Урок по информатике на тему: Рабочий стол. Управление мышью (5 класс)
Конспект урока на тему: «Рабочий стол. Управление мышью»
Класс: 5.Программа: Босова Л.Л.Тип урока: комбинированный.Цель урока: ознакомить учащихся с элементами графического интерфейса пользователя: рабочий стол, значок, ярлык. (Ввести на интуитивном уровне новые понятия графического интерфейса. Показать, что пользователь может взаимодействовать с программами и устройствами компьютера с помощью мыши. Освоить основные действия с мышью)Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС:
Предметные: Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь работать с мышью.
Метапредметные: Л. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать информационное пространство.
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
К. Развитие навыка выступления перед аудиторией.
ИКТ. Все без исключения ученики должны научиться работать с мышью.
Личностные: Тренировка памяти. (При выполнении практических заданий)
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: дидактические карточки; рабочая тетрадь Босовой Л.Л. и др.; план практической работы; экран, проектор.
Этапы урокаДидактическая цель, задачи.Содержание
Методы, приёмы обучения
Формы учебной работы
Планируемые результаты
I. Организационный этап
Подготовить учащихся к работе.Организация класса. Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка подготовки к уроку. Организация внимания.
1 мин.
Фронтальная
Полная готовность учащихся к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания учащихся.
II. Этап проверки домашнего задания
Выявить выполнение домашнего задания, уровень знаний учащихся, определение недостатков, их причин.Проверка домашнего задания.На предыдущем уроке мы изучали тему «Программы и файлы». Познакомились с программным обеспечением компьютера. Вам было дано задание. Сообщите д/з.Организация проверки д/з:1. Карточки №1 (группа 5 чел.)2. Карточки №2 (группа 5 чел.)3. Индивид. опрос (2 чел.)
Практический. Приём: упражнение6-7 мин.Класс делится на группы1. Разгадать кроссворд (проверка выполнения д/з из РТ№5 стр.57)Приложение 12. Найти соответствие между понятиями и их описанием.Приложение 23. Опрос по вопросам по изученной теме.Приложение 3
Индивидуальная
Выявить уровень знаний по ранее изученной теме «Программы и файлы». Текущее повторение темы «Устройство компьютера».
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока, формирование познавательных мотивов.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.С помощью выполнения упражнения подвести учащихся к самостоятельному формулированию темы изучения нового материала, цели, задач урока.
7-8 мин.Частично-поисковый. Прием: упражнение.1. В качестве мозговой гимнастики для активизации мыслительной деятельности предлагается разгадать загадки.Приложение 4
Групповая
Активная познавательная деятельность учащихся на последующих этапах урока.Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.Формулирование темы урока.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Программное обеспечение компьютера». Чтобы компьютер мог работать, ему необходимы наборы инструкций – программы. А с чего начинает свою работу за компьютером пользователь?Чтобы ответить на данный вопрос, выполните задания в группах.На обсуждение в группах отводится 5 минут. После обсуждения – публичная защита. Делаются обобщения, выводы. Совместно с учащимися формулируется тема, цель, задачи.
2. Выполнение задания по карточкам в группах «Определение элементов рабочего ученического и компьютерного стола, разработка мини проекта: Рабочий стол детского врача». Приложение 5Задание направлено на создание мотивации учащихся и подготовки к изучению нового материала.
IV. Этап усвоения новых знаний
Дать конкретное представление об устройстве компьютерного Рабочего стола. Обучить основным действиям с объектами Рабочего стола с помощью мыши.Рассказ сопровождается демонстрацией соответствующего изображения.
7 мин.Словесный. Прием: рассказ.
Фронтальная
V. Проверка понимания учащимися нового материала
Установить насколько осмыслили учащиеся содержание нового материала.
Практический. Приём: упражнение3-4 мин. Выполнение задания РТ №13 стр. 64.Самопроверка: ответы на экране.Слайды 2-4
Фронтальная
VI. Закрепление нового материала
Закрепить в памяти учащихся полученные знания по данной теме.
Практический. Приём: упражнение10 мин.Выполнение обучающей практической работы на компьютере.Приложение 6
Фронтальная
Выполнение практической работыОсвоение приемов работы с мышью:перемещать указатель мыши; выполнять щелчок левой кнопкой мыши; выполнять щелчок правой кнопкой мыши; выполнять двойной щелчок; перетаскивать объекты с помощью мыши.
VII. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании с разъяснением по его выполнению
Подвести итог по результатам практической работы, а также итог всего урока.Выставить оценки.Разъяснить выполнение домашнего задания.
3 мин.Коллективное обсуждение результатов практической работы.Запись домашнего задания.§2.5-2.6 РТ: №15,16 с.65.
Фронтальная
Комментарии своих результатов практической работы и результатов одноклассников.Запись домашнего задания
Литература
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 191 с.: ил.
Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 87 с.: ил.
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – для учителя информатики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание № 1.Разгадайте кроссворд «Устройства компьютера».
По вертикали:1) Основной инструмент сбора, хранения и переработки информации.
По горизонтали:1) Основное устройство ввода информации.2) «Мозг» компьютера.3) Устройство ввода информации.4) Устройство хранения программ и данных.5) Устройство для быстрого перемещения по экрану и выбора информации.6) Носитель информации, на который записывают программы для хранения.7) Другое название жёсткого диска.8) Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание № 2.Найти соответствие между понятиями и их описанием:
1. Программное обеспечение
1. Программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания.
2. Операционная система
2. Папки для хранения программ и данных на диске.
3. Прикладные программы
3. Пакет программ, управляющих работой компьютера и взаимодействием между человеком и компьютером.
4. Файл
4. Совокупность всех программ компьютера.
Ответ записать таким образом, например: 1. – 2 и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание № 3.Для индивидуального опроса.
1) Что вы понимаете под программным обеспечением компьютера?2) Для чего нужна операционная система?3) Как называется операционная система, установленная на ваших компьютерах?4) Какие программы называют прикладными?5) Word – это какая программа?6) Ответить кратко: что такое файл?7) Что может содержать файл?8) С помощью какой программы можно рисовать на компьютере?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Отгадай загадкиА теперь, друзья, загадка!Что такое: рукоятка,Кнопки две, курок и хвостик?Ну конечно, это ... (джойстик)Около дисплея – главный блок:Там бежит электротокК самым важным микросхемам.Этот блок зовут ... (системным)
По клавишам прыг да скок –Бе-ре-ги но-го-ток! Раз-два и готово –Отстукали слово! Вот где пальцам физкультура Это вот – ... (клавиатура)
Скромный серый колобок,Длинный тонкий проводок,Ну а на коробке –Две или три кнопки.В зоопарке есть зайчишка,У компьютера есть ... (мышка)В ней записаны программы И для мамы, и для папы! В упаковке, как конфета, Быстро вертится ... (дискета)И компьютеры порой Говорят между собой, Но для этого одна Им штуковина нужна. К телефону подключил –Сообщение получил! Вещь, известная не всем! Называется ... (модем)
Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу тащит И сейчас же буквы, точки, Запятые – строчка к строчке –Напечатает картинку Ловкий мастер Струйный ... (принтер)
Без меня сплошной бардакЧто ты делаешь? И как?Даже если постараться,Без меня не разобраться!И не слушай никогоНе увидишь ничего! (монитор)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Задание №1.1) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.2) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.3) Напишите список объектов, которые могут быть на компьютерном рабочем столе детского врача:а) Настольная лампаб) Папка с документамив) Учебникг) Кнопка Пускд) Календарье) Значок Мой компьютерж) Корзиназ) Часыи) Линейка и ножницык) Клейл) Авторучка
Задание №2.1) Укажите те объекты, которые могут быть на компьютерном рабочем столе.2) Укажите те объекты, которые могут быть на вашем рабочем столе.3) Напишите список объектов, которые могут быть на рабочем столе детского врача:а) Настольная лампаб) Папка с документамив) Учебникг) Кнопка Пускд) Календарье) Значок Мой компьютерж) Корзиназ) Часыи) Линейка и ножницык) Клейл) Авторучка
13PAGE 15
13PAGE 14115
Устройства компьютераРисунок 1Устройства компьютера‡ђЗаголовок 2‡ђЗаголовок 315