера, системы поиска информации в Интернете, виды подключений к Интернету. Общение в Интернете в реальном времени. Мультимедиа–технологии в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Электронная почта: понятие функции, особенности. Применение. Настройка почтовой программы Outlook Express: понятие учетной записи, сервер входящих сообщений (POP3), сервер исходящих сообщений (SMTP).
Тема 10. Создание Web–cайтов. Гипертекст: понятие, назначение, практическое применение. HTML–формат: понятие, назначение, возможности. Web–сайты и Web–страницы: понятие, функции и назначение.
HTML: возможности, разметка, теги <html>, <title>, <body>, открывающий и закрывающий тег, теги форматирования текста, теги для размещения графики на Web–страницах, виды списков, теги списков, виды гиперссылок, теги гиперссылок, виды таблиц. теги таблиц, использование форм и фреймов, теги форм и фреймов. Создание Web–сайта.
Модуль 3. Создание проекта на основе ранее изученных навыков (20 часов)
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Составление графика работы над проектом. Выбор программного обеспечения для выполнения проекта. Подбор, анализ и систематизация литературных и других источников. Создание проекта. Доработка и защита проекта.
Модуль 4. Организация современного делопроизводства (110 часов)
Тема 1. Роль делопроизводства в управлении. История развития делопроизводства. Информационные связи предприятия. Документооборот. Современное делопроизводство: цели, задачи и основные принципы.
Служба «Документационного Обеспечения Управления» в системе управления. Роль, функции, организационная структура службы ДОУ. Положение о службе ДОУ. Должностные инструкции работников. Распределение обязанностей специалистов службы ДОУ.
Технология работы с бланками организации. Технология работы с трафаретными письмами. Создание документов с помощью Мастера. Стиль делового письма.
Тема 2. Представление о документах. Основные требования к оформлению документов. Нормативная база делопроизводства: законодательные и правовые акты, Государственные стандарты на документацию, нормативные документы, классификаторы. Классификация документов: общее представление и признаки классификации, виды классификации. Бумажные и электронные документы. Правила составления документов: установка формата бумаги и размеров полей; основные реквизиты документа; обязательные реквизиты документа. Язык документов: деловая переписка, язык управленческих документов. Правовая охрана документов.
Тема 3. Внутренние и внешние документы управления. Документы по личному составу. Приказы. Протоколы и решения. Акты. Докладные записки. Справки. Письма и факсы. Телефонограммы. Резюме. Заявление. Другие документы по личному составу.
Тема 4. Организация документооборота. Представление о документообороте. Обработка входящих документов. Обработка исходящих и внутренних документов. Регистрация и контроль исполнения документов. Регистрация документов. Порядок регистрации. Документы, не подлежащие регистрации. Регистрационные формы. Журнальная система регистрации. Картотечная система регистрации. Поисковые признаки. Картотека как основа построения электронных регистрационных систем. Контроль исполнения документов. Виды контроля. Сроковый контроль. Последовательность контрольных операций. Порядок постановки на контроль. Порядок снятия с контроля. Контроль исполнения устных поручений руководителя.
Информационно–поисковая система организации. Классификация и типизация информационных запросов. Технология поиска документов и документированной информации. Комплексное использование поисковых признаков. Систематизации документов. Признаки систематизации. Правила формирования дел. Номенклатура дел. Виды номенклатур. Составление и оформление индивидуальной структурной номенклатуры. Требования к заголовкам. Определение сроков хранения документов.
Подготовка документов к последующему хранению и использованию. Экспертиза ценности документов. Экспертная комиссия. Оформление и описание дел постоянного и долговременного сроков хранения. Организация архивного хранения дел. Архив организации. Порядок выделения к уничтожению документов с истекшими сроками хранения
Тема 5. Работа с документами в тестовом редакторе Word. Оформление личных документов: оформление объяснительной записки, оформление резюме с помощью Мастера резюме, оформление справки. Создание бланка предприятия с эмблемой: создание эмблемы, создание варианта эмблемы с расшифровкой аббревиатуры, создание шаблона бланка предприятия, пробное использование бланка. Способы оформления писем. Оформление информационного стенда. Подготовка конвертов и наклеек. Оформление доклада. Создание приказов. Создание протоколов, выписок из протоколов и решений.
Модуль 4. Электронный документооборот (20 часов)
Обзор и анализ современного рынка систем электронного документооборота и архива. Основные возможности и проблемы внедрения компьютерных технологий в делопроизводстве. Проблемы выбора и внедрения системы автоматизации ДОУ и архива.
Стандартизация и сертификация систем автоматизации ДОУ, международные стандарты форматов офисных документов, программных продуктов и технологий в области ДОУ, взаимодействие различных систем автоматизации ДОУ, корпоративный стандарт «Взаимодействие систем автоматизации ДОУ», практика осуществление взаимодействие систем автоматизации ДОУ, применяемых в органах власти и бизнес–структурах.
Введение в систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота. Назначение и архитектура системы автоматизации делопроизводства. Основы работы в системе. Основы работы со справочниками системы. Настройка и правила ведения справочников. Принципы работы со справочниками. Ведение справочника «Пользователи». Добавление пользователей. Учетные записи пользователя. Настройка рабочего места пользователя. Регистрационные карточки в системе. Процедура регистрации входящих/исходящих документов. Создание электронных образов документов. Контроль за движением и состоянием бумажных документов Понятие «юридической значимости». Связывание документов. Работа с поручениями. Исполнение документов. Работа в кабинете. Схема работы с проектами документов и их регистрация. Папки для работы с проектами документов. Поиск документов. Личные папки. Движение бумажного документа (Функции «Реестры внешней отправки» и «Отправка документов»). Обмен документами по электронной почте. Работа с документами, списанными в дело. Отчетные формы.
Модуль 5. Техническое оснащение современного офиса (10 часов)
Классификация средств организационной техники. Классификация средств связи. Классификация средств тиражирования. Средства копирования и размножения документов. Дополнительные средства подготовки документов. Принтер и как им правильно пользоваться. Ксерокс и как им правильно пользоваться. Факс и как им правильно пользоваться. Эргономика и оптимальные условия труда за компьютером. Правила использования и уход за составными частями компьютера.
Модуль 6. Деловая культура (20 часов)
Тема 1. Эстетическая и этическая культура. Эстетика. Области эстетической деятельности человека. Эстетический вкус. Этика. Поведение человека; правила и нормы. Нравственные требования к профессиональному поведению: вежливость, тактичность, доброжелательность и др. Этикет. Сферы действия этикета.
Тема 2. Психология общения. Психологические основы общения. Психологический контакт. Деловое общение с психологической точки зрения. Коммуникативные умения и навыки.
Тема 3. Культура общения в профессиональной сфере. Коммуникация. Средства вербального общения. Невербальные средства общения. Этикет в деловом общении. Стили общения. Основные правила поведенческого этикета: приветствия, знакомства и др. Нормы отношений в коллективе. Отношения руководителя и подчиненных. Межличностные контакты. Организация деловых контактов. Конфликты, их причины; стратегия поведения.
Тема 4. Имидж. Составляющие имиджа: внешний облик, манеры поведения, речь, умение общаться с людьми. Составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, аксессуары, макияж. Осанка, походка, жесты.
Тема 5. Культура речи. Основные требования к речи: тон, артикуляция, произношение, громкость, точность в подборе слов. Речевой этикет в деловом общении. Элементы речевого этикета: формы общения, изложение просьб, выражения признательности, способы аргументации в деловых ситуациях и др.
Тема 6. Культура телефонного разговора. Этикет в деловом диалоге по телефону. Требования к содержанию деловых телефонных разговоров; основные элементы диалога. Структура и стиль официальной телефонограммы. Требования к частным разговорам по телефону в деловой обстановке.
Тема 7. Техника поведения и этикет деловой беседы. Сущность деловой беседы. Виды бесед. Подготовка беседы. Структура деловой беседы. Методы, используемые на разных этапах деловой беседы. Этикет деловой беседы.
Тема 8. Деловой протокол. Понятие «деловой протокол»; его роль в проведении деловых встреч (переговоров, приемов). Общепринятые формы протокольных мероприятий, порядок их организации. Этикет протокольных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева В.И. Делопроизводство: Практическое пособия с образцами документов, 6–е изд., испр. и доп. М.: Бизнес–школа «Интел–Синтез», 1999.
Васильева И.Н. Делопроизводство на компьютере. М.: Стрикс, 1999.
Зозуля Ю.Н. Windows Vista на 100% – СПб.: Питер, 2008.
Информатика / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2002.
Клоков И.В. Эффективное делопроизводство на ПК. – СПб.: Питер,2006.
Козлов Н.В. Компьютерное делопроизводство и работа с офисной техникой. Учебный курс. – СПб.: Наука и техника, 2007.
Корнеева А.П. и др. Машинопись и основы современного делопроизводства: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
Кузнецова С.Л. Делопроизводство на компьютере (компьютерные технологии в делопроизводстве). М.: Бизнес–школа «Интел–Синтез», 1999.
Куперштейн В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. СПб., БХВ, 1999.
Мединов О.Ю. Excel. Мультимедийный курс. – СПб.: Питер, 2008.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособия для учителей. – М.: БИНОМ, 2001.
Шафрин Ю. А. Информационные технологии. Ч. 1–2. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
www.directum.ru/339256.shtml – электронное делопроизводство.
www.directum.ru/340614.shtml – ГОСТ Р 51141–98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo – словарь по разделу «Делопроизводство».
www.iparegistr.com/sekretdelo.php – журнал «Секретарское дело».
www.microsoft.com/rus/government/docflow – электронный документооборот и делопроизводство. Решения Microsoft в области документооборота для российских органов государственной власти и местного самоуправления.
www.opb.ru/deloproizvodstvo.html – делопроизводство в организации.