Конспект воспитательского занятия «Его величество-Хлеб»»
Цель занятия:
Показать детям, что во все времена -хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей выращивающих его.
Задачи:
1.Расширить знание детей о хлебных продуктах и о процессе создания хлеба.
2.Коррекция и развитие слухового восприятия, речи учащихся, словарного запаса, познавательных интересов.
3.Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
Проектор для показа слайдов, компьютер, заготовки для аппликации «колосок», разные виды хлебобулочных изделий, вышитое полотенце.
План занятия:
1. Организационный момент.
2.Введение в тему. Мотивация познавательной деятельности.
3.Основная часть.
3.1 Ознакомление с новым материалом.(Из истории происхождения хлеба).
3.2 Закрепление нового материала.
3.3 Путь хлеба: от зернышка до каравая.
3.4 Свойства хлеба.
3.5 Правила обращения с хлебом.
3.6Пословицы о хлебе.
4. Заключительная часть.
Ход занятия.
Этапы работы. Содержание этапа.
I.Организационный момент.
Цель: эмоциональный настрой к занятию.
II.Введение в тему.
Коррекционное упражнение на внимание.
Цель :коррекция внимания и зрительной памяти.
.
Коррекционное упражнение на развитие операций мышления: синтез и анализ, обобщение.
III.Основная часть.
1.Ознакомление с новым материалом.
Цель: побуждение эмоционального восприятия нового материала, путем использования наглядности.
Использование опорных слов для опосредованного запоминания.
2.Закрепление нового материала.
Цель: отработка умений связного рассказа и описание последовательности событий.(Оценка пересказа похвала)
3.Путь хлеба от зернышка до каравая.
Цель: смена доминантного анализатора.
Упражнение на коррекцию умения делать обобщение путем нахождения нужного слова.
4.Свойства хлеба.
Постановка вопроса в необычной форме должна разбудить интерес.
Динамическая пауза (релаксация).
Цель: активизация совместной деятельности детей, снятие физического напряжения.
5.Правила обращения с хлебом.
Цель: развитие вербального мышления.
Закрепление нравственных понятий.
5. Пословицы о хлебе.
Цель: коррекция мыслительной деятельности.
IV.Заключительная часть.
Изготовление коллективной аппликации «колосок».
Цель: развитие творческого воображения.
Чтение стихотворения.
Цель: стимулирование эмоционального отношения: на уровне переживания, эмоций.
Занятие проходит в компьютерном классе. Дети сидят полукругом перед медиапроектором.
Посмотрите на экран. Вам интересно узнать, что появиться на экране? На экране по очереди появляется на слайдах №1,2,3,4,5 изображения: хлеб, пряник, вафли, баранки, торт.
Назовите продукты, которые появлялись на экране. (На экране они отсутствуют, дети называют их по памяти).
Давайте посмотрим, все ли изделия вы назвали? (На экране появляется слайд №6)
Что можно добавить к этим продуктам? (Булки, калачи, кекс, пирожное и т. д.).
Почему именно эти продукты вы назвали? (Эти продукты сделаны из муки).
Как назвать одним словом эти продукты? (Хлебобулочные изделия).
На слайде №6 появляется анимационная запись: Хлебобулочные изделия.
Сегодня мы поговорим об одном чудном продукте. Вы догадались какой это продукт?
Это-ХЛЕБ.
На экране появляется слайд №7: Его Величество –Хлеб.
Почему хлеб называют Его Величество? Подумайте, после нашего разговора попробуем ответить.
Внимательно послушайте мой рассказ. (При беседе идет поэтапное изложение нового материала, чтобы у детей не потерялся интерес к информации).
Хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Хлеб с нами каждый день. Хлеб всегда должен присутствовать на столе.
Из истории происхождения хлеба.
Но прежде. Чем прийти хлебу на наш стол в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий. Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки –это пшеница, рожь, овес, ячмень (показ гербария).
Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде. На экране появляется слайд №8: Зерна злаков в сыром виде.
Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши.
На экране появляется следующая запись: Мучнисто-зерновая каша.
Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. И из мучнисто-зерновой каши наши предки научились печь лепешки на горячих камнях. Пресные лепешки -без кислоты, остроты или без соли.
На экране появляется следующая запись: Пресные лепешки.
Прошло еще несколько веков. И свершилось еще одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки. Он превратился в нежный хлеб.
На экране появляется запись: Нежный хлеб.
Потом люди научились печь хлеб. (Картинка хлеба).
Когда вы кушаете в столовой, какой хлеб вам выдают? (Белый, ржаной).
Белый хлеб пекут из пшеницы, а ржаной – из ржи.
-Сразу ли хлеб появился таким, какой он сейчас?
Как выглядел первый хлеб?
Опираясь на предложения на экране, дети восстанавливают историю происхождения хлеба.
Вывод: очень много времени потребовалось, чтобы хлеб дошел до наших дней в таком виде, какой мы едим сейчас.
Сегодня изобилие сортов хлеба. Давайте вместе назовем сорта хлеба: дарницкий, бородинский, докторский. йодированный и т. д.
Только знаете ли Вы
Как попал хлеб на столы?
Этот труд нам всем незрим
Путь его мы проследим.
Просмотр видеофильма «От зернышка до каравая» (4 минуты).
Как вы считаете, легко достается хлеб?
Кто помогает хлебу прийти на стол? (Ответы детей).
А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают.
Посмотрите на картинки различных профессий.
На экране появляется слайд №9 с названиями различных профессий. (Артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, портной, мельник).
Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
Ребята, вы хлеб едите каждый день?
Он вам не надоел?
Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.
На экране появляется слайд №10:
Свойства хлеба.
Не приедается
Возьмите в руки ломоть хлеба, поднесите его к носу. Что вы почувствовали? (Хлеб пахнет).
Какое еще свойство имеет хлеб? (Удивительный запах).
Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?
На экране добавляется:
Удивительный запах.
Удивительный вкус.
Дети читают стихотворение «Запахи».
Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.
Ребята, вспомните, какую песню о каравае поют на день рождения?
Дети встают в круг. Песня-игра:
Как на Танино рождение испекли мы каравай:
Вот такой ужины, вот такой ширины,
Вот такой нижины, вот такой вышины.
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай.
Хлеб постоянно живет в нашем доме. Можно ли хлеб назвать богатством?
Почему?
Но все ли знают, как обращаться с хлебом?
Представьте, мы пришли к детям в первый класс, чтобы им вы посоветовали? (Ответы детей).
Вывод:
Некоторые советы.
Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
На экране появляется слайд №11 (текст появляется в анимационном режиме).
Правила с пятью «не».
1.Не браниться, когда во рту хлеб.
2.Не брать грязными руками.
3.Не лепить из мякиша фигурки.
4.Не бросать хлеб.
5.Не выносить вместе с мусором.
Хлебу люди посвящают стихи, сказки, фильмы, песни, загадки, пословицы.
Какие пословицы о хлебе вы знаете?
На экране слайд №11, написано начало пословицы, детям надо продолжить пословицу.
Хлеб - … (всему голова)
Плох обед, … (когда хлеба нет)
У голодного … (хлеб на уме)
Обсуждение пословиц.
О каком продукте мы сегодня говорили? (О хлебе).
Ребята, вы готовы порассуждать, почему хлеб называют Его Величество? (Ответы детей).
На экране вновь появляется слайд №12: Его Величество-Хлеб.
Ребята, сегодня вы много узнали о хлебе: о том как он попадает к нам на стол, как надо беречь хлеб и уважать труд людей, которые его выращивают.
А как вы умеете беречь хлеб? На доске вы видите колосок, но в этом колоске нет зернышек. Нам необходимо заполнить его. У вас на столах лежат «зернышки». На этих зернах вы должны написать ответ на вопрос: «Как вы бережете хлеб?» и прикрепить свои зернышки к колоску.
В заключении послушайте стихотворение.
Ребенок держа на полотенце каравай, читает стихотворение (слайд №13).
Чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих.
Хлебом-солью привечаем, щедро угощаем.
Золотит колосья русские солнце спелое вдали.
Поклонитесь хлебу русскому.
Поклонитесь до земли!
Гости и дети угощаются.