Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Колтунович Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного
учреждения
«санаторной школы-интерната №10»
Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Метод: эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2013 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2013 г.
Цель урока: учить находить слова с приставками на з (с), правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограмм в приставках. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, алгоритм). Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения. Воспитывать умение работать самостоятельно и в группах.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
повторить морфемный разбор слов;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
а) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
б) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
в) развивать умение применять новые знания;
г) развитие творческих, речевых способностей учащихся;
д) формирование логических умений;
е) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
ж) развитие умения формулировать проблему;
з) развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
а) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
б) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийная презентация к уроку;
использование ЭОР;
листы самоконтроля;
карточки.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Используемые ресурсы:
Учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2013 г.
Русский язык в рисунках и схемах Т.Я. Фролова, Симферополь 2007.
Мы пишем без ошибок Т.Я. Фролова, Симферополь «Таврида» 1998.
Методика интенсивного обучения правописанию Т.Я. Фролова, Симферополь «Таврида» 2001.
Интернет ресуры.
Технологическая карта конструирования урока.
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
УУД
I.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
Подготовка учащихся к работе.
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к совместной деятельности, создает благоприятный психологический климат. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами немного волнуемся, но, думаю, когда начнём работать, это пройдёт. Я прошу вас сосредоточиться, быть внимательными, аккуратными. И за время урока подумать о том, каким же получится он у нас:
Посмотрите на слово УРОК и на то, как оно расшифровано. Например,
У – успешный
Р – результативный
О – отличный
К – качественный.
В конце урока мы определим, каков наш урок. А пока это остаётся тайной…
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Выбор ценностных, нравственно-эстетических ориентиров, обеспечивающих самоопределение человека (Л).
Планирование учебного сотрудничества (П).
Самоконтроль (Р).
II. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний учащихся о правописании гласных и согласных в приставках.
Обеспечение мотивации учащихся к учебной деятельности. … «За семью печатями».
А прежде всего возьмём в руки поурочные листы и вспомним изученный на прошлых уроках материал. Это первое наше испытание (сначала выполняют, а потом проверяют вместе) Расскажите о правописании гласных в приставках. Рассказывают правило о «Правописании гласных и согласных в приставках».+ проверка упр.436 Самоконтроль (Р).
III. Актуализация знаний.
1.Повторение изученного материала.
IV. Постановка учебной задачи.
V. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
VI. Физ. минутка.
VII. Закрепление изученного материала.
Промежуточный контроль знаний.
VIII.Рефлексия.
IX. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Построение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Формулирование конкретных задач.
Работа в группах.
Мини – исследование.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правила «Правописание приставок на –з и –с».
- Приступаем ко второму испытанию:
- Ребята, перед вами (на доске) слова:
зачерпнул, оделся, поставил, увидел, прорубил, слез.
- Какой частью речи являются данные слова? Почему?
- Что вы можете сказать об их грамматическом значении?
- Ребята, можно то, что гам представлено, назвать текстом?
- Почему?
- Вставьте глаголы (с доски) так, чтобы получился текст.
- Проверка.
- Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении. Составить схему.
- Найдите среди этих глаголов слова с приставками. Обозначьте их.
- Что вы можете сказать об их правописании?
- Из какой сказки взят этот отрывок?
- Почему она так называется? Кто знает, что было дальше?
… Емеля с печки, … , взял вёдра да топор и пошёл на речку.
… Емеля лед, … ведра и … их, а сам глядит в прорубь. И …. Емеля в проруби щуку.
- В каждом из указанных слов выделите приставку и подчеркните её конечную согласную:
воскликнуть – возгорание,
расписать – разбить,
беспомощный – безвкусный,
исписать – изложить,
всплеск – взлом.
- Сформулируйте возникшую проблему
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Какова основная цель урока?
- В рабочих тетрадях записываем дату, классная работа и тему урока.
А теперь попробуем решить проблему, открываем новые знания . Запись в тетрадях и на доске:
безбрежный – бессильный;
вздохнуть – вспорхнуть;
возрождение – восклицание; избежать – истолковать;
раздать– распустить;
низвергать – нисходить.
Важно, чтобы всё было наглядно. По мере ответов выделяем – приставки, буквы З, С подчёркиваем одной чертой. буквы глухих и звонких согласных подчёркиваем двумя чертами. Ученики формулируют закономерность, указывают на основное условие выбора буквы З или С на конце приставок. Записываем обобщённую графическую модель орфограммы. ….З звон. согл.
…. С глух. согл.
Чтение учебного материала на стр. 29-30. Ответ на вопрос: «От чего зависит выбор написания согласной в приставках на З/С?
С при- приставкою – присесть,
С под - приставкою – подняться,
С под-подпрыгнуть, подмигнуть,
С по- немножко – посмеяться,
С вы- – вытягиваем руки,
С о- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С за- зарядку завершать.
- Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применять на практике? Мы продолжаем работать с поурочными листами
Упражнение 1. Узнайте слово по его лексическому значению, запишите его и объяснить написанное.
1. Тревожное состояние, волнение.
2. Слегка, ненадолго заснуть.
3. Плотно соединив, прижать друг к другу; например, пальцы в кулак.
4. Не умеющий читать и писать.
5. Возобновить в своей памяти.
- Какое слово в ряду написанных слов лишнее и почему?
-Посмотрите, ребята, на слова с приставкой с- и запомните.
Приставка С- в начале слова:
сбивать
сдача
свидание
сговор
сгореть
сделать
- Почему в этих словах мы пишем з?
З – часть корня
здание
здесь
здешний
здоровый
здоровье
- Ребята, вы показали своё умение узнавать слово по его лексическому значению. А сможете ли вы составить слово, выполнив ряд действий?
Отгадайте шараду. С полученным словом составьте предложение.
- Вспомним, что это такое шарада.
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс в «собрании» встретится вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с).
1.) Плач без звука (беззвучный)
2. Жидкость без цвета (бесцветная)
3. Пустыня без воды (безводная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Ребенок без печалей (беспечный
- Ребята, выполним тест, проверим, насколько вы усвоили орфограмму «Правописание з и с на конце приставки».
Тест.
Вариант 1.
А1. В каком случае следует писать З?
1) во...хождение 3) во…соединение
2) и...бранник 4) и...следование
А2. Найти слово с приставкой на З и С.
1) растёт 2) разок 3) сбить 4) размельчить.
А3. В каком случае следует писать С?
1) бе..грамотный 3) во..кликнуть
2) и..вергать 4) во..гордиться.
А4. Найти слово, в котором допущена ошибка.
1) разход 3) раздвоение
2) чрезмерный 4) исподтишка.
А5. Найди «четвёртое лишнее» слово.
1) ра..копал 3) и..калечить
2) во..кликнуть 4) бе..людный.
Вариант 2.
А1.В каком случае следует писать З?
1) во..рождение 3) ..жечь
2) ра..сердить 4) чере..чур
А2. Найти слово с приставкой на З и С.
1) восток 2) воздух 3) здание 4) воззвание
А3. В каком случае следует писать С?
1) ра…носить 3) в…дыхать
2) ра..садить 4) бе…водный
А 4. Найти слово, в котором допущена ошибка.
1) изжить 3) исжарить
2) воспроизводство 4) иззябнуть
А5. Найди «четвёртое лишнее» слово.
1) в..лететь 3) во..стание
2) в..громоздиться 4) ра..мельчить
Ключ к тесту.
Вариант 1 Вариант 2
А1. 2
А2. 4
А3. 3
А4. 1
А5. 4 А1. 1
А2. 4
А3. 2
А4. 3
А5. 3
На основе заработанных баллов за выполненные упражнения выставляется оценка за урок.
Учитель подводит итоги.
- Ребята, удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Итак, сегодня мы закончили работу с правописанием приставок на з и с. Вы показали, что умеете применять правила написания таких приставок, отличать их от приставки С. Я уверена, что у вас не будет затруднений при написании слов на эту орфограмму.
Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю.
§ 83, упр. 443. Рифмованное правило учим по желанию
Это глаголы, т.к. обозначают действия предмета.
- Это глаголы с нулевым окончанием, обозначающие 3-е лицо единственного числа мужского рода прошедшего времени.
- Нет.
- Слова не связаны по смыслу.
Ребята читают получившиеся у них предложения.
Ученик выполняет у доски.
Это одновариантные приставки: гласные и согласные в них пишутся независимо от произношения: зачерпнул, прорубил, поставил; слез – приставки з не бывает!
“По щучьему велению...”.
Изловчился Емеля и ухватил щуку. А она просит его человеческим голосом отпустить ее, говорит, что исполнит все его желания, надо только сказать: “По щучьему велению, по моему хотению...”
Ребята заранее составили ромашки. Обращают на них своё внимание.
-Почему в одних приставках на конце пишется з, а в других с?
- Правописание приставок на –з и –с.
- Понять, когда в приставках на –з и –с пишутся буквы з и с.
Запись в рабочую тетрадь.
Пара пишет у доски.
Выполняют упражне-ние.
беспокойство
вздремнуть
сжать безграмотный
вспомнить
Сжать - это слово, в котором непарная (одиночная) приставка с-.
Произносится то з, то с, но пишем приставку с-.
Нет приставки з-!
В этих словах буква з является частью кор-ня.
Выполняют упражне-ние. Оценивают свою работу в «Листе учёта достижений».
Шарада - загадка, в ко-торой загаданное сло-во состоит из несколь-ких частей, морфем.
Рас-пис-ани-е
Выполняют упражне-ние. Оценивают свою работу в «Листе учёта достижений».
Выполняют тест. Сверяют ответы с ключом.
Оценивают свою работу в «Листе учёта достижений».
Считают заработанные баллы, выставляют оценку за урок.
21 – 25 баллов – «5»
16 – 20 баллов – «4»
9 – 15 баллов – «3»
Целеполагание (П).
Планирование учебного сотрудничества (К).
Умение выражать смысл ситуации различными средствами: рисунками, символами, схемами, знаками (П).
Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К).
Саморегуляция, самостоятельная постановка учащимися учебных задач и целей (Р).
Индукция (проблемный вопрос) (Р).
Обеспечение восприятия темы (П).
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).
Умение выражать смысл ситуации различными средствами: рисунками, символами, схемами, знаками (П).
Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К).
Саморегуляция, самостоятельная постановка учащимися учебных задач и целей (Р).
Индукция (проблемный вопрос) (Р).
Обеспечение восприятия темы (П).
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).