«Понятие как форма мышления. Как образуются понятия


«Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7. Конструируем и исследуем графические объекты».
.
ТИП УРОКА: урок - получение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Цели урока: -для учителя: создание условий для формирования представления о понятии как одной из форм мышления, об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении; - для обучающихся: овладеть понятиями «анализ», «синтез», «сравнение», «абстрагирование» и «обобщение»; узнать принципы формирования понятий.ЗАДАЧИ УРОКА:
- рассмотреть понятие как форму мышления через работу с источником, решение задач; - познакомить школьников с логическими операциями, приемами формирования понятий через выполнение заданий на цветных листах и рабочей тетради; - рассмотреть примеры решения задач, требующих использования логических операций; - использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.- формировать УУД:
Познавательные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
Добывать новые знания;
Находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Регулятивные:
Умение определять и формулировать цель на уроке;
Оценивать правильность выполнения задания;
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свои предположения.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Совместно договариваться о правилах поведения в паре.
Личностные:
Способность к самооценке;
Понимание того, что ясная речь- это показатель культуры человека;
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатами учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека;
смыслообразование, самоопределение;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания– навыки сотрудничества в разных ситуациях;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Предметные:
научиться образовывать понятия с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, классификации;
научиться давать понятиям определения;
закрепить навыки формирования извлечения необходимой информации;
закрепить навыки постановки и формулирования проблемы;
закрепить навыки осознанного и произвольного построения речевого высказывания; использование знаково-символических средств;
закрепить навыки установления причинно-следственных связей;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
закрепить навыки построения логической цепи рассуждений.
Метапредметные:
целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу;
общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:
самоконтроль;
групповая;
индивидуальная
НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
компьютеры;
проектор;
экран;
презентация;
карточки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность ученика УУД на этапах урока Время (в мин.)
1 Мотивация
деятельности
Цель: создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация на учёбу,
создание ситуации
успеха Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке Вы сделаете для себя много новых открытий, а я постараюсь Вам в этом помочь! Желаю всем вам успехов в работе! Проверьте вашу готовность к уроку! Начнём!
(Перекличка, проверка домашнего задания) Приветствует, проверяет
готовность к уроку,
проводит
перекличку.
Настроились на
работу, проверили свою готовность куроку.
Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться
к учителю и
одноклассникам. 3 мин.
2 Актуализация знаний учащихся
Цель: актуализировать
знания учащихся потеме «Понятие как форма мышления. Как образуются понятия » Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Для чего нам нужны эти знания? (Темы предыдущих уроков «Как мы познаем окружающий мир», «Понятие как форма мышления») Внимание на экран! (вопросы на актуализацию знаний) Проверяет уровень
подготовки
учащимися
домашнего задания,
для дальнейшего продолжения изучения материала по данному направлению Отвечают на вопросы учителя. Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться
к учителю и
одноклассникам 7 мин.
3 Постановка
учебной задачи
Цель: сформулировать
тему урока и
основную его цель
Скажите, на все ли вы вопросы ответили? На какие вопросы вы не смогли ответить? Почему?
Приём «Шаг за шагом»: вызываются два ученика, по желанию или назначенные учителем, делают шаги к доске, называя термины и понятия по теме предыдущего урокаУ вас на столах есть оценочные листы. Те из вас, кто отвечал, оцените себя, поставьте 1 бал за каждый ответ. Ответьте на вопросы: 1)С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков). 2)Какие признаки объекта считаются существенными? (свойства, действия, поведение, состояния) Приведите пример. (Свойство: голубоглазый человек; действие: переименовать файл; поведение: птицы и воздушный шар летают; состояние: хорошее погода, т.е. тепло, солнечно, тихо). 3)Что такое понятие?(Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки объекта или множества объектов) Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием (компьютер, стол, ручка) Вывод: словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Оцените свои ответы в оценочных листах (1 балл за каждый ответ). Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей. Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): стол (состоит из: ножек, столешницы, шурупов, на нем можно писать, обедать, играть..), машина (состоит из: колес, двигателя руля, можно ездить, рулить, ремонтировать).Сформулируйте, пожалуйста, как образуются понятия? Мы можем сразу назвать все способы образования понятий? Как вы думаете, какая тема урока, сформулируйте ее («Понятие как форма мышления.Как образуются понятия»). Запишите её в вашу тетрадь
и озвучьте!
Метод «Я хочу научиться!». Пока течет песок в песочных часах, ответьте на вопрос «Чему вы хотите научиться в ходе урока? Это и будет целью урока для каждого из вас. На доске представлен план работы на уроке. Подводит к
оглашению темы и целей урока.
Слушают учителя,
думают над
поставленными
вопросами,
выдвигают свои
предположения.
Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. Личностные:
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться
к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные:
выделение и
осознание учащимися
того, что уже усвоено и
что еще подлежит
усвоению.
Коммуникативные:
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя. 3 мин.
4 Изучение
нового материала
Цель: получить
новые знания.
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднения?
Для решения нашей проблемы просмотрим следующую часть презентации(«Понятие как форма мышления.Как образуются понятия», отвечают на вопросы, выполняют задания.)
А теперь мы можем ответить на поставленные вопросы? А на какие мы еще не можем дать ответ?
Работа в малых группах (3-4 чел.). Метод «Ульи». У вас на столах есть задания, на цветных листах: 1 группа - зеленый; 2 группа - красный; 3 группа - синий; 4 группа - желтый. Объединитесь в группы по цвету и выполните задания. Подводит учащихся
к планированию
своих действий.
Консультирует учащихся Делают вывод, о
том, накопленных, ими по данной теме знаний
недостаточно, что
нужно
воспользоваться
дополнительной
информацией,
которую можно
почерпнуть из
учебника,
Интернета и отучителя.
Работают в
группах, согласно
заданиям вполученных ими
карточках.
А также консультируются
с учителем.
В итоге: каждая
группа
представляет
доклад о
проделанной
работе и о
полученных
новых знаниях.
Подводят итог
работы группы. Познавательные
предлагают способы решения поставленной учителем проблемы;
развивают читательские умения, поиск нужной информации в повествовательном и описательном текстах;
развивают умение работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак (в том числе иероглифами), фотография.
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;
умение представлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.;умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Регулятивные:
выделение иосознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
умение организовывать выполнение заданий учителя
Личностные:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику. 15
мин
5 Физкультминутка
Цель: отдых
Упражнения для снятия напряжения (часть презентации «Разминка»)
Следит за выполнением упражнений
Выполняют упражнения
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные:
умение организовывать выполнение заданий учителя 3
мин
6 Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: закрепить полученные знания.
Скажите, а теперь вы можете ответить на вопросы, которые вызвали у вас в начале урока затруднения? Внимание на экран! (вопросы, на которые учащиеся не ответили в начале урока).
Обобщим, что мы узнали о способах образования понятий на примере презентации «Понятие как форма мышления».
Приведите примеры анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения ученики приводят свои примеры).Объединитесь в группы по цвету. Работа в группе по цвету (3-4 чел.): какие логические приемы, вы применяли при выполнении предыдущего задания? Обсудите, как можно одним словом назвать действия, которые вы выполняли при решении зданий? (обсуждение в группе: анализировали, сравнивали, обобщали, синтезировали). Какое действие выделила 1 группа? Какое действие выделила 2 группа, 3 и 4 группы? Совпали ваши определения действий или нет? (1 группа. - анализ, 2группа. – синтез, абстрагирование, 3 группа. – анализ, сравнение, 4 группа - обобщение). Работа в рабочих тетрадях по карточкам . стр.88. 1 вариант выполняет задание №93; 2 вариант - выполняет задание №94Выполните только 3 пункта задания! (для экономии времени) Работа в парах. Проверьте и обсудите правильность выполнения задания в паре, поставьте друг другу баллы в оценочных листах. Какие логические приемы вы использовали для решения этих задач? Работа за компьютером. Переходим работать за компьютеры. Практическая работа №7 (учебник стр.162) «Конструируем и исследуем графические объекты». Оцените свою работу в оценочных листах. Организует деятельность учащихся.
Контролирует правильность выполнения заданий. Работают самостоятельно.
После выполнения заданий - обмениваются тетрадями для проверки. Познавательные:
умение воспроизводить по памяти, информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
умение перерабатыватьполученную информацию: делатьвыводы в результате совместной деятельности класса
Регулятивные:
умение высказывать свои предположение, работать по намеченному плану
Личностные:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Коммуникативные:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
умение представлять свои мысли в устной форме, слушать
и понимать речь других..3
мин
7 Домашнее задание
Цель: дать задание длязакрепления пройденного материала.
Д/з §8 прочитать. Вопросы после параграфа письменно в тетради.
Организует запись
домашнего задания вдневники,
предлагает задания
по выбору.
Учащиеся
записывают их
дневники и
выбирают
карточки сзаданиями.
Личностные:
- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
- формирование личностного самоопределения
Регулятивные:
умение организовывать выполнение заданий учителя,
ставить учебную задачу на основе того, что уже известно, и того, чтоещё не известно, мобилизовать свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору и преодолению препятствий 2 мин.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной умственной деятельности
Внимание на экран, продолжите фразы(вопросы на рефлексию).
Скажите, мы решили с вами поставленную в
начале урока задачу?
Я тоже так считаю!
Желаю
вам успехов и в дальнейшем при изучении моего предмета. Спасибо за сотрудничество! Урок окончен, до свидания!
Личностные:
способность к самооценке
умение соблюдать дисциплину на уроке,
уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные:
Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека
2 мин
9Оценка работы учащихся на уроке
Оценивает работу
учащихся на уроке
Подают дневники
на оценку.
2 мин.