Содержание тем учебного курса Литературная Брянщина 7 класс

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ
Фольклор Брянщины. Тема Родины в пословицах, собранных на территории Брянской области.
М е т о д и к а. Беседы с учащимися о смысле пословиц, сочинения-миниатюры по пословицам, определение параллелей между пословицами и изучаемыми художественными произведениями.

А.К. Толстой «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Курган», «И у меня был край родной когда-то», «Когда природа вся трепещет и сияет» Г. Стафеев «А.К. Толстой».
Краткие сведения о малой родине А.К. Толстого. Отношение писателя к малой родине – пример беззаветной любви к родной земле и служения Отечеству. Отражение в стихотворениях А.К. Толстого его восхищения красотой Малороссии, уважения к славному прошлому малой родины, ее людям. Отношение А.К. Толстого к Красному Рогу; стихи, написанные здесь А.К. Толстым. Любовь к Красному Рогу – источник творческого вдохновения для поэта. Мастерство А.К. Толстого в передаче чувств лирического героя. Вклад брянских краеведов Г.И. Стафеева и В.Д. Захаровой в изучение биографии и литературного наследия А.К. Толстого. Картины Красного Рога в изображении Г.И. Стафеева.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика, лирический герой, стиль.
М е т о д и к а. Выразительное чтение стихотворений. Словесное иллюстрирование. Экскурсия в Красный Рог, устные рассказы о впечатлениях от экскурсии.

Н. Грибачев «Эта земля», «Как тот мужик». И. Швец «Нашим городом можно гордиться», «Меня тропинка увела» В. Козырев «Отчей земле». Н. Денисов «Кузьмич», «У русской печки». А. Якушенко «Этот домик стоит на окраине», «Село на ласку щедрым не было». М. Атаманенко «Живу посредине России». К. Асеева «Я, кажется, стала чужою», «Зачем ты ругаешь провинцию». И. Пенюкова «Постоять у родного порога» А. Екимцев «Лесная арфа».
Краткие биографические сведения о поэтах. Образ малой родины в лирике брянских авторов. Привязанность к отчей земле, благодарное чувство к родителям, гордость за историю родного края, уважение к людям труда в стихотворениях. Мысль об ответственности за судьбу родной земли в брянской поэзии. Мастерство авторов в передаче мыслей и чувств по отношению к малой родине. Использование разнообразных языковых средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д.) в раскрытии авторского замысла. Роль брянской поэзии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирика, гимн, лирический герой, ритм.
М е т о д и к а. Выразительное чтение стихотворений. Анализ содержания и средств языковой выразительности. Беседы о малой родине. Сочинения, презентации, фотовыставки, выставки рисунков, посвященные родным местам. Конкурсы чтецов.

С.П. Кузькин «В сердце хлынут былины», «Я чувствовал, что ты мне позвонишь», «Алена», «Деревня», «Травы горькие», «Настенный календарь».
Краткие биографические сведения о поэте. Общественная деятельность С.П. Кузькина: руководство трубчевским литературным объединением «Горизонт», участие в организации праздника «На земле Бояна». Образ малой родины в стихотворениях С.П. Кузькина. Отношение к историческому прошлому родины. Уважение к людям, которые живут и трудятся на родной земле. Чувство причастности к судьбе русской деревни. Патриотический пафос поэзии С.П. Кузькина. Мастерство поэта в использовании средств языковой выразительности для передачи мыслей и чувств лирического героя. Обращение к фольклорным средствам языка.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклорные приемы.
М е т о д и к а. Выразительное чтение стихотворений. Анализ содержания стихотворений и средств языковой выразительности. Словесное рисование. Дискуссия по проблемным вопросам. Экскурсия в г. Трубчевск.

А.Г. Мехедов «Курганье», «В лугах», «Плотники», «Люблю», «Круче росами стали рассветы», «Здесь мир голубой, бирюзовый, зеленый», «Сгорело лето в синем дыме», «Не тоскую как будто».
Краткие биографические сведения о поэте. А.Г. Мехедов о задачах своего творчества. Тематическое разнообразие стихотворений А.Г. Мехедова о малой родине: героическое историческое прошлое; воспоминания о детстве, родителях; образы земляков, чей вдохновенный труд украшает землю и радует; родная природа. Особенности поэтического языка А.Г. Мехедова. Использование им старославянизмов, обращение к фольклорным приемам. Знание и использование им разговорной образной народной речи. Искренность, задушевность, народность поэзии А.Г. Мехедова.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Эпитет, сравнение, метафора.
М е т о д и к а. Выразительное чтение стихотворений. Анализ содержания и образных средств языка произведений. Формулирование обобщающих выводов об отношении поэта к малой родине. Словесное рисование. Фотовыставки, презентации о малой родине. Дискуссии по проблемным вопросам.

П.Л. Проскурин «Порог любви» (отрывки из повести).
П.Л. Проскурин – народный писатель. Пафос сочинений писателя – в преклонении перед народной правдой, в любви к Родине и ее народу. Картины детства писателя в произведении «Порог любви» как характерные для жизни людей всей России. Уважение автора к людям, которые трудятся на родной земле. Проблема переселения людей, его причины в понимании П.Л. Проскурина. Утверждение писателя, что «чудо России всего лишь в ее человеке» Проскуринская интерпретация строк Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Жанр, народность в литературе.
М е т о д и к а. Устные беседы с учащимися о том, что делает писателя народным. Дискуссии по проблемным вопросам. Формулировка итогового вывода об отношении П.Л. Проскурина к малой родине.

Г.В. Метельский «Путешествие в школьные годы» (отрывки из книги «Листья дуба»).
Краткие биографические сведения. Отражение привязанности к родной Брянщине в творчестве Г.В. Метельского. Любовь писателя к стародубской земле в отрывках из книги «Листья дуба» («Путешествие в школьные годы»). Использование автором разнообразных средств языка для передачи своего отношения к родным местам; активное употребление эпитетов, метафор, сравнений; краски и звуки, делающие картины привлекательными. Смысл введения в прозаический текст авторских стихотворений. Сложность переживаний писателя в родном краю. Размышления писателя о причинах, побуждающих молодежь уезжать из провинциальных городов. Актуальность этой проблемы в России сегодня. Г.В. Метельский о постоянстве своей любви к малой родине.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Проблема.
М е т о д и к а. Слово учителя. Обсуждение проблемы оттока молодежи из провинции. Сопоставление позиций Г.В. Метельского и П.Л. Проскурина по этому вопросу. Написание сочинений о своем отношении к родному краю. Выставки фотографий, рисунков. Презентации.

В.К. Соколов «Лебединое утро».
Краткие сведения о творчестве В.К. Соколова. Книга «Сказки Брянского леса» – о природе Брянщины, ее сказочной красоте и людях, любящих родную землю. Рассказ В.К. Соколова «Лебединое утро». Образ лесника Демьяныча в рассказе. Отношение этого героя к природе как пример для подражания. Старшее и младшее поколения в произведении. Выраженное через систему образов убеждение автора в том, что очень важно, чтобы нравственный опыт отцов передавался молодым. Связь в произведении В.К. Соколова понятий родина и лес.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Герой литературного произведения.
М е т о д и к а. Анализ текста рассказа «Лебединое утро». Характеристика главного героя. Формулировка авторской концепции «человек и природа» в произведении. Устные рассказы о добром отношении человека к природе. Конкурс сочинений.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В БРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Фольклор Брянщины. Тема исторического прошлого и памяти о нем в пословицах, собранных на территории Брянской области.
Методика. Беседа о прошлом и об исторической памяти народа; подготовка к написанию мини-сочинения на тему одной из пословиц.
Культурно-исторические места Брянщины в произведениях брянских писателей. В.С. Козырев «Брянский лес». Н.М. Грибачев «Тишина». А.П. Шкроб, В.К. Соколов «Рождение славы». Ю.С. Фатнев «Вщиж». Г.В. Карташова «Вщиж». А.Г. Мехедов «Петровский дуб». В.Д. Динабургский «Свенская ярмарка», «Плач о Свенском соборе».
Образ брянского леса – свидетеля боевого прошлого России. Славное прошлое Вщижа в произведениях брянских авторов. История Свенского монастыря как часть истории России.
Теория литературы. Литературный род. Сравнение, метафора, звукопись. Композиция. Строфа.
Методика. Анализ художественных особенностей произведений. Словесное рисование. Сопоставительный анализ стихотворений сходной тематики. Актуализация межпредметных связей при выявлении фактической основы художественных произведений. Повторение ранее изученного.
Крещение Руси в литературе Брянщины. А.К. Толстой «Литературная исповедь» (отрывок), «Песня о походе Владимира на Корсунь». В.Е. Сорочкин «Прощание». В.Д. Динабургский «Крещение Руси», «Крест».
Личность А.К. Толстого. Образ князя Владимира, изображение его душевного состояния после возвращения из Херсонеса. Художественная картина прощания Руси с языческими идолами и принятия новой веры. Средства передачи драматизма и исторической значимости описанных событий.
Теория литературы. Лирические жанры, историческая баллада. Комическое. Сравнения, олицетворение, метонимия.
Методика. Межпредметные и внутрипредметные связи. Выразительное чтение. Словесное рисование. Выявление средств художественной выразительности. Сравнение литературного произведения и исторической хроники. Связь с живописью.
Образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей. Н.И. Поснов «Роман Брянский». В.Д. Динабургский «Князь Роман Брянский».
Личность и творчество Н.И. Поснова. Историческая тема в его произведениях. Образ защитника Земли Русской. Тема любви к Родине и самоотверженного служения ей.
Теория литературы. Историческая поэма. Инверсия, устойчивый эпитет, метафора, сравнение, риторический вопрос, риторическое восклицание. Аллегория. Кульминация. Идея.
Методика. Сопоставительный анализ произведений сходной тематики. Межпредметные связи. Выразительное чтение. Анализ случаев использования приемов народного поэтического творчества. Активизация творческих возможностей учащихся (придумывание названий для глав поэмы). Выявление патриотического пафоса произведений. Повторение.
Александр Пересвет – герой литературы Брянщины. В.Д. Динабургский «Александр Пересвет». А.Г. Мехедов «В полях России».
В.Д. Динабургский: личность и творчество. Брянский полк в изображении поэта. Своеобразие языка поэмы В.Д. Динабургского. Тема служения Отчизне. Победа на Куликовом поле как начало всех побед. Ратная слава России.
Теория литературы. Историческая поэма. Олицетворение, сравнение, звукопись, ассоциация.
Методика. Связь с другими видами искусства (живописью и скульптурой). Межпредметные связи. Словесное рисование. Выявление патриотического звучания произведения. Повторение.
А.К. Толстой «Князь Серебряный».
История создания романа. Эпоха Ивана Грозного в романе. Нравственные качества главного героя романа. Тема тирании и покорности.
Теория литературы. Литературный род. Исторический роман. Прообраз. Идейно-художественный замысел. Аллегория. Лирическое отступление.
Методика. Связь с другими видами искусства (живописью, кино). Межпредметные связи. Повторение.
3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Фольклор Брянщины. Отражение нравственного опыта народа в пословицах, собранных на территории Брянской области.
М е т о д и к а. Беседы с учащимися о смысле пословиц.

Н.И. Родичев «Алимушкины полушубки».
Краткие биографические сведения о писателе. Н.И. Родичев – поэт и прозаик. Важнейшая тема в творчестве Н.И. Родичева – Великая Отечественная война. Н.И Родичев – «шахтерский летописец». Любовь к человеку – определяющий пафос книг поэта и прозаика. Поэтический праздник, посвященный памяти Н.И. Родичева, в Белых Берегах. Рассказ «Алимушкины полушубки». Характеристика главного героя рассказа Алимушки. Художественные приемы, использованные автором в изображении характера Алимушки, его мастерского, вдохновенного труда: портрет, речевая характеристика, введение второстепенных героев, художественная деталь и др. Роль второстепенных персонажей (деда Данилы, Домахи, кузнеца) в раскрытии идеи рассказа. Авторская мысль о подвижнической жизни Алимушки. Воспитательный смысл рассказа. Своеобразие стиля произведения – сходство со сказом.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стиль, рассказ, сказ, идея художественная.
М е т о д и к а. Анализ произведения с целью выявления его идеи. Устные рассказы и сочинения о людях-подвижниках, похожих на Алимушку. Разговор-дискуссия о том, какие люди могут быть примером нашим современникам. Участие в поэтическом празднике в Белых Берегах.

Д.В. Стахорский «Роднички» и другие рассказы-миниатюры.
Краткие сведения о творчестве Д.В. Стахорского. «Роднички» – собранье литературных миниатюр. Д.В. Стахорский о своем замысле в миниатюре «Роднички». Смысл миниатюры о ребенке, сидящем на снегу. Умение автора через короткую зарисовку из жизни вызвать размышления о серьезных вещах. Проблема «мое и общее» в миниатюре о намокшем сахаре. Авторское осуждение собственнического начала в человеке. Смысл рассказа-миниатюры о пожаре в воинской части. Неоднозначное отношение автора к поступку майора Иванова. Сложность работы писателя в жанре миниатюры.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературная миниатюра.
М е т о д и к а. Анализ текста миниатюр Д.В. Стахорского с целью выявления их смысла. Написание рассказов-миниатюр. Чтение и обсуждение лучших работ.

Л.С. Ашеко «Спас яблочный».
Краткие биографические сведения о писателе. Многожанровость творчества Л.С. Ашеко. Утверждение ею в поэзии и прозе духовно-нравственных ценностей, определяющих смысл жизни человека. Гуманность авторской концепции жизни. Особенности стиля Л.С. Ашеко как прозаика: активное использование поэтических средств языка, описание подробностей чувств героев. Л.С. Ашеко о жизни, творчестве и чтении книг. Рассказ «Спас яблочный». Проблема взаимоотношений взрослых и детей. Авторская мысль о том, что доброжелательные отношения между людьми необходимы для нравственного становления человека. Смысл названия рассказа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет, финал произведения.
М е т о д и к а. Анализ содержания рассказа с целью выявления авторской идеи. Дискуссии по проблемным вопросам. Устные рассказы о сходных ситуациях в жизни учащихся.

Ю.И. Кравцов «Зов света», «Материнский крест», «Колодец», «Среди людей», «Насущный», «Сад», «Предпочитаю светлые тона»
Краткие биографические сведения о поэте. Природа и жизнь села – основные темы поэзии Ю.И. Кравцова. Утверждение в стихотворениях нравственных ценностей, делающих человека лучше, духовнее. Способность поэта через образы природы и русской деревни передавать чувство любви к Родине, силу привязанности к родительскому дому, коленопреклоненное отношение к матери, мысль о важности связи поколений, раздумья о нравственном состоянии общества, представление о прекрасном. Стихотворения, созвучные лирике А.К. Толстого. Ю.И. Кравцов о себе и о своем творчестве.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Образ, актуальность темы произведения.
М е т о д и к а. Анализ содержания стихотворений с целью выявления их нравственного смысла. Анализ средств языковой выразительности. Словесное рисование. Выразительное чтение стихотворений. Подбор пословиц, созвучных по смыслу произведениям Ю.И. Кравцова.

В.Е. Сорочкин «Пылающий камень».
Краткие биографические сведения о поэте. Основные темы поэзии В.Е. Сорочкина: вечные вопросы бытия, смысл жизни человека, природа, Родина, любовь. Особенности поэтического языка В.Е. Сорочкина: философичность; отсутствие декларативности; осмысленная, убедительная метафора; обращение к фольклорным сюжетам и образам; исповедальность. Поэма «Пылающий камень». История создания произведения. Тема противостояния добра и зла в мире. Мысль автора об очищающей силе раскаяния человека в содеянном зле, о том, что пробуждение совести умножает в мире добро. Гуманность авторской позиции. Характеристика главных героев поэмы. Смысл финала произведения. Использование автором фольклорных средств языка.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Идея произведения.
М е т о д и к а. Анализ содержания и языка поэмы В.Е. Сорочкина «Пылающий камень» с целью выявления идеи произведения. Дискуссия по проблемным вопросам. Подбор пословиц, созвучных смыслу поэмы.
4. РОДНАЯ ПРИРОДА В БРЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Фольклор Брянщины.
Мир природы и мир человека в пословицах, собранных на территории Брянской области.
М е т о д и к а. Беседа с учащимися о смысле пословиц, сочинения-миниатюры по пословицам.

Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Конь морской», «Обвеян вещею дремотой», «Как весел грохот летних бурь», «Декабрьское утро», «Как неожиданно и ярко», «Поток сгустился и тускнеет».
Связь жизни и творчества Ф.И. Тютчева с брянской землей. Роль С. Раича в формировании творческой личности Ф.И. Тютчева. Ф.И. Тютчев – певец природы. Своеобразие пейзажной лирики поэта. Богатство эмоций лирического героя стихотворений Ф.И. Тютчева. Мастерство автора в изображении картин природы. Роль эпитетов, метафор, олицетворений в воплощении авторского понимания природы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Метафора, эпитет, сравнение.
М е т о д и к а. Выразительное чтение стихотворений. Словесное иллюстрирование. Сравнение стихотворений Ф.И. Тютчева и А.С. Пушкина об осени. Анализ средств выразительности и их связи с авторскими мыслями и чувствами в пейзажных стихотворениях Ф.И. Тютчева. Формулировка обобщающих тезисов о своеобразии пейзажной лирики Ф.И. Тютчева.

К.Г. Паустовский «Далекие годы» (гл. «Брянские леса», «Липовый цвет»).
Биографические и творческие связи К.Г. Паустовского с Брянщиной. Факты посещения писателем Брянска и его окрестностей. Брянский край в автобиографической повести «Далекие годы». Глава «Брянские леса». Причины посещения Брянщины юным К. Паустовским. Формирование у будущего писателя огромной любви к средней полосе России, ее природе и людям. Глава «Липовый цвет». Способы создания реалистических картин природы: описания с использованием точных названий растений, животных, птиц, рыб, насекомых. Поэтичность пейзажей К.Г. Паустовского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Пейзаж.
М е т о д и к а. Подготовка презентации либо заочной экскурсии «К.Г. Паустовский и Брянский край» на основе прочитанного и посещения памятных мест. Чтение и анализ глав повести. Беседа по содержанию прочитанного. Наблюдение за стилем К.Г. Паустовского. Выразительное чтение, заучивание отрывка наизусть. Составление карты усадьбы Высочанских по художественному описанию. Сочинение-миниатюра «Мое открытие природы».

Н.Рыленков «Все богатства русского пейзажа»; Н. Денисов «Прозябли поля до былинки», «Бесснежье»; Н. Поснов «Метель», «Нынче в праздничный четверг»; Н. Алексеенков «Зиме не в шутку жарко стало», «Синий апрель»; А. Малахов «Прелюдия весны», «Пробуждение»; Н. Афонина «За голубыми ставнями рассвета»; М. Атаманенко «Отцвели тополя, отцвели тополя»; К. Асеева «Только лес позолотит верхушки», «Медленно-медленно солнце садится»; В. Потапов «Осень яркой была», «Красное утро в Красном Холме», «Старайся быть добрей и проще».
Краткие биографические сведения о поэтах. Времена года в творчестве современных поэтов Брянщины. Многообразные картины зимы, весны, лета, осени в стихотворениях. Своеобразие поэтического взгляда на природу брянских авторов. Мир чувств и переживаний лирических героев. Роль тропов, ритмики, звукописи в создании пейзажей и выражении эмоционального тона стихотворений.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Звукопись, цветопись, окказионализм, лирический герой.
М е т о д и к а. Выразительное чтение стихотворений. Анализ текстов с помощью ориентировочных вопросов. Устное иллюстрирование. Аналитическая работа над средствами художественной выразительности. Подбор иллюстраций к стихотворениям на тему: «Времена года на Брянщине».

П.Л. Проскурин Стихотворения «Январь», «Поля», «Черемуха», «Кольцо», «У каждого свои околицы»; рассказ «На изгибе».
Сведения о писателе: детские и юношеские годы, проведенные в поселке Косицы и городе Севске Брянской области, начало творческого пути, основные произведения. Роль родного края и художественной литературы в формировании личности будущего писателя. Природа и человек в стихотворениях П.Л. Проскурина, вошедших в автобиографическую книгу «Порог любви». Богатство духовного мира лирического героя. Патриотический пафос произведений П.Л. Проскурина. Рассказ «На изгибе». Проблематика, сюжет, образ рассказчика. Роль кольцевой композиции в воплощении авторской идеи. Пейзажные зарисовки. Образ реки. Способность главного героя чувствовать и понимать природу.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет, авторская позиция.
М е т о д и к а. Слово учителя о писателе. Выразительное чтение поэтических текстов. Определение тематики, основного настроения лирических произведений. Выявление языковых средств художественной образности стихотворений и определение их роли в раскрытии лирической темы. Анализ текста рассказа, выявляющий авторский замысел и композиционные средства его воплощения. Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос.

5. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Понятие философии, философских проблем в литературе.
Фольклор Брянщины. Философский смысл пословиц. Вечные истины в народных изречениях.
Методика. Объяснение смысла пословиц. Исследование: «Пословицы в речи моей семьи».

Ф.И. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах», «По дороге во Вщиж», «Фонтан», «Святая ночь на небосклон взошла», «Как океан объемлет шар земной».
Ф.И. Тютчев – величайший поэт-философ. Философское осмысление взаимоотношения природы и человека в стихотворениях поэта. Мотив гармонии жизни природы и дисгармонии человеческого существования. Проблема преходящих и вечных ценностей. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Мотив стихии, бездны. Метафоричность поэзии Ф.И. Тютчева. Приемы параллелизма, антитезы в композиции стихотворений.
Теория литературы. Метафора, антитеза, параллелизм.
Методика. Чтение и интерпретация стихотворений под руководством учителя и по аналогии. Комментирование художественного текста. Медленное чтение и анализ по строфам. Формулировка обобщающих выводов-тезисов.

М.В. Денисова «Время, текущее в песочных часах».
Некоторые сведения о жизни и творчестве М.В. Денисовой. Философская направленность прозаических и стихотворных произведений. Разнообразное воплощение мотива времени в лирике. Философские проблемы в рассказе «Время, текущее в песочных часах». Смысл названия произведения. Роль сюжета рассказа в воплощении авторской идеи. Характер главного героя. Философский смысл образа Песочных Часов.
Теория литературы. Авторский замысел. Идея.
Методика. Слово учителя. Чтение и пересказ произведения. Эвристическая беседа. Словарная работа: подбор фразеологизмов со словом время. Сопоставление иллюстрации и текста рассказа. Воображаемое интервью с автором.

В.Е. Сорочкин «Капля», «Безмолвно в комнате. Нежарко», «Свод», «Молния», «Блики», «У костра», «Тени», «Какой портной в просторной горенке».
Художественной своеобразие философской лирики В.Е. Сорочкина. Тема света и тьмы в произведениях брянского лирика. Отражение мотива света и тьмы в пейзажных, любовных, медитативных стихах. Противоборство и единство контрастных образов. Темы гармонии мира, добра и зла. Конкретность и многозначность образов. Пристальное внимание к предметным деталям. Лаконизм и символика названий стихотворений. Мастерство автора в создании лирических философских миниатюр.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Тропы, антитеза, мотив, реминисценция.
М е т о д и к а. Чтение статьи в учебнике. Интерпретация с помощью учителя лирических произведений. Толкование многозначных образов. Определение смысла названия произведений. Устное рисование с опорой на ключевые слова текста.

А.Т. Нестик «О чем тростник мыслит», «Ветка», «Для чего лес шумит», «Не-очь».
Сведения о биографии и творчестве писателя. А.Т. Нестик – мастер прозаических миниатюр. Философская тематика очерков: природа и человек, народ и память, день и ночь и др. Реминисцентный фон миниатюр: традиционные образы, цитаты, аллюзии. Роль авторских неологизмов в воплощении идейного содержания произведений. Метафора как основной художественный прием в создании образного мира философских миниатюр.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Очерк, эссе.
М е т о д и к а. Творческое чтение художественных текстов. Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос. Установление творческих перекличек автора и его предшественников. Словарная работа (объяснение смысла и способа образования окказионализмов). Создание эссе на философскую тему.
6. ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БРЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Фольклор Брянщины. Тема партизанской славы в пословицах. Песни и частушки брянских партизан.
Методика. Межпредметные связи с историей и внутрипредметные связи с ранее изученными художественными произведениями соответствующей тематики.
Великая Отечественная война в произведениях поэтов – фронтовиков, «детей войны» и наших современников.
И.М. Радченко «Партизанские будни». М.П. Рубеко «Паренек», «Письмо». Л.А. Мирошин «Письмо с фронта». П.А. Быков «Горсть земли», «Вечный снег». Н.И. Рыленков «В суровый час раздумья нас не троньте» С.И. Петрунин «Возвращение». И.А. Швец «Память». Г.В. Метельский «Хмуро дремлют вековые ели»
Стихи российских поэтов, побывавших на Брянщине в годы Великой Отечественной войны. Поэтическое творчество поэтов-фронтовиков – духовная биография военного поколения. Партизанская тема. Жанр послания. Изображение войны как кровавого преступления против человечества. Проблема памяти. Образ воина-освободителя. Тема любви к Родине. Судьба военного поколения.
А.Г. Мехедов «Струны вещие». С.П. Кузькин «По вечерам гармонь рыдала глухо» В.С. Козырев «Бомбежка», «Кинохроника 1942 года». Е.П. Кузин «Я живу. Я – случайно спасённый» В.П. Макукин «Первый хлеб». И.М. Сорокин «Солдаты 45-го». А.С. Дрожжин «Патефон». В.И. Селезнев «Речечка». В.П. Соловский «Прощание». А.К. Якушенко «Сорок пятый». А.Л. Буряченко «Как мы выжили, дети войны?»
Великая Отечественная война в творчестве поэтов – детей войны. Преемственность между фронтовым поколением отцов и поколением детей. Тема послевоенного детства. Образ и судьба человека первого послевоенного поколения.
В.В. Володин «Время», С.П. Прилепский «Надевали шинели»
Тема Великой Отечественной войны в современной поэзии Брянского края.
Теория литературы. Жанр послания. Художественный образ. Фольклорные мотивы. Оксюморон, метафора, олицетворение. Строфа.
Методика. Межпредметные и внутрипредметные связи. Творческие задания (написание произведения в определенном жанре). Словесное рисование. Сопоставительный анализ стихотворений. Выразительное чтение.
Военная проза брянских писателей. Н.М. Грибачев «Здравствуй, комбат!»
Личность и творчество Н.М. Грибачева. Н.П. Рылько «Воспоминания о Николае Матвеевиче Грибачёве». Победа в войне – величайший подвиг советского народа. Нравственная проблематика военной прозы: верность долгу, совесть, человеческое достоинство и сострадание. Образ капитана Косовратова как воплощение мужества, чести, порядочности. Преемственность традиций честного служения Отчизне.
Теория литературы. Литературный жанр. Кольцевая композиция.
Методика. Анализ текста. Межпредметные и внутрипредметные связи.
Военная тема в творчестве В.Д. Динабургского: «Пуля Дантеса», «Над рекою тихо дремлют вербы», «Передний край», «Под Старой Руссой», «Красные маки», «Песня России», «И вот уже мчит неотложка...», «Поклонись ветерану Великой войны»
Военная судьба В.Д. Динабургского. Духовный облик повествователя в рассказе «Пуля Дантеса», его отношение к Пушкину. Аллегорический смысл сюжета. Военная лирика В.Д. Динабургского. Тема памяти и героической истории России. Судьба и характер русского воина.
Теория литературы. Литературный род. Автобиографическая проза. Аллегория. Олицетворение, метафора, риторический вопрос. Лирический герой. Ритм.
Методика. Межпредметные и внутрипредметные связи. Чтение стихов наизусть.