Экологический проект РАЗВЕДКА ОСЕННИХ ПРИМЕТ
Экологический проект
РАЗВЕДКА ОСЕННИХ ПРИМЕТ
Автор: Татар О.В.,
учащиеся 2 класса
Малоянисольская ООШ
Разведка осенних примет
Проект может реализовываться на разных возрастных ступенях — как с детьми первого, так и второго, третьего классов с учетом их возрастных особенностей, имеющихся знаний, умений, навыков.
Проект реализуется в игровой форме — играем в разведчиков. Но, следуя методике, надо решить первую из педагогических задач: осуществить целеполагание. Перед детьми должна быть поставлена актуальная для них цель (личностно и социально значимая). Это значит, что при игровой форме выполнения проекта игра не является самоцелью, она лишь средство, и именно так должна восприниматься и самими детьми.
Помочь обозначить цель проекта можно, к примеру, начав работу с «неожиданно» принесенного почтальоном письма следующего содержания:
Куда: Малоянисольская ООШ
Кому: ученикам «2 » класса
Здравствуйте, уважаемые второклассники!
На заячьей полянке вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотим принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые?
Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе и, наверное, сможете определить – наступила ли осень. Говорят, что идёт она к нам через ваше село. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу.
Только собрание Заячьей поляны просит предоставить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!
Заячье собрание. Лес.
Работа с письмом подводит детей к цели: узнать, наступила ли осень — не по календарю, а в природе и в городе.
Как это сделать? Цель конкретизируется: провести разведку осенних примет.
НАЧИНАЕТСЯ ИГРА
Формируется команда разведчиков: весь класс разбивается на небольшие отряды, которые выбирают командира, штурмана, в дальнейшем обязанности будут распределены и между всеми членами разведотряда. Каждый отряд придумывает свое название (осеннее), эмблему, возможно, девиз.
Выбирается и капитан всей команды разведчиков, и его помощник. Соответственно, командиры разведотрядов, капитан команды и его помощник составляют штаб разведки (в его обязанности входит распределение поручений между отрядами, сбор донесений, принятие текущих решений по ходу выполнения проекта).
После выборов начинается подготовительный этап. Он состоит из двух частей: разработка плана проекта и подготовка к осуществлению его основного практического дела (в данном случае — путешествия в природу с целью разведки осенних примет).
Как узнать: наступила ли осень? Ответ на этот вопрос предлагает каждый разведотряд, а штаб разведки разрабатывает маршрут.
В итоге получается следующее:
этап маршрута — «Готовность № 1», после которого следует «Старт».
этап — «Разведка на местности» — разработан наиболее подробно: указаны объекты окружающей природной и социальной среды, которые выбраны для наблюдения. Завершает второй этап условный знак «Донесение».
На первом этапедети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику — старту разведки на местности. На старте они должны продемонстрировать свою готовность к разведке — знание осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и городе.
Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды класса-команды.
Каждый отряд представляет себя: название,
эмблему, девиз, приветствие «добро пожаловать, осень!».
Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы. Например, следующие.
НАСТУПИЛА ОСЕНЬ
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит,
Наступила осень.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Осень, осень, осень...
Дремлет солнце,
Листья, словно птицы,
Стаей закружились над землей.
И, как листья,
стая птиц кружится,
Спорит с небом,
потеряв покой.
Приутихли села и дубравы,
Опустели вязкие поля,
Опалил сентябрь кусты и травы,
И сверкает лужами земля.
На селе костры — рябины гроздья —
Занялись наперекор дождям,
По земле шагает осень-гостья
И разносит радость по домам.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕТЕР
Следом за летом осень идет.
Желтые песни ей ветер поет.
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
В. Степанов
ОСЕНЬ
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело. Съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский
ОСЕНЬ
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
НОЯБРЬ
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле,
Солнце,
охладевшее к земле...
И. Мазнин
ОСЕНЬ
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И. Бунин
Льет дождь, холодный, точно лед.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
И. Бунин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
А.Пушкин
На тропинке у калины,
На дорожке у балкона
Точно частый след гусиный — Золотые листья клена.
Осень, осень...
Солнце
В тучах отсырело — Даже в полдень светит Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле, на тропинку, Выдуло зайчонка — Первую снежинку.
ОСЕНЬ
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, И нет просвета. Затерялось где-то Лето.
Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья Сбросил.
Под ногами коврик новый, Желто-розовый — кленовый.
В. Авдиенко
Листопа, Листопад.
Листья желтые летят. Желтый клен, Желтый бук,
Желтый в небе солнца круг,
Желтый двор,
Желтый дом,
Вся земля желта кругом.
Желтизна,
Желтизна,
Значит, осень — не весна.
Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редко просинь — Наступила осень.
Свет с утра усталый, День сырой и вялый, Дождик косит, косит. Наступила осень.
ЗАГАДКИ
Пусты поля, Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
В красном платьице девица,
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла.
И на красные узоры
Первый снег ложится. (Рябина)
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья. (Осень)
Хозяин спит — овцы на выгоне.
Хозяин выглянет — овец не видно.
Хозяин спрячется — овцы опять обозначатся. (Солнце и звезды)
Не зверь, а воет.. (Ветер)
Шел долговяз, да в земле увяз. (Дождь)
Зимой с бородой,
Летом новая вырастает,
Осенью опадает. (Лиственный лес)
Сидит — зеленеет,
падает — желтеет,
лежит — почернеет.
(Листья)
3.«Копилка народной мудрости»— конкурс знатоков народных примет.
ПОСЛОВИЦЫ
Лето со снопами, осень с пирогами.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
От осени к лету поворота нету.
Весна и осень — на дню погод восемь.
ПРИМЕТЫ
Гром в сентябре — теплая осень.
Осенью паутина — на ясную погоду.
Облака идут низко — скоро похолодает.
Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие 2—3 дня.
Дневной снежок — нележок, первый прочный снег выпадает ночью.
Октябрь — предзимье, первый суровый месяц осени.
Октябрь — месяц близкой пороши.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
4.«Осенняя мелодия» (исполнение песен об осе-ни,исполнение костюмированного танца «Листо-пад»).
5.«Портрет осени» (домашнее задание: дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года).
Конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе родителей младших школьников) о готовности детей к разведке на местности и вручением призов и маршрутных листов для игры на местности.
Второй этап —разведка на местности — это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.
я остановка — «Облака».На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.
я остановка — «Вода».Возле пруда, озера или речки дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.
я остановка — «Плодовыйсад».Каждый отряд находит «вещественное доказательство» наступления осени — небольшое созревшее яблочко (любой другой фрукт или овощ).
я остановка — «Дубки».Дети находят желуди.
я остановка — «цветы».Дети собирают в конверт семена цветов.
я остановка — «В гостях упернатых». На протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановке слушают птичье пение, сравнивают его с весенним.
я остановка — «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.
8-я остановка — «Листопад».Сбор осенних листьев и т. д.
Содержание остановок зависит от особенностей окружающей природной и социальной среды.
По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждый разведотряд готовит свое сообщение.
Подведение итогов проводится в присутствии родителей с празднично накрытым «осенним» столом с фруктами, осенними букетами. Частью сценария итогового праздника является чествование осени, роль которой исполняет кто-то из старшеклассников или родителей.
Не забываем ответить и на письмо с Заячьей поляны: текст составляется, запечатывается в конверт, а утром (так же неожиданно, как и появился)
конверт исчезает.
При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики: какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет и т. п., что, возможно, получилось не так, как задумывали, что надо учесть, если еще раз придется отправиться в разведку.
куда: Заячья поляна. Лескому: зайцам
Здравствуйте, уважаемые зайцы!
Получили ваше письмо и спешим помочь вам принять правильное решение. Мы собрали убедительные доказательства наступления осени. Вот они:
Листья на деревьях стали жёлтыми, пурпурными
Всё чаще иду дожди
Среди мокрой листвы растут грибы.
Солнце посылает на землю всё меньше тепла
Тучи всё чаще закрывают небо
На огороде заканчивается сбор урожая
В саду только кое-где остались фрукты
Созрели ягоды на рябине, шиповнике, калине
Птицы собираются в стаи и улетают на юг
Трава стоит сухая
Уже заготовлено сено на зиму
Радует глаза последний цветочный ковёр
Люди надевают тёплую одежду
Мы думаем, что вам уже пора менять свои серые шубки на белые. В ваших белых шубках будет тепло в холода и можно будет легко спрятаться от лисы и волка. Сорока нам рассказала, что они бродят по лесу злые и голодные. Будьте осторожны!
Были рады вам помочь!
Ученики Малоянисольской школы