Конспект урока по информатике Рабочий стол. Управление мышью.


«Рабочий стол. Управление мышью».
2. МБОУ «Красноярская СОШ №1»
3. Учитель информатики
4. Информатика
5. 5 класс.
6. Тема «Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши», урок № 6
7. Учебник «Информатика и ИКТ», 5 класс, автор Л.Л. Босова
8. Цели урока:
Ввести первые понятия графического интерфейса – рабочий стол, значок, ярлык;
показать, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши;
освоить основные действия с мышью.
Задачи урока
Обучающие:
составить представление о Рабочем столе , как о главной системной папке,
показать особенности взаимодействия пользователя с объектами Рабочего стола;
обеспечить усвоение основных действий с компьютерной мышью;
продолжить формирование умения учащихся работать с мышью.
Развивающие:
Развивать внимание, восприятие, память, мышление, речь, творческую активность ребёнка, умение действовать по правилам, работать в коллективе.
Воспитательные:
Расширение социальных контактов, развитие социального опыта детей способствует организации взаимодействия детей разного уровня, что даёт возможность воспитать и обеспечить :
Успешность освоения учащимися социальных ролей;
Преобразование имеющегося опыта одних и развитие, и обогащение опыта других детей;
Формирование социально значимых качеств личности (чуткость толерантность, заботливость, коммуникативность ответственность, организованность, и др.);
Социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи, в случае возникновения трудностей при выполнении учебной работы, поддержку тех ребят, которые по каким-либо причинам не могут реализовать себя в группе своих сверстников;
Развитие самостоятельности предполагающее обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях;
Умение устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях;
Планируемые результаты
Предметные:
У учащихся будут сформированы: представления об основных устройствах компьютера (для чего нужны, где располагаются), они научатся вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши, находить основные объекты на рабочем столе, ориентироваться в них, запускать с помощью мышки. Находить «панель задач», знать её предназначение и что в ней располагается. Запускать программы из меню «Пуск», понимая, что это ярлыки. Выполнять требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
Учащиеся получат возможность правильно применять на бытовом уровне эти понятия и оперировать ими. Находить и использовать программное обеспечение компьютера
Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты нформационных функций человека. Освоить скоростной ввод информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши. Использовать сочетание клавиш при работе с клавиатурой.
Изменять размеры и перемещать окна на рабочем столе, реагировать на диалоговые окна, контекстное меню. Размещать необходимые для работы объекты на «Панель задач», быстрый доступ. Научиться размещать в Меню «Пуск» ярлыки объектов.
Контролировать безопасное и рациональное использование своего АРМ.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
познавательные интересы в области информатики и ИКТ, инициатива и любознательность,
понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
актуализации сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
Учащиеся получат возможность формировать готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоению типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
формировать критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
основам правовой культуры в области использования информации,
Формированию навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, , чувства ответственности за качество личной информационной среды;
формированию умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.

Метапредметные: В процессе знакомства с компьютером и организацией работы его основных устройств, использовании его возможностей при изучении других школьных предметов, развивается интерес к профессиональной деятельности, воспитывается уважение к людям труда, возникают первые осознанные мысли о выборе будущей профессии.
Развитие межпредметных связей. Только интегрированные знания наук помогут осознать потребности в получении знаний, развитие умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, переносить теоретические знания в практическую деятельность и использование их в нестандартных ситуациях. Только так может быть сформировано целостное представление о научно-предметной и ценностных картинах мира. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному личностно-значимому и осмысленному восприятию знаний, что приводит к усилению мотивации эффективному использованию учебного времени.
Формируемые УУД:

Личностные - умение организовывать свое образовательное пространство (оформление рабочего стола) в соответствии с личностными учитывая моральные и социальные ценности и установки. Бережное отношение к устройствам компьютера и своему АРМ.
Коммуникативные – Инициативное сотрудничество в поиске основных элементов рабочего стола, нахождения информации о способах доступа к ним с помощью мышки. Контроль и коррекция действий партнёров в процессе освоения технологии использования мышки.
Познавательные - различать основные объекты на Рабочем столе, знать, что все они имеют определен- ные свойства и возможности ( раскрывающиеся и контекстные меню); сворачивать, разворачивать окна, выбирать, ставить флажки, переключатели, раскрывать списки, вводить в поле
Регулятивные: целеполагание, планирование действий по отработаке способов доступа к объектам рабочего стола освоив одинарный и двойной щелчок мышки. Выработать умение изменять форму представления объектов (окно). Понимать и осознавать смысл своей деятельности; принимать решение по преодолению препятствий (временных неудач).
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся индивидуальные и в парах на практических заданиях.
Оборудование: экран (интерактивная доска), компьютер, проектор, компьютерная презентация «Рабочий стол. Управление мышью», рабочая тетрадь Босовой Л.Л., учебник для 5 класса Босовой Л.Л..


Список литературы и Интернет-ресурсов:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 192 с.: ил.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008. – 464 с. : ил.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 87 с.: ил.
Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. (Игровые методы обучения)
http://www.computerra.ru/terralab/peripheral/438379/
http://lp-media.satel.com.ua/www/index.php?newsid=4714
Подробный конспект урока.
Мотивация учащихся

Использование игровых приёмов по ходу урока:
используется вводное слово учителя, которое создаёт эмоциональный настрой: ожидание работы в конкретном предметном поле, игровой настрой, приподнятое настроение.
используется анаграмма – игра, привычная и любимая детьми – как способ актуализации знаний

Ход и содержание урока

1. Организационный этап (эмоциональный настрой на урок)
1 мин.
Приветствие детей, проверка готовности к уроку. (Экран выключен)
Вводное слово учителя:
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Урок не математика, а лучше – информатика
Включен экран презентация слайд 2.

2. Актуализация знаний. 3мин.
- На предыдущем уроке мы изучали тему «Программы и файлы». Познакомились с программным обеспечением компьютера. Давайте вспомним основные понятия этого урока ( слайд 3).
Для этого вам необходимо найти соответствие между понятиями и их описанием.
Вспомним основные устройства компьютера (слайды 4, 5)
ВЫПОЛНИЛИ КОЛЛЕКТИВНУЮ ПРОВЕРКУ (ИТОГОВЫЙ ЛИСТ два результата)

3) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока 3 м.
.





















4) Изучение нового
8 мин.


5) Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний 3 мин.







– (слайд 6) Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
На экране записаны компьютерные анаграммы, вам нужно их разгадать и рассказать об отгаданном устройстве.
- Правильно, первое слово ДИСКЕТА (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- А что такое дискета? (Дискета - гибкий магнитный диск, это носитель информации)
- Второе слово МОНИТОР (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- Так что же это за устройство? (это устройство предназначено для вывода информации на экране)
- Третье слово КЛАВИАТУРА (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- Что такое клавиатура? (это устройство для ввода информации в компьютер)
- Четвёртое слово МЫШКА (по щелчку на этом же слайде появляется ответ)
- А что такое мышка? (это устройство для управления компьютером) - Верно.
Скажите, а с чего начинает свою работу за компьютером пользователь? - Включает кнопку «Загрузка» и ждёт её окончания. Где у нас стоят все компьютеры? - В классе на рабочих столах. Давайте посчитаем, сколько у нас рабочих столов. – 14 столов. Нет я утверждаю, что их в два раза больше. Как такое может быть, кто может ответить? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем Р.т. с.64 и выполним задание №14. Работаем в группах по 3 человека. (слайд 8)
На обсуждение в группах отводится 3 минуты. После обсуждения – публичная защита. Учитель на доске отмечает ответы детей. Делаются обобщения по аналогии с рабочим столом учащегося. Выводы Что такое Рабочий стол, что на нём расположено и что там можно делать. Таким образом, мы получили представление о Рабочем столе.
Как вы думаете можно сформулировать тему нашего урока? Совместно с учащимися формулируется тема урока (слайд 9-10)

6)Первичная проверка понимания. Первичное усвоение новых знаний 7 мин.































7) Физкультминутка
1 мин.

8) Контролирующее задание. Первичное закрепление 10 мин. (практика).












Далее учитель даёт конкретное представление об устройстве компьютерного Рабочего стола. Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующего изображения. Дома у каждого из вас есть рабочий стол, на котором находятся учебники, тетради, линейки, ручки и т.д. В информатике понятие «Рабочий стол» обозначает совсем другое (слайды 10-11).
1. Определение: Рабочий стол – это представление основной системной папки операционной системы Windows на экране монитора.
Изображение на экране может содержать рисунок или фотографию, может быть цветным, черно-белым, однотонным.
2. Объекты Рабочего стола. (слайды 12-17)
На Рабочем столе размещаются небольшие картинки- это значки, ярлыки. Значки, как правило, располагаются в левой части экрана. Например,



Значки обеспечивают доступ к различным устройствам компьютера или программам.
Значок Мой компьютер обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера. Значок Мои документы поможет быстро найти сохраненные документы или рисунки. Значок Корзина содержит «мусор»- все то, что не нужно хранить в памяти компьютера. Значок Доклад по физике - ранее сохраненный текстовый документ, Домик - рисунок или графический файл.
На Рабочем столе находятся ярлыки - это картинка с небольшой черной стрелочкой в левом нижнем углу.
Они показывают, где находится соответствующий объект, и называются ярлыками этих объектов.
На Рабочем столе находится Панель задач, которая содержит кнопку «Пуск», кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикатор клавиатуры и другое.
Слайд 17.


Практическое задание.
Найдите на своих компьютерах значки и ярлыки(по 3-4) на Рабочем столе и заполните таблицу (работа в парах). Результат представить и обсудить.
Значки объектов
Значки ярлыков к объектам














На слайде размещена фотография Рабочего стола и надписи «значки» и «ярлыки».Учащимся предлагается соединить стрелками значки и ярлыки с надписями.
VI. Практическая часть урока (работа учащихся за компьютером)
Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.
Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.
Вопросы:
Что такое рабочий стол?
Что находится на рабочем столе компьютера?
Чем значки отличаются от ярлыков?
Какие объекты расположены на Рабочем столе вашего компьютера?
Какое устройство помогало выполнять вам это задание? Правильно, Мышка.
Историческая справка. Первая компьютерная мышь была изобретена в 1964 году американским учёным Дугласом Энгельбартом. Она мало походила на сегодняшних грызунов – представляла собой небольшую деревянную коробку, внутри которой находилось два перпендикулярных колеса и кнопка. Перемещение коробки по столу в горизонтальном или вертикальном направлении преобразовывалось в перемещение курсора по экрану. К сожалению, в силу своей конструкции перемещаться одновременно по двум координатным осям эта мышка не могла (щелчок слайд 18).
Существует различные виды компьютерных мышей, вот некоторый из них (щелчок слайд №19).
Сколько у неё кнопочек и для чего они нужны? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём небольшой эксперимент. Установите указатель мышки (стрелочку) на значок «Мой компьютер» просто подержите. Что увидели? Цвет значка стал более глубоким, и появилась надпись с пояснением. А теперь, щёлкните указательным пальцем по левой кнопочке мышки - это действие называется «Выделить объект». Теперь сделайте тоже самое, только средним пальцем на правой кнопке мышки. Что увидели? Правильно появилось выпадающее меню список команд для этого значка. Теперь мы увидели, что можно сделать с этим объектом. А теперь сделайте двойной щелчок левой кнопкой мышки. Что увидели? Правильно, объект открылся и мы увидели, что в него входит.
Мы с вами увидели, как работает мышка. Давайте сделаем вывод по наводящим вопросам:
Что такое мышка, для чего она нужна. – Это устройство управляющее работой компьютера (помощница).
Сколько у неё кнопочек?- У неё две кнопочки.
Функции кнопок? Левая, одним щелчком выделяет, а двойным щелчком открывает доступ к объекту (открытое окно объекта). Правая, открывает меню (перечень команд) объекта.
У мышки есть ещё оно полезное свойство:- она может менять размеры открытого окна объекта. Показать на примере, дети повторяют, отрабатывая этот навык.
Что мы видим, когда просто перемещаем мышь от одного объекта к другому?
Движения мыши по коврику отображаются на экране монитора в виде перемещения указателя мыши. Указатель мыши может выглядеть по-разному в зависимости от действий, выполняемых на ПК (слайд 20).
Какие изображения указателя мышки мы видим чаще всех? Почем,у как вы думаете??
Что есть у всех мышек? Как вы думаете почему, зачем?
(Учитель наглядно демонстрирует каждый вид мыши, если их в наличии нет, то можно воспользоваться демонстрацией изображений этих мышей).

9) Коррекция 3мин.

- Давайте выполним №13 со с.64 рабочей тетради.
Дети выполняют задание самостоятельно, а затем выполняют взаимопроверку и оценивают друг друга.

VII. Компьютерный практикум 5 мин.
Практическая работа № 2 «Освоение мыши»
Дети выполняют задание самостоятельно, а затем выполняют взаимопроверку и оценивают друг друга.

10)Рефлексия (подведение итогов занятия) 3 мин.

- Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что для этого было нужно?


Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данном уроке. Формулируют какой этап урока им показался наиболее интересным и полезным. Оценивают самых активных уч-ся, высказывают пожелания своим одноклассникам.

Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке.

В конце урока ставлю оценки за урок.

11) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин.

Базовый уровень Домашнее задание: рабочая тетрадь с.65 № 15, §2.5, 2.6 слайд 12
Повышенный - как выполнить настройку графического интерфейса Рабочего стола? Описать алгоритм необходимых действий.
Высокий - можно ли на рабочем столе разместить одинаковые ярлыки. Дать пояснение, если это возможно.


Дополнительная необходимая информация
Домашнее задание даётся детям перед компьютерным практикумом.
Компьютерный практикум предполагает самостоятельную работу детей, т.к. они умеют работать в этом графическом редакторе. Если останется время, можно продемонстрировать ребятам слайд 13 «Самые интересные компьютерные мышки».



Формируемые УУД – личностный, регулятивный, коммуникативный.

Результат взаимодействия: осознание пользы от урока.

Форма контроля – устно – индивидуальная.












13PAGE 15


13PAGE 14115













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4C, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак