Материалы по теме Опера Кармен Ж.Бизе


Тема: ОПЕРА «КАРМЕН» Ж. ВИЗЕ*
Учитель. То, что я сейчас простучу - только часть музыкального рассказа о герое. Что мы можем понять о человеке, о котором музыка рассказывает подобным ритмом? (Ответы:
• перед нами человек коварный - об этом говорит длинный и тихий звук вначале, а потом - сильный бросок вперёд и возврат на прежнее место;
• он человек скрытный, так как в его ритме много пауз и тихого звучания: он как бы передвигается на цыпочках;
• подобный человек - хищник, потому что такие броски он совершает неоднократно.)
Учитель предлагает прибавить к ритму мелодию.
— Подберите звуки различных регистров (верхнего, среднего и нижнего) в соответствии данному ритму.
Дети безошибочно располагают звуки;
верхний, верхний,
средний, средний, средний, средний,
нижний, нижний, нижний
И т. д.
Учитель предлагает как вариант мотив из сопровождения хабанеры.
- Может быть, вот так должна звучать мелодия? (Ответ всегда один: «Точно так!».)
Приступая к работе над оперой «Кармен», был естественным выбор «Хабанеры» как ядра музыкальной и личностной характеристики героини.
-Теперь у нас информации для размышления стало больше. Как вы теперь представляете себе нашего героя? (Ответы:
• человек сильный;
• человек гордый;
• видимо, это женщина, скорее всего, молодая и красивая:
• она любит и умеет танцевать.)
— Но вы же говорили о хищнике? Кого же и как будет ЛОВИТЬ красавица? (Будет очаровывать мужчин.)
-Будет ли она открыто демонстрировать свои намерения? (Нет, ведь у неё скрытный характер.)
— Вы сейчас слышали сопровождение её главной песни. Как называется в опере такая песня? (Ария.)
-Верно. Но в этой арии не хватало мелодии. Учитывая, ЧТО сопровождение отражает тайные мысли героини, какой же должна быть мелодия? (Ласковой, мягкой.)
Проверка: учитель играет и сопровождение, и мелодию.
-Подходит ли мелодия нашему персонажу? Чем? (Она изги бается, как змея. Хищный образ. Очень сложная для пения.)
-Попробуем её прохлопать. (Дети выполняют.) А теперь пропеть на слог «лю» (дети выполняют).
~ Мы изучаем оперу, то есть музыку с пением. Значит, дом жен быть голос. Подберите, пожалуйста, подходящий темир Размышляйте вслух. (Если она молода и любит очаровыва/ш-мужчин, у неё должен быть голос меццо-сопрано, как у человв ка бурных страстей.)
— В опере обязательно есть инструмент, по тембру более i i i го подходящий для данного голоса. Выберите его для нашей Гв роини. (Для меццо-сопрано больше подходит виолончель - у net1 тоже насыщенный, густой голос.)
Учитель выбирает на синтезаторе тембр виолончели, игра ет и поет арию Кармен. (Вот то, что надо!)
Учитель объясняет, что перед ними - главная героиня оперы французского композитора Жоржа Визе «Кармен». Учащиеся записывают на доске и в тетрадях. Раскрывая образ Кармен, создаваемый автором музыки, отмечают:
1 - меццо-сопрано;
2 - виолончель. k
- Кармен - испанская цыганка. В её характере переплетаются черты, свойственные испанцам и цыганам. Среди них общая для двух наций - поразительная способность к танцам. Танцы в Испании иные, чем у нас. Вы сейчас сами попробуете проанализировать эти особенности на примере фрагмента из испанского художественного фильма «Кармен». Режиссёр фильма Карлос Саура снимает фильм о Кармен, но необычным способом - это не просто драма, не опера, но передача сюжета средствами хореографии (хотя и не балет). Среди танцовщиков своего коллектива он никак не может найти исполнительницу главной роли, а ещё он не может подобрать музыку к своей постановке, хотя уже склоняется к музыке Визе. Во фрагменте, который вы увидите, он предлагает ведущим танцовщикам показать остальным, чего он хочет от них. Отметьте особенности танца.
Просмотр фрагмента фильма. (Ответы:
• двое танцуют, не поворачиваясь друг к другу спинами. Они противники и защищают себя таким способом от нападения;
• глаза одного танцовщика смело и неотрывно смотрят в глаза другому;
• удивительные движения рук таниующих: руки напоминают извивающихся змей, в их движениях - колдовская сила, она, с одной стороны, манит к себе партнёра, а с другой - отталкивает;
• осанка настолько прямая и гордая, что заставляет фигуру изогнуться;
• оба танцующих то нападают по очереди, то отступают, их силы как бы равны;
• огромную роль играет костюм эюенщины, точнее, её юбка, которая напоминает плащ тореадора. Этим «плащом» она играет с мужчиной, как тореадор играет с быком.)
Добавляется к записи образа Кармен:
3 - танец;
4 - костюм.
- Костюм и полностью внешний вид героя важны для создания определённого сценического стереотипа. Проспер Мериме -французский писатель, написавший новеллу «Кармен», - так говорит о своей героине:
«Цыганский глаз - волчий глаз», «у неё были волосы чёрные, цвета воронова крыла», красный цветок в волосах. Такой зрителю и представляют Кармен все театральные сцены мира. Вы увидите сейчас фрагмент необычной постановки. Она носит название опериада. Незнакомое слово, не правда ли? Опериада -это дайджест оперы, выборка фрагментов действенных, где развивается сюжет произведения, убраны статичные фрагменты. Что в опере статично? (Арии.)
- А что развивает действие? (Общение, диалоги.)
-В опере это называется ансамблем. Так вот, в опериадс ансамбли будут, а вот арий - нет. Правда, будет включена перкам ария Кармен - без неё невозможно понять образ главной герои ни. Постарайтесь увидеть все пункты, которые мы с вами отмстили на доске и в тетради.
Просмотр фрагмента опериады.
- Скажите, можно из нашего списка деталей образа что-либо удалить без ущерба для характеристики героя? Забрать гати у Кармен? Поменять ей костюм? Дать другой голос? Дан» дру гой инструмент для сопровождения? (Нет.)
- В начале оперы есть и ещё одна очень важная для Кармен вещь. Это небольшая мелодия. Она состоит из двух частей: г?ер-. вая - яркая, страстный мотив любви Кармен. Какой музыкальный инструмент его сыграет? (Виолончель.)
- Вторая часть мелодии - два коротких тихих удара барабана. Это смерть Кармен. Она ходит рядом с девушкой, ждёт подходящего момента. Вся эта мелодия любви и смерти Кармен является лейтмотивом Кармен. Что такое лейтмотив? (Лейтмотив - ведущая мелодия, принадлежащая какому-то герою, будет появляться на протяжении оперы, рассказывая о том, кому принадлежит. Изменения в лейтмотиве - изменения в судьбе героя.)
- Верно. Пропоём мотив любви и простучим мотив смерти.
Выполнение задания. г
-Еще раз просмотрим фрагмент опериады. Постарайтесь уловить лейтмотив Кармен.
- Теперь посмотрим и послушаем этот же фрагмент в другой постановке.
Просмотр фрагмента из франко-испанской постановки режиссёра Франческо Росси.
- Отметьте, что нового в этой постановке и как подан главный образ. (Ответы учащихся.)
- А теперь перед нами тот же фрагмент в нашей (российской) трактовке. В главной роли - Елена Образцова. По нашему образцу из четырёх пунктов сравните все образы Кармен. Кто лучше и почему? Кем вы недовольны?
Дети отвергают исполнение Образцовой, так как у неё совсем нет танца и неяркий костюм. Наивысший бачл обычно по-лучает испанская Кармен -Джулия Михенес-Джонсон.
- Однажды была встреча с необычной оперной Кармен. Мы с друзьями пошли на эту оперу в музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Первое действие. Вышли солдаты из казарм, девушки с табачной фабрики. А место их встречи -подвесной мост над сценой. Солдаты спрашивают: «Где Кар-менсита?» А публика глазами ищет Кармен среди всех девушек. Ищет...и не может найти. Наконец, девушки расступились, оставляя нашим взорам одну из своих подруг... и зал в едином порыве изумления выдохнул: «Ах!!!» Что же так удивило всех? Исполняющая роль Кармен актриса была высокой, тонкой, как фотомодель..., блондинкой с длинными распущенными волосами значительно ниже пояса. И красного цветка в них тоже не было. А одета была Кармен вначале в мини-юбку, довольно узкую.
Словом, увидели нетипичную внешность главной героини. Ну и что? Публика замерла, аплодисментов Кармен долго не слышала, хотя играла очень хорошо. Зрители выжидали - как оценить новшество? И Кармен в её необычном облике пришлось на протяжении всего спектакля доказывать всем, что такой вариант имеет право на существование. Зато по окончании спектакля зрители наградили Кармен бурными аплодисментами. Они оценили мастерство актрисы.
В дальнейшей работе надо проследить за изменением характера лейтмотива Кармен и понять, что стоит за этим. Особенно интересно это видеть в сцене гибели Кармен, где на один уровень выходят обе составные части лейтмотива. Здесь смерть не только ходит за спиной у Кармен, но и становится ужасающей реальностью.
Интересно проследить также за богатством интонаций голосов Кармен в разных ситуациях - от по-кошачьи вкрадчивых до гневных. Но везде музыка цыганки неразрывна с танцем.
Способы воплощения художественного образа Кармен далее очень разнообразны, так как переплетаются с другими персонажами - Хосе, Эскамильо и др. Поэтому отдельно о Кармен говорить нет смысла.
Исключение составляет сцена гадания. Происходит неожиданная смена имиджа Кармен, узнавшей о близкой смерти. Она может чего-то бояться! Это открытие. Она не танцует! Но в сопровождении отдалённо слышны ритмы сарабанды. Рядом с Кармен нет виолончели. Но ей аккомпанирует вся группа струнных инструментов, где весомее всего - низкие голоса. Это подсказывает, что Кармен - всегда Кармен.
Самое интересное здесь - предположения детей: изменит ли героиня своё поведение и отношение к другим людям? Обычно на эту тему разгораются серьёзные споры.
Каким же удивлением оборачивается для них дальнейшая встреча с прежней Кармен, которая ничего не собирается менять в укладе своей жизни!
Невзирая на то, что эта цыганка для ребят - персонаж явно отрицательный (этот вывод они делают без помощи педагога), она для них имеет множество привлекательных черт, и одна из них - её смелость.
Рассмотрим образы других персонажей.
Образ Хосе
В начале оперы при появлении Кармен в числе других девушек Хосе совсем незаметен. Это очень важно, так как дети сами называют причину, по которой Кармен выбирает для своих забав именно его, - её задело отсутствие у него интереса к ней. А вот эпизод с брошенным цветком все воспринимают как сцену колдовства или, как выражаются современные дети, «программирования» Хосе.
Испытанным образом составляем «перечень» элементов, составляющих образ героя Хосе.
Прежде всего происходит слушание той же арии, но не в начале оперы, а самой удивительной, самой трогательной в партии Хосе - арии с цветком.
Предшествующие вопросы:
- Хосе - военный, какой должна быть его музыка? Должна она нести в себе характер профессии Хосе? Какие инструмент могут сопутствовать музыке солдата? Какой голос соответствуй! понятию «солдат»?
С удивлением проходит слушание музыки арии с цветком, в которой нет ни одной из названных предполагаемых черт, где звучит мягкая, пластичная мелодия совсем даже не у медных, а у деревянных духовых инструментов, нет маршевых пунктирных ритмов, а присутствует песенная напевность и ровные ритмические последовательности длительностей, где поёт тенор - для детей это признак не сильного человека, а романтика, не воина, а лирика.
Выписываем:
1) тенор;
2) гобой, кларнет;
3) движения самые обычные, бытовые, неброские;
4) военный мундир (сначала капрала, затем рядового). Дети сами делают вывод: Хосе и Кармен - не пара. Кармен
значительно ярче, сильнее характером, Хосе ей не подходит. Они укрепляются в этом мнении в сцене ареста Кармен.
Образ Эскамильо
С героем впервые происходит встреча в кабачке главы коп трабандистов. В работе над этим интересным образом очень помогает великолепная постановка опериады. В этом варианте тореадор появляется в кабачке, сразу становясь хозяином террИ тории. Он преспокойно может сесть рядом с незнакомой ему девушкой прямо на стол, становится на колено перед ней, одно временно подмигивая другой красавице; рассказывая о сего дняшней корриде, изображает сражение с быком - словом, веди I себя предельно свободно. Его баритон демонстрирует силу жизни, энергию, напор, удачливость в делах.
Сопровождает маршевую музыку Эскамильо весь оркестр, в музыкальной ткани которого заметно выделяются колокольчики. Позднее дети сами определят их роль - это отражение блестящих нашивок на одежде тореадора. О костюме Эскамильо и говорить не приходится - настолько он ярче солдатской одежды. О том, что Эскамильо как раз пара для Кармен, дети понимают быстро - дуэт героев в сцене в кабачке служит им подсказкой.
Для работы над этим образом на доске выписаны «4 пункта Кармен», затем рядом для сравнения учащиеся выписывают «4 пункта Эскамильо». Близость двух этих образов очевидна.
Работа над оперой Визе увлекательна для детей не только благодаря прекрасной музыке, прежде всего благодаря близости жизненной правде. Манящий мир взрослых оказывается опасным, каждый шаг может стать шагом, разрушающим будущее. Дети пытаются «прочитать» судьбу героев «наоборот»- с момента ложного шага развернуть действие в другую строну, и это изменение сможет принести пользу, а не беду. Художественное произведение заставляет детей задуматься о жизни лучше, чем уроки взрослых. Вспоминаются слова великого мастера музыки Генделя: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился сделать их лучше».
Музыкальная встреча с Кармен для детей не закончилась: в тетрадях (в разделе «Мои музыкальные впечатления») дети фиксируют театральные впечатления от оперы, причём кто-то впервые повел своих родителей на представление этого жанра, проведя с ними музыкальный экскурс по произведению. Кто-то прочитал новеллу П. Мериме и остался недоволен изменением сюжета по сравнению с оперой. Хорошо рисующая ученица занесла в тетрадь варианты новых костюмов для главной героини.
Обращение к жанру оперы помогло найти рок-музыке возможность решать серьёзные вопросы, используя богатый арсенал музыкально-драматургических приёмов, которыми давно владела «серьёзная» музыка. При этом сохранялась яркая зрелищность, без которой уже немыслимы выступления рок-музыкантов.