Проект Аукцион Мир волшебных превращений .Развитие творческих способностей дошкольников.
Методический кабинет отдела образования администрации города Кировское
Дошкольное образовательное учреждение (ясли-сад)
общеразвивающего типа №17 «Сказка»
Аукцион «Мир волшебных превращений»
Развитие творческих способностей
дошкольников
(творчески-информационное проектирование с использованием нетрадиционных техник рисования)
Подготовили: Залогина А.А.
(воспитатель ДОУ №17 «Сказка»)
Методическое сопровождение и рецензирование:
Баштовая Л.А. (заведующий ДОУ №17 «Сказка»)
Савицкая Л.В. (методист ММК по дошкольному образованию)
г.Кировское, 2015
«Общение с искусством - одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и часто является устойчивым увлечением не только «особо"» одаренных, но и всех детей.
В.А. Сухомлинский
Тема проекта: «Аукцион «Мир волшебных превращений»
(Творчески-информационное проектирование с использованием нетрадиционных техник рисования).
Цель проекта:
• раскрыть значение нового, нетрадиционного приема художественного рисования на воде;
• развивать творческое мышление, воображение, творческую активность и познавательные способности детей;
• способствовать развитию интереса семьи к совместному детско-родительскому творчеству;
• сформировать у дошкольников способность к восприятию окружающего их мира и выражению своих впечатлений через художественно-эстетическое творчество, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования эбру;
• способствовать развитию образного восприятия визуального мира и освоению способов художественного, творческого самовыражения личности;
• формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
• развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства;
• учить изображать различные предметы, развивать приемы работы красками, воспитывать эстетическую восприимчивость.
Задачи проекта:
Развивающие:
• развивать творческие способности, воображение, фантазию и творческую активность мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности;
• развивать эстетическое восприятие цветовой информации, формы, цвета, ритма, композиции, чувство вкуса;
• развивать интерес к материалам и их свойствам, используя колористическое гамму красок, экспериментируя при их смешении, получая новые цвета и их оттенки.
• Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность в создании цветочного ковра, чувство прекрасного, аккуратность;
• воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
развивать желание рисовать.
Учебные:
• познакомить детей с понятием Эбру, с историей появления, с техникой, с инструментами рисования на воде;
• учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета, использовать различные способы создания изображения;
• закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, кисточками;
• формировать у детей творческие способности;
• обогащать эмоциональную сферу детей впечатлениями от изобразительной деятельности в сочетании с музыкой и поэтический словом.
Характеристика проекта
по доминирующей деятельности: информационно-развивающий, воспитательныйпо продолжительности: среднесрочный (2 месяца).
по количеству участников: коллективныйпо характеру контактов: в пределах группы.
участники и соучастники проекта: дети, родители, воспитатели группы №4.
Актуальность:
Современное общество нуждается в творческой личности. Множество способностей и чувств, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обусловливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека, поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвидению возможных изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвлекает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желаниям ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдение за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов достигнет ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, в них сохраняется высокая активность, работоспособность в течение всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Обладая различными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Ожидаемые результаты:
- ребёнок сумеет воплотить в практику и создать свой рисунок, используя нетрадиционную технику рисования на воде;
- научится не только создавать свои собственные композиции, но и видеть прекрасное вокруг себя;
- использование эбру будет способствовать самореализации личности ребенка, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла;
- поможет укрепить мелкую моторику рук;
- лексику ребёнка обогатится за счет новых слов, полученных в результате практической деятельности;
- ребёнок научится планировать свои действия, аргументируя свой выбор.
Результативность проекта:
Аукцион для родителей «Мир волшебных превращений».
Этапы реализации проекта:
Организационно - информационный этап.
Цель: Разработать проект, изучить инновационные методики и технологии по вопросам развития творческих способностей дошкольников и воспитания у них интереса к приемам нетрадиционного рисования.
Мероприятия:
Просмотр мастер-классов и видеопрезентаций:
- «Рисуем птиц».
- «Эбру. Ромашка».
- «Эбру. Водная анимация».
- «Эбру. Рисование на воде».
Творческие задания: творческая игра «Камешки», «Сказочная птица», игра - медитация «Я цветок».Практический этап.
Цель: внедрять в практику работы нетрадиционные методы изобразительной деятельности, раскрыть значение нового, нетрадиционного приема художественного рисования на воде; налаживать взаимодействие между участниками проекта.
Мероприятия:
1. Занятие «Путешествие в художественную лабораторию».
2. Занятие «Снежная шаль для Зимы».
3.Занятие «Подводный мир».
4. Занятие «Наряд для солнышка».
5. Занятие «Цветочная поляна».
6. Занятие «Жар птица».
7. Занятие «Волшебные деревья».
8. Занятие «Тюльпан для мамы».
9. Мастер-класс для родителей «Рисование на воде».
Итоговый этап.
Цель: обобщить материал работы по реализации проекта; организовать аукцион для родителей «Мир волшебных превращений».
Мероприятие: Аукцион детских работ «Мир волшебных превращений».
Вывод
Проводя занятия с использованием различных техник для выявления способностей детей в прошедший период, видно, что у детей, есть способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов повысился уровень увлеченности темой и техникой рисования, а также способность к цветовосприятию.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам настоящую радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют различные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие, и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Результаты диагностики показали, что количество детей с высоким уровнем освоения программы из раздела «Художественно-эстетическое» повысился.